«Дневники мотоциклиста» Эрнесто Че Гевары, краткое содержание читать ~11 мин.
Книга Эрнесто «Че» Гевары «Дневники мотоциклиста: Записки о латиноамериканском путешествии» – это любимый всеми гибрид романа, путевого романа, политического комментария и дневника. Она стала ещё более известной после того, как в 2004 году по ней был снят популярный фильм, и неоднократно попадала в списки бестселлеров. Хотя произведение появилось до радикальных политических дней Гевары, многие его идеологические убеждения сформировались во время этого путешествия и поэтому присутствуют в тексте.
Геваре было двадцать три года, когда он и его друг Альберто Гранадо решили отправиться в путешествие по Латинской Америке. Они выехали из Буэнос-Айреса, Аргентина, в январе 1952 года на «La Poderosa» («Могучий»), одноцилиндровом Norton 500cc 1939 года. Он уже совершил длительное путешествие по Аргентине в 1950 году и чувствовал себя подготовленным к более длительному варианту, который они с Гранадо решили осуществить. В итоге они проехали через Аргентину, Чили, Перу, Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Панаму и, наконец, Майами, после чего Гевара вернулся на грузовом самолёте в Аргентину.
Дневники просочились из Боливии вскоре после смерти Гевары, и поговаривали, что боливийцы собирались продать их тому, кто больше заплатит. Однако дневники попали на Кубу, и их копия была передана общественности бесплатно.
В 1980-х годах семья Гевары начала работать с его неопубликованными рукописями и в 1993 году подготовила к печати «Дневники мотоциклиста». В 2003 году книга была опубликована издательством Ocean Press и Центром исследований Че Гевары с предисловием дочери Гевары, Алейды Гевары.
В 2005 году Гранадо рассказал Би-би-си о своём путешествии, заявив: «Самым важным было осознать, что у нас есть общая чувствительность к вещам, которые были неправильными и несправедливыми» и «У меня сложилось впечатление, что Че прощается с институциональной медициной и становится врачом народа».
Сюжет
Эрнесто «Че» Гевара, двадцатитрехлетний аргентинский студент-медик, решает сделать перерыв в учёбе и отправиться на мотоцикле «La Poderosa» («Могучий») вместе с биохимиком и другом Альберто Гранадо в путешествие по Латинской Америке до Северной Америки.
Прощаться со своей девушкой Чичиной тяжело, но Гевара знает, что ему суждено странствовать и увидеть мир. Первые путешествия проходят в Аргентине, где они встречаются с друзьями, хорошо едят и пьют и продолжают заставлять неустойчивый велосипед работать на них. Гевара заболевает гриппом, но выздоравливает.
Покинув Аргентину, они добираются до Чили на лодке. В Чили они становятся местными знаменитостями благодаря своей работе над лепрой; благодаря газетной статье о них и их приключениях они неоднократно получают ночлег и еду, пока находятся в Чили. К сожалению, мотоцикл разбивается слишком часто, и его не удаётся восстановить, поэтому Гевара и Альберто вступают в новую фазу своего путешествия в качестве «бомжей без колёс».
В Чили они тушат пожар в пожарной команде, исследуют городские улицы Вальпараисо, играют в футбол и безуспешно пытаются добраться до острова Пасхи. Гевара ухаживает за бедной больной женщиной и размышляет о том, что она похожа на всех страдающих и умирающих бедняков, и что правительству следовало бы тратить больше денег на общественно полезные вещи, а не рекламировать собственную власть.
Чтобы избежать путешествия по пустыне, мужчины решают пробраться на корабль, потому что не могут позволить себе заплатить за проезд. Им удаётся это сделать, спрятавшись в гальюне, который так воняет, что им приходится объявить о себе капитану. Им разрешают остаться и работать.
В последние недели пребывания в Чили они посещают медные рудники, озера, засушливые участки кустарника и очаровательный город Арика. Гевара находится под впечатлением, когда размышляет о том, как испанские исследователи прошлого проводили свои завоевания в подобных местах. Он также сравнивает Чили с Аргентиной, отмечая, что первая испытывает гораздо больше трудностей, чем вторая.
Гевара и Альберто добираются до Перу и начинают подниматься в горы на грузовиках, которые им удалось поймать. Они встречают перуанцев, которые рассказывают им о современном состоянии перуанской бедноты, а также освещают некоторые аспекты прошлого и определённые ритуалы.
Куско – это кульминационный момент для мужчин, и Гевара пишет о том, насколько многогранен этот город: по его мнению, есть три разных Куско, которые привлекают разных людей, посещающих их. Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу очаровывают их, а также слияние индейской и испанской архитектуры, культуры и одежды.
Через пару недель Гевара и Альберто отправляются в Лиму – это трудное путешествие, состоящее из множества переключений транспортных средств. Лима красива и в некоторой степени современна, но в то же время носит в себе черты нескольких культур. Мужчины осматривают музеи, встречаются с другими лепрологами, едут на лодке в колонию прокажённых Сан-Пабло, посещают индейцев племени ягуас и отправляются на плоту из колонии в Колумбию.
Гевара и Альберто расстаются после того, как добираются до Венесуэлы, что вызывает у Гевары меланхолию. Он заканчивает своё повествование о путешествии, заявляя о своей приверженности революции, борьбе против империализма Соединённых Штатов и подготовке к самопожертвованию в этой великой битве.
Темы
Формирование мировоззрения
Гевара уже имеет представление об истории завоевания и колонизации Южной Америки испанцами и её последующего подчинения Соединёнными Штатами, но в этой поездке он оттачивает своё мировоззрение. Исследуя вместе с Альберто земли Аргентины, Перу, Колумбии и Чили, он воочию видит, что на самом деле испытывают бедняки. Он видит, как они влачат жалкое существование, как ими пользуются, как их лидеры больше всего заботятся о том, чтобы набить собственные карманы, и как «колосс на севере» заботится только о том, чтобы использовать Южную и Латинскую Америку в качестве пешки в холодной войне. К концу поездки Гевара сформировал твёрдое понимание своей роли в предстоящей революции (революциях).
Приключение
Гевара и Альберто отправляются в это путешествие в момент спонтанности, и этот дух приключений остаётся с ними даже тогда, когда они переносят мороз, преследования полиции, отсутствие еды и неудобное путешествие. Это два молодых человека, которые хотят лучше понять свою страну и самих себя; они искренни, открыты и с энтузиазмом относятся к приключениям, которые их ждут. Они играют в футбол среди руин, бегают за девушками, взбираются на горы и посещают колонию прокажённых посреди джунглей. Это произведение является не только автобиографией, но и путеводителем, и его отличает писательский дух.
Братство
Повествование не только исследует близость между Геварой и Альберто – Гевара трогательно пишет о том, что, когда Альберто решил остаться в Венесуэле, он чувствует себя так, словно у него оголён фланг, – но также исследует, как Гевара рассматривает всю Южную и Латинскую Америку как одну «единую метисную расу» (149). Любое деление произвольно и бесполезно; у них больше общего, чем различий. Это часть политического развития Гевары, потому что он не заинтересован в том, чтобы играть на стороне одной страны против другой; скорее, он видит настоящую борьбу в борьбе против империализма Соединённых Штатов.
Страдания
Гевара иногда бывает незрелым, развязным молодым человеком, но в основном это человек с глубоким состраданием к страданиям своих товарищей. Он не только изучает медицину, но и занимается проказами – крайне стигматизированным недугом. Он пишет о том, как он и Альберто проводят время с людьми в колониях прокажённых и как они относятся к ним как к людям, а не как к животным или изгоям. Он пишет о больной старушке с неравнодушной семьёй, об обедневшей паре шахтёров, не имеющей ни одного одеяла, об угнетённых индейцах и миллионах людей, ставших жертвами полиции и политиков. Страсть Гевары к народу и народной революции проявляется в этом наборе путевых дневников, потому что он не может смотреть на мир иначе.
Радость жизни
Когда «Ла Подероса» разбивается в последний раз и люди отправляются в путь пешком, их путешествие становится тяжёлым. Они сталкиваются с холодной погодой, нехваткой еды, отсутствием гарантий ночлега, пустынями и изнурительными переправами на плотах, преследованиями полиции, астмой у Гевары и множеством других трудностей. Тем не менее, дневники Гевары свидетельствуют об особой жизнерадостности, которая помогает им с Альберто пережить трудные времена. Они благодарны за любую помощь, которую получают, и с радостью отвечают взаимностью. Они редко жалуются, вместо этого проявляя сострадание к тем, кому приходится хуже, чем им. Кажется, они очень рады тому, что живы, что у них есть возможность путешествовать и глубоко общаться с людьми.
Гостеприимство
Гевара и Альберто не могут удовлетворить свои собственные потребности в еде, жилье и путешествиях. Хотя они часто работают, чтобы компенсировать эти нужды, часто они просто пользуются гостеприимством людей, которых они встречают на своём пути. Гражданская гвардия, полицейские участки, пожарные станции, семьи, врачи и больницы, капитаны кораблей и многие другие – все они в какой-то момент помогают путешественникам, демонстрируя глубокое чувство гостеприимства и альтруизма. Кажется, они понимают, что Гевара и Альберто делают здесь что-то важное, будь это связано с медициной, политикой или культурой. Гостеприимство южноамериканцев изображено как почти безграничное и совершенно искреннее.
Колониализм и завоевание
Гевара часто пишет о классовом конфликте, который проявляется в борьбе бедных и больных. Он делает это так, чтобы показать, что знает свою историю: он подробно описывает, как испанские исследователи и завоеватели пришли в Южную и Латинскую Америку и жестоко вырезали земли и индейцев, чтобы создать место, где они могли бы быть суверенными правителями. Он упоминает о повсеместном распространении католицизма и его попытках искоренить религию коренных народов. Он осуждает западных археологов и музеи за разграбление священных мест. Он пишет о вакууме, оставленном колониальными державами, и о том, как Соединённые Штаты в XX веке в какой-то степени заполнили этот вакуум. К концу текста, когда Гевара бросает свою метафорическую шляпу на революционный ринг, читатели могут понять, почему он чувствовал себя настолько оправданным.
Че и Фидель
Че Гевара наиболее известен благодаря «Дневникам мотоциклиста», а также своим отношениям с кубинским лидером Фиделем Кастро. Последняя тема выходит за рамки первой, поэтому в этом разделе мы более подробно рассмотрим этот знаменитый революционный дуэт.
Гевара и Кастро познакомились в июле 1955 года, когда Кастро был сослан в Мексику после неудачной попытки свержения Батисты. Они сразу же нашли общий язык и часами делились своими идеалами. В своём дневнике Гевара писал: «Я всю ночь проговорил с Фиделем. А утром я стал врачом его новой экспедиции». По правде говоря, после пережитого в Латинской Америке мне не нужно было многого другого, чтобы завербоваться в революцию против тирана. Но Фидель произвёл на меня особое впечатление. Я разделял его оптимизм. Нам нужно было действовать, бороться, материализовать наши убеждения. Перестать ныть и бороться». Журналистка Джорджия Энн Гейер написала об этом так: «Это было похоже на Ленина и Троцкого, на Гитлера и Геббельса, на Мао Цзэдуна и Чжу Дэ».
Год спустя Кастро был заключён в тюрьму вместе с Геварой. Гевара был освобождён первым, но не оставил там Кастро: он помог ему обрести свободу.
После двух лет партизанской войны, в которой Кастро, его брат Рауль и Гевара сражались бок о бок, Кастро провозгласил победу кубинской революции в январе 1959 года. Он стал настаивать на том, чтобы Гевара ушёл из центра внимания, и Гевара с радостью согласился. Его назначили президентом национального банка и инструктором вооружённых сил. Гевара стал кубинским гражданином, развёлся со своей первой женой и женился на кубинке по имени Алейда Марч.
В 1962 году, после Кубинского ракетного кризиса, Геваре стало не по себе от того, что Кастро пошёл на сближение с Советским Союзом. В 1964 году Кастро решил не пускать Гевару на Кубу, назначив его послом. Это отражало растущий прагматизм Кастро, отдававшего предпочтение политическим идеям перед дружбой.
Гевара разозлил Кастро в следующем году, когда выступил с критикой Советского Союза на Афро-Азиатской конференции в Алжире. Когда он вернулся в Гавану, его немедленно похитили и почти двое суток держали в «доме безопасности»; затем он на несколько месяцев исчез из поля зрения общественности. Спустя несколько месяцев Кастро объявил, что «Эль Че» был выведен из состава Центрального комитета, поскольку Гевара якобы написал прощальное письмо (это была ложь).
К этому времени Гевара в первую очередь занимался партизанской войной в Конго, но она провалилась. Он был заинтересован в возвращении в Аргентину, но аргентинская коммунистическая партия и Кастро не одобрили это решение. Кастро организовал для него другую международную партизанскую операцию в Боливии, но именно там Гевара был ранен, арестован и казнён. Один из биографов Гевары, Хорхе Кастаньеда, сказал кратко: «Фидель не посылал Че на смерть в Боливии. Он просто позволил истории идти своим чередом». Однако журналист Альберто Мюллер писал, что в Гаване был партизанский отряд, готовый спасти Гевару, но Кастро так и не утвердил его: «(Гевара) умер жалким образом. Без лекарств от астмы, без сапог и только в лохмотьях, обёрнутых вокруг ног, без воды, без еды и без союзников».
- «Солнечный удар» Ивана Бунина, краткое содержание
- «Агафья» Чехова, краткое содержание
- «Чёрный монах» Антона Чехова
- «Душечка» Антона Чехова
- «Злоумышленник» Антона Чехова
- «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание
- «Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?