«Фауст» Иоганна Гёте, краткое содержание читать ~16 мин.
«Фауст» (Faust) Иоганна Вольфганга фон Гёте — это трагедия в стихах, признанная одним из величайших произведений немецкой и мировой литературы. Работа над этим magnum opus занимала Гёте на протяжении почти всей его жизни. Первые наброски он создал ещё в юности, во время учёбы на юридическом факультете, а завершил вторую часть трагедии лишь за год до своей смерти — спустя почти шестьдесят лет с момента начала работы.
Трагедия состоит из двух частей. Первая часть, опубликованная в 1808 году, фокусируется на личной драме учёного Фауста, его сделке с Мефистофелем и трагической истории любви с Маргаритой (Гретхен). Вторая часть, изданная посмертно в 1832 году, переносит действие из мира личных переживаний в «большой мир» истории, политики и мифологии, исследуя более масштабные философские и социальные вопросы.
В основе произведения лежат народные легенды о докторе Фаусте, которые начали распространяться по Европе с XVI века. Исследователи полагают, что исторический прототип персонажа, вероятно, врач или алхимик, действительно жил в Германии в то время. Его упоминал даже Мартин Лютер, отец протестантской Реформации, называя «фокусником и некромантом», который занимался дьявольскими делами. Исторический Фауст, по-видимому, практиковал алхимию и зарабатывал на жизнь как странствующий маг, устраивая представления для публики.

Легенда о Фаусте стала куда популярнее, чем её реальный прототип. Благодаря изобретению книгопечатания, в конце XVI века широкое распространение получили так называемые «народные книги» о Фаусте — дешёвые издания, доступные простым людям. В этих ранних версиях герой неизменно продавал душу дьяволу в обмен на магические способности и богатство. Его судьба была предопределена, и он всегда становился жертвой адских сил. История служила одновременно развлечением и предостережением для тех, кто осмеливался преступить религиозные и моральные устои.
«Фауст» Гёте предлагает более глубокую и философскую трактовку сюжета. Автор написал пьесу, чтобы исследовать темы философии, религии, политики и культуры в контексте эпохи Просвещения. В этой истории Фауст — не просто волшебник, а учёный, достигший пределов познания. Он жаждет более полной жизни, стремится постичь природу и Вселенную. Заключив пари с дьяволом, он надеется испытать жизнь за границами науки и получить ответы на свои вопросы.
Стиль трагедии столь же многообразен, как и затронутые в ней темы. Гёте свободно переходит от строгого размера к нерегулярному стиху, от песен и гимнов к свободному белому стиху шекспировского типа и даже к простым рифмам народного склада. Действие сменяется от сцен глубокой скорби до комического веселья. Пьеса Гёте исследует границы литературных форм и их способность описать состояние человека.
«Фауст» — это, прежде всего, трагедия. Этот контекст наиболее отчётливо прослеживается в истории любви между Фаустом и Гретхен. Фауст играет в этих отношениях сложную роль. С одной стороны, он искуситель, который уводит чистую девушку от привычного ей мира религии и морали. С другой — он впервые осознаёт, что его собственное «я» ничтожно перед лицом вечной любви. Однако даже это озарение не может спасти его от договора с дьяволом. Фауст, олицетворяющий современного человека, движется к проклятию, не в силах удержать момент подлинного озарения.
«Фауст» Гёте, вместе с «Трагической историей доктора Фауста» Кристофера Марло, стал каноническим изложением этой легенды в мировой литературе. На протяжении столетий после смерти Гёте учёные и писатели восхищались его трактовкой и глубиной затронутых тем. Романы, пьесы и произведения популярной культуры отдавали дань уважения творению Гёте, а легенда о Фаусте остаётся одной из самых узнаваемых историй современности.
Влияние «Фауста» огромно и выходит далеко за пределы литературы. Трагедия вдохновила множество композиторов, включая Шарля Гуно, Арриго Бойто, Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Художники, такие как Эжен Делакруа, создали знаменитые серии иллюстраций. Сюжет неоднократно экранизировался, начиная с немого фильма Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст — немецкая народная легенда» (1926).
Сюжет
Действие трагедии открывается сценой «Пролог на небесах». Пока ангелы поклоняются Господу за его творение, Мефистофель, дьявол, сетует на несовершенство мира. Человечество порочно, утверждает он, и ему доставляет удовольствие сеять зло. Мефистофель заключает с Господом пари: он собьёт с истинного пути одного из его праведных слуг, доктора Фауста. Господь соглашается, будучи уверенным, что Фауст останется ему верен.
Действие переносится в кабинет Фауста, где учёный сидит в отчаянии от прожитой жизни. Он достиг пределов всех наук, и теперь ни книги, ни алхимия не могут заполнить его существование. Фауст жаждет жить в гармонии с природой и Вселенной. Он вызывает Духа Земли, но его явление лишь подчёркивает пропасть между смертным человеком и высшими силами. В отчаянии Фауст готовит яд, чтобы покончить с собой. В тот миг, когда он подносит чашу к губам, раздаётся ангельский хор, возвещающий о Пасхе, и это останавливает его.
Фауст гуляет за городом со своим учеником Вагнером. Учёный говорит о своей страсти к природе и высшему знанию, но Вагнер не может его понять. Горожане празднуют Пасху. Хотя Фауст чувствует единение с ними, он не может избавиться от отчаяния. Люди благодарят его за помощь во время чумы, но Фауст терзается мыслью, что его примитивные лекарства могли принести больше вреда, чем пользы. На обратном пути они встречают чёрного пуделя, который увязывается за Фаустом.
В своём кабинете Фауст ищет вдохновения в Евангелии от Иоанна и пытается перевести его. Внезапно собака начинает выть и расти, превращаясь в Мефистофеля. Они начинают беседу о работе Фауста и его отчаянии. Чтобы продемонстрировать свою силу, Мефистофель вызывает духов, которые погружают учёного в сон, наполненный видениями. Дьявол удаляется, пообещав вернуться и показать Фаусту больше.
Мефистофель возвращается с предложением. Фауст продолжает сокрушаться о своей неспособности постичь высшую силу, и дьявол предлагает ему сделку. Он обещает служить Фаусту и подарить ему такой миг блаженства, который захочется продлить вечно. Если Мефистофель преуспеет, душа Фауста будет принадлежать ему в аду. Фауст соглашается, уверенный, что такой миг невозможен. Пока учёный готовится к путешествию, Мефистофель, приняв его облик, беседует с новым студентом и склоняет его к разгульной жизни.
Мефистофель приводит Фауста в «Погреб Ауэрбаха» в Лейпциге. Он пытается убедить учёного, что пьяницы в таверне нашли истинное наслаждение. Однако Фауста не впечатляет их грубая и простая жизнь. Мефистофель решает подшутить над гуляками: он сверлит в столе отверстия, из которых льётся вино. Когда один из них проливает напиток, тот вспыхивает пламенем. Пока ошеломлённые пьяницы пытаются схватить шутника, дьявол и Фауст скрываются.
Затем они попадают на кухню ведьмы, где две обезьяны варят зелье. Звери забавляются с Мефистофелем, притворяясь его слугами. Вернувшаяся ведьма не сразу узнаёт своего повелителя, но вскоре подчиняется. Она даёт Фаусту приворотное зелье. Выпив его, Фауст на улице встречает юную девушку и мгновенно влюбляется. Маргарита, или Гретхен, отвергает его ухаживания, но не может перестать думать о благородном незнакомце.
Фауст и Мефистофель пробираются в комнату Гретхен. Здесь Фауст понимает, что его чувства — не простое вожделение. Он охвачен сложным, глубоким желанием быть рядом с ней. Мефистофель оставляет в шкафу ларец с драгоценностями. Когда Гретхен находит его, она не может поверить своему счастью и примеряет украшения. Позже Фауст обращается к Мефистофелю с просьбой устроить им встречу.
Мать Гретхен, обнаружив драгоценности, относит их священнику, который забирает их для церкви. Позже Гретхен находит второй ларец, и её соседка Марта советует на этот раз ничего не говорить матери. В дверь стучится Мефистофель под видом путешественника. Он сообщает Марте, что её муж, давно уехавший, скончался. Марта опечалена, но также разгневана рассказами о его распутной жизни. Она просит Мефистофеля привести свидетеля, чтобы официально подтвердить смерть. Дьявол соглашается, но ставит условие, что при встрече будет присутствовать и Гретхен.
Вечером в саду Марты Гретхен и Фауст встречаются. Он очаровывает её своими речами. Девушка рассказывает о своей непростой жизни: она ухаживала за больной сестрой до её смерти, а брат ушёл на войну. Тем временем Мефистофель флиртует с Мартой. Фауст признаётся Гретхен в любви. Она гадает на цветке «любит — не любит» и, получив желанный ответ, убегает. Фауст следует за ней, и они прощаются в маленьком домике.
Опасаясь, что его чувства погубят девушку, Фауст скрывается в лесу и живёт в пещере. Он благодарит Духа Природы за подаренные ему переживания. Мефистофель находит его и насмехается над его поведением. Он говорит, что Гретхен тоскует по нему день и ночь. Охваченный страстью, Фауст соглашается вернуться.
Фауст возвращается к Гретхен. Однажды ночью они обсуждают его веру. Гретхен — набожная христианка и понимает, что ни она, ни её мать не примут человека с иными взглядами. Фауст пытается убедить её, что тоже верит в Бога, но она не до конца ему верит. Он уговаривает её дать матери снотворное. Вскоре Гретхен понимает, что беременна. У колодца она слышит, как сплетничают о другой девушке, которую заставили убить своего ребёнка и изгнали. Гретхен боится, что её ждёт та же участь, и молится Деве Марии о милости.
Фауст приходит к дому Гретхен и сталкивается с её братом, Валентином. Солдат, услышав слухи о сестре, пришёл отомстить соблазнителю. Между ними завязывается поединок, и Фауст смертельно ранит Валентина. Умирая, тот называет Гретхен блудницей и проклинает её. Девушка в отчаянии бежит в собор молиться, но там её преследует Злой дух, предрекая ей вечные муки.
Фауст и Мефистофель отправляются на гору Брокен, чтобы присутствовать на Вальпургиевой ночи — шабаше ведьм и нечисти. Фауст танцует с молодой ведьмой, а затем беседует с Мефистофелем и другими духами о мироустройстве. Ему являются видения Лилит, первой жены Адама, и Медузы. В конце ночи Фауст замечает на горе небольшую сцену и направляется к ней.
Там разыгрывается интермедия под названием «Сон в Вальпургиеву ночь», являющаяся пародией на пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь». Действие происходит на золотой свадьбе короля Оберона и королевы Титании. Среди гостей — политики, художники, мифологические персонажи и философы, представляющие различные направления мысли. Пьеса в пьесе отражает многообразие интеллектуальных интересов той эпохи.
В мрачном поле Фауст узнаёт о судьбе Гретхен: она убила их новорождённого ребёнка и была арестована. Он впадает в отчаяние и проклинает Мефистофеля за то, что тот втянул его в эту историю. Дьявол напоминает, что Фауст сам заключил с ним договор. Фауст просит отвести его в тюрьму, чтобы освободить возлюбленную. Мефистофель соглашается, но предупреждает, что в городе их поджидают и власти, и духи-мстители за убийство Валентина.
Фауст проникает в тюрьму и находит Гретхен. Она сошла с ума и принимает его за палача. Фауст умоляет её бежать, но чувство вины и стыда не позволяют ей сделать это. Пока Гретхен вверяет свою душу Божьему суду, появляется Мефистофель и торопит Фауста, говоря, что их вот-вот схватят. Фауст и Мефистофель покидают камеру, а Гретхен в последний раз выкрикивает его имя.
Список персонажей
Рафаил
Рафаил — один из архангелов Господа. Он появляется в «Прологе на небесах» и воспевает величие Божьего творения, воспевая гармонию движения солнца и планет.
Гавриил
Гавриил — один из архангелов Господа. Появляется в «Прологе на небесах», его песнь посвящена смене дня и ночи и вращению Земли.
Михаил
Михаил — один из архангелов Господа. Появляется в «Прологе на небесах» и поёт о бурях, разрушительной и созидательной силе стихий.
Мефистофель
Мефистофель — антагонист пьесы. Он предстаёт в роли дьявола-искусителя, циника и остроумного шута. Мефистофель заключает с Господом пари на душу Фауста, а с самим Фаустом — договор, обещая подарить ему высший миг наслаждения. Через ряд обманов он ведёт Фауста по пути греха, что в итоге приводит к трагедии и проклятию героя.
Господь
Господь появляется в «Прологе на небесах». Он принимает пари Мефистофеля, позволяя дьяволу искушать Фауста, чтобы доказать, что человек в своих «тёмных исканьях» способен найти истинный путь.
Фауст
Фауст — главный герой трагедии. Учёный и алхимик, он впадает в отчаяние, осознав пределы человеческого знания. Он чувствует, что обретёт полноту бытия, лишь слившись с природой и Вселенной. В поисках этого высшего знания Фауст заключает пари с Мефистофелем. Он находит свой «вечный миг» в любви к юной Гретхен, но соблазняет её и губит, что приводит к трагической развязке.
Дух Земли
Дух Земли — могущественный дух, являющийся Фаусту в его кабинете. Он олицетворяет вечную жизнь и творческую мощь природы, но отвергает Фауста как слишком слабого, чтобы быть ему ровней.
Вагнер
Вагнер — ученик и спутник Фауста в первой части трагедии. Он — педантичный учёный, который не видит смысла выходить за пределы книжных знаний в мир природы и духа. Вагнер олицетворяет ту академическую среду, из которой Фауст отчаянно пытается вырваться.
Директор
Директор появляется в «Прологе в театре». Он представляет практическую сторону искусства, призывая Поэта и Комика создать такое произведение, которое привлечёт публику, развлечёт и принесёт доход.
Поэт
Поэт появляется в «Прологе в театре». Он отстаивает высокое предназначение искусства, его независимость и подлинность, пренебрегая требованиями толпы и коммерческой выгодой.
Комик
Комик, или Комический актёр, появляется в «Прологе в театре». Он защищает развлекательную функцию драмы. По его мнению, театр должен отвлекать людей от повседневности, предлагая им зрелище, юмор и страсть.
Гретхен (Маргарита)
Гретхен — простая девушка, в которую Фауст безумно влюбляется. Она олицетворяет мир нравственной чистоты и религиозности. Их отношения с самого начала обречены, так как Фауст, ведомый Мефистофелем, уводит её с пути добродетели. Родив ребёнка, она в безумии убивает его, за что попадает в тюрьму и ждёт казни.

Марта
Марта — соседка Гретхен. Мефистофель использует её, чтобы устроить свидание Фауста и Гретхен. Он лжёт ей о смерти мужа, а Марта, в свою очередь, поощряет романтические мечты Гретхен о Фаусте.
Валентин
Валентин — брат Гретхен, солдат. Вернувшись с войны, он узнаёт о бесчестии сестры. В поединке с Фаустом он получает смертельную рану и перед смертью жестоко проклинает сестру, предрекая ей позорную судьбу.
Студент
Студент приходит в кабинет Фауста за наставлениями. Мефистофель, выдавая себя за учёного, иронично советует ему предпочесть наукам праздную и распутную жизнь. Этот эпизод показывает, как легко можно соблазнить юношу, отвратив его от скучной учёбы.
Ведьма
Ведьма появляется в своей пещере, где варит омолаживающее зелье. Этот напиток пробуждает в Фаусте неистовую страсть к Гретхен.
Фрош
Фрош — один из гуляк в «Погребе Ауэрбаха». Он представляет собой тип весёлого, но ограниченного студента-первокурсника.
Брандер
Брандер — один из гуляк в «Погребе Ауэрбаха». Он задирает Фроша и олицетворяет циничного и грубого студента.
Альтмайер
Альтмайер — один из гуляк в «Погребе Ауэрбаха». Он выступает в роли миротворца, пытающегося сгладить конфликты в компании.
Зибель
Зибель — один из гуляк в «Погребе Ауэрбаха», завсегдатай питейного заведения, влюблённый в Гретхен до её встречи с Фаустом.
Темы
Традиции Просвещения
Эпоха Просвещения — это широкое интеллектуальное движение, в центре которого находился культ разума и его роль в науке и искусстве. Будучи поэтом и мыслителем эпохи Просвещения, Гёте в своём творчестве полемизировал с этим культом. «Фауст» становится кульминацией этого спора. Герой, как человек своей эпохи, пытается вырваться из оков рационализма академической жизни. Гёте показывает, что научное знание само по себе не может принести удовлетворения без мира чувств, эмоций и искусства.
Наука и духовность
Фауст — человек науки, который чувствует, что достиг пределов рационального познания. Одна из идей Просвещения заключалась в том, что человечество достигнет совершенства через развитие знаний. Фауст опровергает этот тезис. Пытаясь совершенствовать себя через науку, он обнаруживает, что утратил веру и смысл жизни. Он жаждет прикоснуться к духовному миру, но накопленные знания мешают ему. Вскоре он открывает духовное измерение в любви к Гретхен. Гёте утверждает, что любовь и трагедия способны преодолеть тиранию крайнего рационализма.
Слово и сущность
Одна из философских проблем «Фауста» — разрыв между словом и его сутью. Когда Фауст пытается объяснить свои духовные убеждения Гретхен, он говорит, что не может найти единого имени для высшей силы: кто-то назовёт её Богом, кто-то — Природой или Любовью. Эта неспособность дать точное имя ставит под сомнение саму возможность познания. Гёте поднимает вопрос: если человечество не может выразить в словах божественное, доступно ли оно ему в принципе? Субъективное переживание этой проблемы разрушает веру Фауста и приводит его на грань самоубийства.
Природа жизни и смерти
Фауст — человек, столкнувшийся с экзистенциальным кризисом. Научные изыскания разрушили его веру в прогресс, а крайний нигилизм привёл к мыслям о самоубийстве. Вопрос, который стоит перед героем, — имеет ли жизнь большую ценность, чем покой, который предлагает смерть. Гёте показывает, что одного лишь рационального мышления недостаточно для полноты бытия, поскольку человеческое знание ограничено в постижении духовного мира. Человек не способен до конца понять то, что находится за пределами его разума.
Романтическая традиция
Хотя «Фауст» не является строго романтическим произведением, он демонстрирует черты этого направления. Длинные монологи Фауста о величии природы отражают веру Гёте в одухотворённость мира, свойственную романтизму. В одной из ключевых сцен Фауст, вернувшись с прогулки на природе, единственный раз за всю первую половину пьесы ощущает душевный покой. Напротив, погружение в мир рационального мышления этот покой разрушает. Гёте видит в природе истинные духовные и нравственные основы бытия.
Моральная двойственность
По мнению Гёте, одним из последствий модернизма и отказа от традиционной религии является возникновение морального вакуума. Состояние Фауста — это не только интеллектуальное отчаяние, но и превращение в морально двойственного человека, что особенно проявляется в его отношениях с Гретхен. Нравственно чистая до встречи с Фаустом, она поддаётся искушению так же, как и он сам. Принимая его постхристианскую веру, она теряет моральные опоры своей прежней жизни. Гёте утверждает, что такое состояние неизбежно ведёт к трагедии.
Субъективность
Гёте показывает современный ему мир как эпоху, где смысл определяется не коллективными действиями, а самоанализом и воображением отдельной личности. В то время как в классическом эпосе действие исходит от героя, в «Фаусте» всё зависит от субъективного опыта самого Фауста. Он впадает в экзистенциальное отчаяние из-за своей рефлексии. Точно так же он не может осознать свой шанс на спасение через любовь к Гретхен, оставаясь в плену собственного эго. Это разделение, вызванное неспособностью говорить на общем языке веры и любви, приводит к трагедии.
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- В Красноярске проходит первый школьный чемпионат по чтению
- «Доктор Фауст» Марлоу мог быть написан в соавторстве с забытым драматургом
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
- «Страдания юного Вертера» Гёте, краткое содержание
- «Хороший человек» Анджело Гетера
Комментирование недоступно Почему?