«Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание читать ~10 мин.
«Алхимик» (порт. O Alquimista) — роман бразильского писателя Пауло Коэльо (Paulo Coelho), ставший одним из самых значительных литературных феноменов XX века. Мировой тираж книги превысил 65 миллионов экземпляров. Роман переведён более чем на 80 языков и возглавлял списки бестселлеров в десятках стран. Популярность «Алхимика» объясняется несколькими факторами. История пастуха Сантьяго — это повествование о повседневной духовности, которую люди могут применять в своей жизни.

Одна из главных идей книги заключается в том, что духовность неразрывно связана с потребностью человека реализовать свои мечты. Истинное желание сердца является посланием от Вселенной. Именно в стремлении к своим целям человек по-настоящему живёт. Кроме того, «Алхимик» написан простым и лаконичным стилем, что подчёркивает его красоту. Таким образом, роман вписывается в давнюю традицию притч и моральных историй, цель которых — передать практический жизненный урок. Простой слог в сочетании с надконфессиональным духовным посылом объясняет его популярность у читателей с разными вкусами и убеждениями.
Сюжет
«Алхимик» рассказывает историю молодого пастуха по имени Сантьяго, которому суждено найти сокровище, превосходящее его самые смелые мечты. На своём пути он учится слушать своё сердце и осознаёт, что его мечты, его «Своя Стезя», являются частью Души Вселенной.
Сантьяго — скромный пастух, чьи желания просты: свободно странствовать со своими овцами, иметь немного вина и книгу. Однако в его жизнь вмешивается судьба в виде повторяющегося сна о великом сокровище, спрятанном у египетских пирамид. После встречи с Мельхиседеком, мудрецом и царём далёкой земли, Сантьяго решается отправиться на поиски. Он продаёт своих овец и отплывает в Африку, чтобы осуществить свою мечту.
По прибытии в Африку становится ясно, что путь будет нелёгким. В первый же день в Танжере Сантьяго грабят, и он остаётся один, не зная арабского языка. Поначалу он думает сдаться и вернуться. Однако, вспомнив слова мудреца, он решает идти дальше и устраивается на работу в лавку торговца хрусталём.
Проработав там год, Сантьяго многое узнаёт о жизни и своей «Своей Стезе». Он зарабатывает достаточно денег, чтобы купить новое стадо овец и вернуться домой. Но в последний момент он решает рискнуть всем и присоединяется к каравану, идущему в Египет.
В караване Сантьяго знакомится с Англичанином, который ищет в Африке знаменитого алхимика. Во время путешествия по пустыне Англичанин рассказывает Сантьяго о тайнах алхимии. Сантьяго находит, что его идеи перекликаются с мыслями Мельхиседека. Оба говорят о «Душе Мира», с которой все мы связаны, и о необходимости следовать «Своей Стезе». Однако Сантьяго предпочитает учиться, наблюдая за миром, а Англичанин — по сложным книгам. В пути до них доходят слухи о войне между племенами.
Когда караван наконец прибывает в оазис Эль-Файюм, где живёт алхимик, Сантьяго встречает прекрасную девушку по имени Фатима и влюбляется. Он понимает, что любовь, как и «Своя Стезя», исходит от «Души Мира». Во время прогулки по пустыне у Сантьяго случается видение грядущей битвы. Он спешит предупредить старейшин оазиса. Когда его видение сбывается, ему предлагают должность советника. Сантьяго готов остаться с Фатимой, но его находит Алхимик и убеждает продолжить путь к сокровищам.
В дороге Алхимик учит Сантьяго слушать своё сердце. Сердце может быть обманчивым, но лучший способ избежать его ловушек — внимательно прислушиваться к нему. Недалеко от пирамид Сантьяго и Алхимик попадают в плен к воинам одного из племён. Алхимик заявляет, что Сантьяго — могущественный маг, способный превратиться в ветер. Пленники обещают сохранить им жизнь, если юноша докажет это.
Сантьяго не имеет представления, как это сделать. После трёх дней медитации он, используя знания о «Душе Мира», обращается к стихиям. Он просит помощи у пустыни, затем у ветра, солнца и, наконец, у самой «Души Мира». Внезапно поднимается сильный ветер, Сантьяго исчезает и появляется на другой стороне лагеря.
Алхимик оставляет Сантьяго, и тот в одиночестве добирается до пирамид. Там на него нападают грабители. На вопрос, что он здесь делает, Сантьяго рассказывает о своём сне. Один из разбойников смеётся и говорит, что ему тоже снился сон о сокровищах, но зарытых в руинах старой церкви в Испании. Сантьяго понимает, где на самом деле всё это время были его сокровища.
Повествование переносится в будущее. Сантьяго копает яму под деревом на том месте, где ему впервые приснился сон. Он находит сундук, полный золота — этого хватит, чтобы он и Фатима жили счастливо.
Список персонажей
Сантьяго
Главный герой романа «Алхимик». Он родился в небольшом городке в Андалусии и в детстве учился в семинарии, но мечтал путешествовать. Набравшись смелости, он просит у отца разрешения стать пастухом, чтобы странствовать по полям Андалусии. Однажды в городе Тарифа он встречает таинственного человека, который вдохновляет его на путешествие в Африку.
Любознательность и открытость ума делают Сантьяго особенно восприимчивым к знакам судьбы и поиску «Своей Стези». Он высоко ценит свободу, поэтому и стал пастухом. Поначалу он избегает всего, что может её ограничить, но со временем понимает, что излишняя осторожность представляет большую угрозу для свободы, чем осознанный риск.
Мельхиседек
Царь Салема, таинственного города. Мельхиседек появляется перед Сантьяго на площади в Тарифе, где впервые рассказывает ему о «Душе Мира» и «Своей Стезе». Он является тем, кто пытается следовать своему предназначению, даже если они этого не осознают. Хотя поначалу Мельхиседек одет в простую одежду, позже он показывает золотой нагрудник, инкрустированный драгоценными камнями. Он дарит Сантьяго магические камни Урим и Туммим.
Англичанин
Сантьяго встречает Англичанина в караване на пути в Эль-Файюм. Тот стремится стать великим алхимиком и едет учиться к мудрецу, которому, по слухам, более 200 лет и который умеет превращать любой металл в золото. Сантьяго многое узнаёт об алхимии от Англичанина, который даёт ему почитать свои книги во время путешествия по Сахаре.
Фатима
Красивая девушка, живущая в оазисе Эль-Файюм. Сантьяго влюбляется в неё у колодца. Они разговаривают каждый день, и в итоге он предлагает ей выйти за него замуж. Однако Фатима настаивает, чтобы он сперва завершил свой путь и следовал «Своей Стезе». Это ставит Сантьяго в тупик, но Алхимик объясняет ему, что истинная любовь никогда не мешает предназначению. Если это происходит, значит, это не истинная любовь.
Алхимик
Очень могущественный алхимик, который живёт в оазисе Эль-Файюм в Египте. Сначала Сантьяго узнаёт о нём от Англичанина, но в итоге именно Сантьяго становится его истинным учеником. Алхимик носит чёрные одежды и охотится с помощью сокола. Он владеет Эликсиром Жизни и Философским Камнем.
Торговец хрусталём
Даёт Сантьяго работу в Танжере после того, как того ограбили. Работая в лавке, Сантьяго многое узнаёт о жизненной философии торговца и о важности мечты. Торговец, хоть и боится рисковать, является добрым человеком и понимает стремления Сантьяго. Именно он говорит юноше, что тот не вернётся в Испанию, поскольку это не его судьба.
Темы
Сны и мечты
Именно сон о сокровищах побуждает Сантьяго отправиться на поиски своей судьбы. И именно чужой сон в финале указывает ему верный путь. Сантьяго снится ребёнок, который показывает ему сокровища у подножия пирамид. Когда он рассказывает об этом сне цыганке и Мельхиседеку, оба убеждают его следовать знакам, так как сны — это язык Вселенной.
В конце книги сон грабителя, в котором сокровища были спрятаны в заброшенной церкви, возвращает Сантьяго в Испанию. Таким образом, сны напрямую связаны с темой судьбы. Они также являются целями и стремлениями. Мечта о сокровищах даёт Сантьяго цель, и решение следовать ей позволяет ему реализовать «Свою СТезю».
В этом смысле послание «Алхимика» можно описать так: каждому человеку нужна мечта. Самые уязвимые моменты в путешествии Сантьяго — те, когда он теряет из виду свою цель. Это происходит после работы в хрустальной лавке и когда он готов остаться в оазисе с Фатимой. В обоих случаях он находит в себе силы продолжить путь. Контрастом выступает торговец хрусталём, который боится осуществить свою мечту о поездке в Мекку, полагая, что лишь она заставляет его жить. Роман же утверждает, что мечтать необходимо, и следовать мечте — значит жить.
Любовь
В начале истории Сантьяго с нетерпением ждёт встречи с дочерью торговца. Однако, отправившись на поиски сокровищ, он быстро её забывает. Позже он встречает Фатиму в оазисе и готов отказаться от своей цели ради неё. Разница между этими двумя случаями существенна.
Во-первых, чувства Сантьяго к дочери торговца были скорее увлечением, лишённым духовной глубины. Поэтому он легко оставляет эту мысль. В случае с Фатимой всё иначе. Когда они встречаются, Сантьяго чувствует, что «Душа Мира» говорит с ним напрямую. Во-вторых, Фатима не призывает его отказаться от «Своей Стези». Её любовь не мешает ему следовать судьбе. Одна из главных тем «Алхимика» заключается в том, что истинная любовь никогда не препятствует жизненному предназначению.
Своя Стезя и Судьба
Одна из основных тем романа — идея предопределённости, выраженная арабским словом maktub, что означает «так предначертано». Цель жизни состоит в том, чтобы жить в гармонии со своим предназначением, или «Своей Сtezёй». От этой гармонии зависит счастье. Предполагается, что в детстве все мы знаем свою «Свою Сtezю», но, взрослея, усложняем всё.
Мельхиседек говорит: “Когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось”. Это означает, что если судьба вложила желание в сердце человека, она же поможет его осуществить. Проблема в том, чтобы сосредоточиться и понять, чего человек действительно хочет. Сантьяго учится этому, когда заглушает свои страхи и осознаёт единство с миром. Это проявляется в кульминационной сцене, когда он, общаясь со стихиями, превращает себя в ветер.
Важность пути
Роман подчёркивает, что сам путь не менее важен, чем конечная цель. Хотя Сантьяго стремится найти сокровища, настоящим богатством становятся уроки, которые он извлекает в пути. Каждая встреча и каждое испытание — от ограбления в Танжере до работы в хрустальной лавке и общения с Алхимиком — формируют его характер и приближают к пониманию «Души Мира».
В финале Сантьяго обнаруживает, что сокровища были спрятаны там, откуда он начал свой путь. Это символизирует, что истинная ценность заключалась не в золоте, а в мудрости и опыте, приобретённых во время странствий. Путешествие позволило ему вернуться к началу, но уже совершенно другим человеком, способным оценить то, что он нашёл.
Единство
Тема единства всего сущего раскрывается в романе через два аспекта. Во-первых, «Душа Мира» объединяет всех: людей, растения, камни и стихии. Во-вторых, между различными религиями мира нет принципиальных различий. Алхимик утверждает, что даже у неодушевлённых предметов есть своя «Своя Стезя». Например, предназначение свинца — стать золотом, и алхимики лишь помогают ему в этом, как помогают и Сантьяго.
Единство проявляется и в том, что в повествовании сглаживаются различия между христианством и исламом. Читателю дают понять, что, поскольку Бог един со всем творением, все религии говорят об одном и том же. Первоначальное недоверие Сантьяго к «неверным» быстро сменяется осознанием, что их духовные поиски очень похожи на его собственные.
Эгоизм
Книга открывается прологом, пересказывающим миф о Нарциссе, что сразу вводит тему эгоизма. В авторской версии не только Нарцисс был эгоистичен, но и озеро, в котором он утонул. Озеро тосковало по нему, потому что видело своё отражение в его глазах. Это намекает на неоднозначное рассмотрение данной темы.
Эгоизм проявляется в концепции «Своей Стези». Роман предполагает, что главная задача человека — стремиться к мечте своего сердца любой ценой. Это часто означает отказ от того, что не способствует достижению цели. Для Сантьяго это уход из дома и готовность оставить любовь, если она мешает его пути. Поскольку «Своя Стезя» вложена в сердце человека судьбой, следование ей — это не выбор, а долг. Таким образом, роман предполагает, что эгоизм в определённом смысле — это не порок, а необходимое условие для достижения гармонии со Вселенной и обретения счастья.
- Придворный алхимик Джон Ди был изображён на картине в круге из черепов
- Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие
- «Заир» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Победитель остаётся один» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Одиннадцать минут» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?