«Американская трагедия» Теодора Драйзера, краткое содержание читать ~16 мин.
Роман Теодора Драйзера (Theodore Dreiser) «Американская трагедия» был опубликован в 1925 году, одновременно с «Великим Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда. Оба произведения рисуют портрет американского общества начала XX века, однако создают впечатление, будто их действие происходит в совершенно разных странах.
История Гэтсби, несмотря на сомнительную мораль и отсутствие этических норм у персонажей, утверждает идею Америки как страны возможностей. Фицджеральд показывает, что сказочного богатства и исполнения желаний может достичь любой, кто готов усердно работать и отбросить сомнения. Драйзер, напротив, демонстрирует, что «американская мечта» для подавляющего большинства так и остаётся недостижимой.

Оба романа включают реальные события и людей в свои вымышленные миры. В «Великом Гэтсби» некоторые персонажи основаны на реальных личностях, знакомых Фицджеральду. Однако связь с действительностью здесь довольно условна. «Американская трагедия», в свою очередь, тесно связана с реальным судебным процессом по делу об убийстве Честера Джилетта. Джилетт был признан виновным в смерти своей беременной девушки Грейс Браун, хотя обстоятельства её гибели допускали версию о несчастном случае на воде.
Главный герой Драйзера, Клайд Гриффитс, во многом повторяет судьбу Джилетта. Он также вырос в семье странствующих проповедников Армии спасения и был осуждён за убийство своей беременной подруги во время лодочной прогулки. Драйзер видел в этом деле не единичный случай, а проявление системной проблемы, характерной для целого ряда подобных преступлений, совершённых в то время.
Обстоятельства этих преступлений имели общую социальную и психологическую природу. Их совершали амбициозные молодые люди, стремящиеся к «американской мечте». Они устраняли не конкурентов, а лишь «неудобные» препятствия на своём пути к богатству. Название масштабного романа Драйзера подчёркивает, что большинство людей, обладающих лишь амбициями, в итоге сталкиваются с трагической реальностью.
Драйзер писал свой роман в духе литературного натурализма. Это направление рассматривает человека как продукт наследственности и социальной среды. Писатели-натуралисты полагали, что характер и судьба личности предопределены внешними силами, такими как происхождение, воспитание и экономические условия. Именно поэтому Клайд Гриффитс изображён не столько злодеем, сколько жертвой обстоятельств и ложных идеалов, навязанных обществом.
Драйзер был убеждённым сторонником социального обеспечения для помощи нуждающимся. Он считал, что это помогает — пусть и в малой степени — сократить неравенство, при котором те, кто меньше всего нуждался в помощи, получали её с наименьшими усилиями. Сам Драйзер получил огромную поддержку при написании «Американской трагедии»: его издатель Гораций Ливерайт предоставил ему аванс в размере 4 000 долларов, что было почти неслыханно для того времени.
После публикации «Американскую трагедию» почти сразу запретили в Бостоне. Как это часто бывает, вызванные запретом споры лишь подогрели интерес публики. В результате роман стал коммерчески гораздо более успешным, чем мог бы быть без этого морализаторского давления.
Роман был дважды экранизирован. Первая версия, снятая в докодовую эру Голливуда, вышла под оригинальным названием. Более известной стала вторая экранизация 1951 года — «Место под солнцем». В этом фильме снялись Монтгомери Клифт в роли Джорджа Истмена (прототип Клайда), Шелли Уинтерс в роли его беременной коллеги и Элизабет Тейлор, олицетворявшая американскую мечту.
Джордж Стивенс получил «Оскар» за режиссуру фильма «Место под солнцем». Картина сохранила едкий социальный комментарий романа, но в эпоху голливудской «охоты на ведьм» уступила награду за «Лучший фильм» более консервативной ленте «Американец в Париже». Иронично, что если бы Стивенс сохранил оригинальное название, в одном году за главные награды боролись бы два разных фильма со словом «американский» в названии.
Сюжет
Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей поют гимны и раздают религиозные брошюры на улице. Старший мальчик, Клайд Гриффитс, тяготится своим занятием. Его родители, непрактичный Аса Гриффитс и его жена, посвятили себя спасению заблудших душ, но их служение едва позволяет семье сводить концы с концами.
Клайд стремится вырваться из этого унылого мира. Он устраивается помощником в аптеку, а затем — посыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Новая работа не требует особых навыков, но приносит хорошие чаевые. Это позволяет Клайду помогать семье, покупать модную одежду и откладывать деньги.
Коллеги быстро принимают Клайда в свою компанию, и он погружается в новую, весёлую жизнь. Он знакомится с привлекательной продавщицей Гортензией Бриггс. Девушка не собирается отвечать на ухаживания без материальной выгоды и намекает, что хочет дорогой жакет за сто пятнадцать долларов. Клайд не в силах ей отказать.
Однажды Клайд отправляется в поездку на роскошном «Паккарде». Машину без разрешения взял один из его приятелей, Спарсер, из гаража богача, у которого работал его отец. На обратном пути погода портится, и Клайд с друзьями, опаздывая на работу, просят Спарсера ехать быстрее. Тот превышает скорость, сбивает маленькую девочку и, пытаясь скрыться от погони, врезается в груду камня. Некоторые пассажиры теряют сознание, остальные разбегаются.
На следующий день газеты сообщают о происшествии. Сбитая девочка умерла, а арестованный Спарсер выдал имена всех участников поездки. Опасаясь ареста, Клайд бежит из Канзас-Сити. Три года он живёт под вымышленным именем, выполняя тяжёлую работу за гроши. Однажды в Чикаго он случайно встречает своего бывшего коллегу Раттерера, который устраивает его посыльным в «Юнион Клаб».
Клайд доволен новой жизнью, но однажды в клубе он встречает своего дядю, Сэмюэла Гриффитса. Дядя — владелец фабрики воротничков в городе Ликург, штат Нью-Йорк. Эта встреча приводит к переезду Клайда. Дядя предлагает ему место на фабрике, не обещая, однако, золотых гор.
Сын Сэмюэла, Гилберт, принимает кузена холодно. Убедившись, что Клайд не обладает полезными навыками, он определяет его на тяжёлую и низкооплачиваемую работу в цех в подвале. Клайд снимает комнату в дешёвом пансионе и начинает всё с нуля, надеясь на успех.
Проходит месяц. Клайд добросовестно выполняет поручения. Гриффитс-старший интересуется у сына мнением о племяннике, но Гилберт отзывается о нём прохладно. По его словам, у Клайда нет образования и целеустремлённости. Однако Сэмюэл видит в юноше потенциал и даёт ему шанс. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают на семейный обед, где он знакомится с очаровательными Сондрой Финчли и Бертиной Крэнстон.
По настоянию отца Гилберт находит Клайду более престижную работу. Он строго предупреждает кузена о недопустимости романов с работницами. Клайд соглашается, но вскоре на фабрику приходит новая работница, Роберта Олден. Клайд не может устоять перед её обаянием, и они начинают тайно встречаться. Воспитанная в строгих правилах, Роберта поддаётся его настойчивым ухаживаниям.
Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча меняет его жизнь. Богатая наследница вводит его в круг «золотой молодёжи». Очарование скромной Роберты меркнет в глазах Клайда. Чувствуя его холодность и боясь потерять его, Роберта уступает ему, и они становятся любовниками.
Отношения с Сондрой открывают перед Клайдом заманчивые перспективы. Роберта замечает это и мучается от ревности. Вскоре она понимает, что беременна. Клайд в панике ищет выход: лекарства не помогают, а врач, к которому они обращаются, наотрез отказывается делать аборт.
Единственный выход — женитьба. Этот вариант категорически не устраивает Клайда, ведь он означает крушение его мечты о блестящем будущем рядом с Сондрой. Роберта в отчаянии угрожает всё рассказать его дяде. Это положит конец карьере Клайда и его роману с богатой наследницей.
Клайд обещает Роберте найти другого врача или временно жениться на ней. В этот момент он натыкается в газете на заметку о трагедии на озере Пасс: там перевернулась лодка, тело девушки нашли, а её спутник исчез. Эта история производит на него сильное впечатление. Вскоре он получает ультиматум от Роберты: она вернётся в Ликург и всё расскажет, если он не примет решение.
Клайд приглашает Роберту в путешествие на озеро Большой Биттерн, обещая после этого жениться на ней. В его сознании зреет ужасный план, но он до конца не верит, что сможет его осуществить. Одно дело — совершить убийство в воображении, и совсем другое — в реальности.
Клайд и Роберта отправляются на лодочную прогулку по безлюдному озеру. Задумчивый вид Клайда пугает девушку. Когда она пытается дотронуться до него, он инстинктивно отшатывается и случайно ударяет её фотоаппаратом. Роберта теряет равновесие, лодка переворачивается, и девушка оказывается в воде. Она умоляет о помощи, но Клайд, охваченный страхом и растерянностью, бездействует. Он плывёт к берегу один.
Тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Он пытается всё отрицать, но опытный прокурор легко загоняет его в угол. Клайда арестовывают. Его судьбу решит суд.
Сэмюэл Гриффитс, потрясённый случившимся, нанимает для племянника хороших адвокатов. Они отчаянно борются, но и прокурор Мейсон настроен решительно. Долгий и напряжённый судебный процесс завершается смертным приговором. Состоятельные родственники отворачиваются от Клайда, и лишь его мать продолжает бороться за его жизнь.
Клайда переводят в тюрьму Оберн, известную как «Дом смерти». Отчаянные попытки его матери собрать деньги на апелляцию не приносят успеха. Общество теряет интерес к осуждённому, и теперь ничто не может остановить машину правосудия.
Список персонажей
Клайд Гриффитс
Клайд Гриффитс воплощает стремление к «американской мечте» — идее о том, что упорный труд ведёт к успеху. Эта идея становится для него соблазном. Клайд вырос в бедности в семье религиозных фанатиков. Главная тема романа заключается в том, что трагической судьбы можно было бы избежать, если бы он рос в иной экономической среде, способствующей социальному росту и успеху.
Стремясь вырваться из угнетающей атмосферы родительского дома, Клайд находит работу на фабрике своего дяди Сэма. Эта работа даёт ему шанс на лучшую жизнь, но роман показывает, что на пути к «американской мечте» всегда стоят силы классового разделения.
Сэмюэл Гриффитс
Дядя Клайда — полная противоположность его родителям. Как успешный бизнесмен, вращающийся в высших кругах общества, Сэмюэл мог бы быть изображён как стереотипный капиталист. Однако он проявляет искреннюю симпатию к своему племяннику. Будучи сторонником идеи о том, что успех достигается трудом, Сэмюэл предлагает Клайду работу на фабрике, чтобы тот изучил бизнес «снизу вверх».
Гилберт Гриффитс
Гилберт, сын Сэма и двоюродный брат Клайда, представляет собой продукт наследственного капитализма. Он сноб, который с презрением относится к менее удачливому родственнику. Гилберт предан идее классового превосходства так же фанатично, как родители Клайда — своим религиозным убеждениям.
Роберта Олден
Роберта Олден — обычная работница фабрики. Если бы Клайд принадлежал к высшему обществу, их пути вряд ли бы пересеклись. Но он начинает с низшей ступени, где и знакомится с Робертой. Их отношения приводят к её беременности, и именно тогда Клайд решает, что достоин принадлежать к богатой части семьи Гриффитсов, а значит, Роберта — препятствие на его пути.
Сондра Финчли
Сондра происходит из богатой семьи и символизирует другую составляющую «американской мечты»: брак с равной по положению как символ достигнутого успеха. Для Клайда Роберта олицетворяет необходимость довольствоваться малым. Сондра же представляет полную противоположность: возможность получить самое лучшее. Увы, Роберта тоже не готова довольствоваться малым, и для неё Клайд — предел мечтаний.
Томас Раттерер
До переезда в Ликург Клайд проводит время в Канзас-Сити, где познаёт мир соблазнов, от которых его предостерегали родители. Работая в отеле, он попадает под влияние посыльного Томаса Раттерера. Тот знакомит его с миром дешёвого алкоголя, доступных женщин и шумных вечеринок.
Уиллард Спарсер
Один из новых приятелей Клайда — Уиллард Спарсер. Однажды ночью он угоняет автомобиль, чтобы поехать на вечеринку. На обратном пути, будучи в нетрезвом состоянии, компания попадает в аварию, сбив маленькую девочку. Это событие заставляет Клайда бежать от закона в Чикаго, где он впоследствии и встретит своего дядю Сэмюэла.
Орвилл Мейсон
Орвилл Мейсон — окружной прокурор, стремящийся к собственной версии «американской мечты»: он хочет сделать политическую карьеру. На его пути стоит громкое преступление, которое может сделать его героем в глазах избирателей. Дело Клайда Гриффитса становится для него такой возможностью. Мейсон представляет процесс как борьбу простого человека против привилегированной элиты. Косвенные улики указывают на Клайда, и прокурор использует это в своих целях.
Бёртон Берли
Бёртон Берли — помощник окружного прокурора. Чтобы обеспечить обвинительный приговор, он не гнушается сомнительными методами. Берли подбрасывает несколько волос Роберты в фотоаппарат Клайда, который тот брал с собой на озеро. Эта сфабрикованная улика становится ключевым доказательством вины Клайда в суде.
Темы
Американская мечта
Название романа представляет собой ироническую инверсию понятия «американская мечта». Клайд Гриффитс стремится к ней со всей энергией, веря, что в Америке каждый может достичь всего, если будет усердно трудиться. Слишком поздно он обнаруживает, что это лишь пропаганда, не учитывающая решающей роли происхождения и стартовых условий.
Утешение религии
Семья Клайда отказалась от материального комфорта ради евангельского служения. Глядя на их убогий образ жизни, Клайд понимает, что обещания религии не воплощаются в реальности. Его родители не получают ни финансовых благ «американской мечты», ни духовного удовлетворения, которое они проповедуют. Для человека в положении Клайда религия оказывается таким же тупиком, как и мечта о материальном успехе.
Роль случая
Стремлению Клайда к богатству мешают не только социальные барьеры, но и, по мысли Драйзера, более могущественная сила — случай. Цепь событий, приведшая Клайда на озеро, пронизана случайностями и совпадениями. Автомобильная авария, встреча с богатым дядей, знакомство с Сондрой — каждое из этих событий направляет его по неумолимому пути к трагической развязке.
Отчуждение
Тема отчуждения проходит через весь роман. Даже в окружении людей Клайд Гриффитс всегда кажется одиноким и посторонним. Он чувствует себя чужим и среди верующих Армии спасения, и в компании ищущих развлечений гуляк, и в обществе элиты. Его отчуждение распространяется не только на людей, но и на окружающий мир. Клайд стремится к богатству, но его тревога лишь возрастает в окружении атрибутов власти и успеха.
«Американская трагедия» Драйзера — это комментарий на тему успеха и социальной структуры Америки. Автор изображает Клайда как человека слабого и безрассудного. Он винит родителей в том, что они дали ему религиозное воспитание, а не обеспечили богатое детство. По мере взросления он совершает всё более безответственные поступки, но не несёт за них ответственности. В конце концов, он становится причиной смерти Роберты и его казнят за это преступление.
Даже если бы Клайд родился в другой семье, его судьба могла бы сложиться так же. Однако он убеждён, что именно происхождение не позволило ему реализовать свой потенциал. На самом деле, именно отсутствие подлинных амбиций и нежелание брать на себя ответственность мешают ему достичь желаемого. Драйзер рисует Клайда как заблуждающегося человека, считающего себя продуктом обстоятельств.
Роберта, напротив, изображена как человек, чья судьба предопределена её происхождением. Она дочь фермера, и её жизненный путь кажется заранее предначертанным. Она принимает эту реальность и старается сделать всё возможное в отведённых ей рамках.
В романе Драйзер поднимает вечный вопрос: что определяет жизнь человека — природа или воспитание? В американском обществе распространено мнение, что происхождение предопределяет жизненный путь. Америка негласно приняла систему, подобную кастовой, которая управляет мыслями граждан друг о друге. Роберта принимает эту точку зрения, но Клайд — нет. В конечном итоге, только он несёт ответственность за свою судьбу, хотя сам до конца верил в обратное. Автор оставляет читателю право самому решить, заслуживает ли Клайд осуждения или сочувствия.
Экранизации романа
Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» неоднократно был адаптирован для кино и театра, что свидетельствует о его глубоком влиянии на массовую культуру. Уже вскоре после публикации издатель Хорэс Ливрайт поставил театральную версию в 1926 году, а в 1931 году вышла первая голливудская экранизация, снятая режиссёром Йозефом фон Штернбергом. Для этой картины студия «Paramount Pictures» приобрела права у Драйзера за значительную сумму, заказав первоначальный сценарий Сергею Эйзенштейну, но отказалась от его депрессивного варианта из-за политических соображений и страха коммунистической пропаганды. Сам Драйзер остался недоволен итоговой редакцией сюжета, поскольку голливудский фильм смягчил социальную критику романа.
В 1951 году сюжет романа был вновь адаптирован под названием «Место под солнцем» (режиссёр Джордж Стивенс). Фильм завоевал премию «Оскар» и стал культовым произведением, переосмысливая сюжет «Американской трагедии» в контексте более мягкой классовой структуры Америки послевоенного периода. Экранизация отмечена глубоким психологизмом и стала популярной как среди интеллектуалов (например, Жан-Люк Годар), так и у массовой аудитории.
Значимым достижением для советского кинематографа стало создание четырёхсерийного фильма «Американская трагедия» в 1981 году на Литовской киностудии, режиссёр Марийонас Гидрис. Эта версия избегала прямого антиамериканизма, сосредоточиваясь на универсальной драме молодого человека, оказавшегося меж двух стихий – религиозной бедности и соблазнов материального успеха. Фильм длится 353 минуты и стал первой масштабной работой студии, укрепившей её статус площадки для адаптаций иностранной литературы в СССР.
В целом история взаимоотношений романа и кинематографа демонстрирует, что адаптации неизбежно модифицировали социально-критические мотивы Драйзера, зачастую превращая авторский текст в самостоятельное произведение с акцентом на психологизм, любовную линию или драму неполноценности героя. По мнению современных исследователей, кинематографические версии «Американской трагедии» представляют собой пример феномена «смерти автора» (Ролан Барт): литературный источник становится миражом, узнаваемым лишь для зрителя, знакомого с романом.
Критическое восприятие романа
«Американская трагедия» считается ключевым произведением натуралистической прозы XX века и предметом обширных литературоведческих дискуссий. Критики отмечают, что Драйзер создал «эпос американской жизни» – разоблачающий материализм, классовое неравенство, жажду наказания и общее лицемерие буржуазной культуры. Несмотря на обвинения в газетной сенсационности и монотонности повествования, роман ценится за беспощадную социальную критику и честный анализ психологически сложного героя.
В отличие от глянцевых изображений «американской мечты», Драйзер предлагает мрачную картину общества, где идеалы часто оказываются недостижимым миражом. Многие рецензенты отмечают, что «Американская трагедия» отличается глубоким психологизмом, честностью и реалистичностью изображения душевных страданий и мотиваций персонажей. Широко обсуждается моральная неоднозначность поступков Клайда – некоторые читатели испытывают к нему сочувствие, другие склонны осуждать его.
Современные критики подчёркивают актуальность романа для анализа природы успеха и социальной мобильности. Образ Клайда используется как антитеза Гэтсби: если герой Фицджеральда демонстрирует блестящую мечту с другой стороны социального разделения, то Драйзер показывает внутренний мир того, кто вынужден «карабкаться» с самых низов. «Американская трагедия» остаётся предметом цитирования, интертекстуальных отсылок и мифологизации в последующей литературе и кино, подтверждая статус одной из вершин американского романа.
- «Сестра Кэрри» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
- «По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Этика для нового тысячелетия» Далай-ламы, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?