«Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание читать ~18 мин.
Роман «Ночь нежна» (1934) – последний законченный роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Эта история, в первую очередь о человеческой деградации, распаде любви и брака, а также о психических заболеваниях, которые являются как причиной, так и результатом этих проблем, была задумана и написана во время, пожалуй, самого трудного и болезненного периода в жизни Фицджеральда.
В 1932 году его жена Зельда Сейр Фицджеральд была госпитализирована в связи с шизофренией (как и героиня Николь Дайвер) в Балтиморе, штат Мэриленд. Чтобы быть рядом с женой во время работы над книгой, Фицджеральд арендовал поместье «La Paix» в соседнем пригороде Мэриленда.
Это должен был быть его первый опубликованный роман за девять лет и Фицджеральд несколько раз сталкивался с проблемой нехватки денег, прежде чем закончить его, поэтому ему приходилось писать короткие рассказы для журналов и занимать деньги у своего редактора и агента, чтобы удержаться на плаву.
Два главных героя романа, Дик и Николь Дайвер, были созданы по образу американской эмигрантской пары, Джеральда и Сары Мёрфи, которые жили на Французской Ривьере и с которыми Фицджеральды были очень близки. Мёрфи были утончённой и гламурной парой, которая развлекала Фицджеральдов, а также других выдающихся артистов «потерянного поколения».
Хотя Дайверы похожи на Мёрфи своим самообладанием и шармом, их брак (и его крах) больше напоминает проблемный брак Фицджеральдов. Психические заболевания, алкоголизм, растущая эмоциональная дистанция и окончательное расставание – обстоятельства, определившие как реальные, так и вымышленные отношения. Название романа взято из строки стихотворения Китса «Ода соловью», в котором звучат схожие темы страсти, смертности и увядающей молодости.
После публикации роман получил смешанные отзывы. Хотя многие хвалили его литературную мощь и элегантность, американцы постдепрессивного периода были менее очарованы описаниями декаданса на Ривьере. Как критики Фицджеральда утверждали, что он не был серьёзным или ответственным писателем, так и критики его последнего романа считали его легкомысленным. Сам Фицджеральд считал, что роман несовершенен, и хотел переписать заключительную часть. Несмотря на неопределённость своего появления на свет, «Ночь нежна» сегодня оценивается как проницательный рассказ об аристократической жизни и как лирический и интимный портрет беспокойной пары.
В печати находятся две версии романа. Оригинальная версия 1934 года использует флэшбэк, чтобы представить портрет молодых Дика и Николь и начало их отношений. Пересмотренная версия (опубликованная посмертно в 1951 году) развивается в хронологическом порядке и, возможно, была реакцией Фицджеральда на критику временной структуры книги после её первоначальной публикации.
По роману снят фильм 1962 года «Ночь нежна».
Сюжет
Розмари Хойт, красивая 18-летняя американская актриса, приезжает со своей матерью в отель Гаусса на французской Ривьере на каникулы. Она знакомится с Диком Дивером, обаятельным и красивым психиатром, и его красавицей женой Николь Дивер. Розмари мгновенно влюбляется в Дика и попадает в мир Дайверов, который полон людей, вечеринок и веселья. Она знакомится с другими людьми на Ривьере (как на пляже, так и через Дайверов), такими как Маккиско, Эйб Норт и Томми Барбан. Розмари смело признается в своих чувствах к Дику, и он начинает отвечать ей взаимностью. Розмари сопровождает Дайверов в Париж, где после того, как Эйб Норт оказывается замешан в убийстве чернокожего, Розмари видит Николь, переживающую нервный срыв в ванной отеля.
Повествование возвращается к временам, когда Дик был молодым студентом. Он учился в Йеле, поступил в Оксфорд в качестве стипендиата Родса и получил медицинскую степень в университете Джона Хопкинса. Его считали многообещающим, и он стремился как к психиатрической практике, так и к публикации медицинских трудов. В психиатрической клинике на Цюрихзее Дик знакомится с 16-летней Николь Уоррен, наследницей из Чикаго, которая находится там потому, что страдает шизофренией (вызванной приставаниями отца). Николь пишет Дику письма, пока он служит в армии, и в этих письмах проявляется её любовь к нему и улучшение её расстройства. Когда Дик возвращается, они влюбляются друг в друга, женятся, путешествуют вместе, покупают дом на Французской Ривьере и рожают двоих детей.
Деньги Николь Дик вместе с другом инвестирует в клинику в Швейцарии. В этот момент жизнь Дика начинает ухудшаться. Его обвиняют в совращении 15-летней дочери одного из своих пациентов. Николь, движимая безумной ревностью, сбивает их машину с дороги.
Чтобы отвлечься от суматохи, Дик уезжает в Берлин, но, узнав, что его отец скончался, отправляется в Америку. На обратном пути Дик останавливается в Риме, где встречается с Розмари, и они, наконец, завершают свою любовь. Он начинает сильно ревновать к актёру, устраивает сцену, а затем уходит в загул и слишком много пьёт. Он вступает в перепалку с итальянским таксистом, и его бросают в тюрьму. Малышка Уоррен (сестра Николь) спасает его. Когда Дик возвращается в клинику, он узнает, что чрезмерное употребление алкоголя поставило под угрозу его карьеру. Его деловой партнёр просит его уйти из бизнеса.
Когда Дайверы возвращаются в Америку, Дик продолжает слабеть и разрушаться. Он сильно пьёт, выставляет себя дураком и оскорбляет своих старых друзей. Николь, которая становится все более сильной и разочарованной поведением Дика, заводит роман с Томми Барбаном. Они с Диком разводятся, чтобы она могла снова выйти замуж за Томми, и Дик возвращается в Америку, чтобы вести несколько неудачное и безымянное существование в маленьком городке Нью-Йорка.
Список персонажей
Дик Дайвер
Многообещающий психолог из Буффало, учится в Йеле, Оксфорде (как стипендиат Родса) и Джонсе Хопкинсе. Он влюбляется в Николь Уоррен, психически больную, и становится её мужем и психиатром. В начале романа он чрезвычайно харизматичен и магнетичен, но он и его жизнь постепенно разрушаются, поскольку он теряет амбиции и становится алкоголиком.
Николь Дивер
Дочь богатого Деверо Уоррена, Николь – красивая, но несколько замкнутая женщина, которая в детстве подвергалась домогательствам со стороны отца. Она влюбляется в Дика Дивера в психиатрической клинике (где ей ставят диагноз «шизофрения») и становится все более сильной и независимой в течение их брака.
Розмари Хойт
Красивая, молодая американская кинозвезда. Она училась актёрскому мастерству в Париже и снимается в фильме «Папина дочка», который стал её большим прорывом. Она путешествует со своей матерью, которая одновременно является её лучшей подругой и руководителем её бизнеса. Она влюбляется в Дика Дайвера с первого взгляда на пляже французской Ривьеры и соблазняет его на роман, который способствует разрушению его брака.
Томми Барбан
Отчасти варварский анархист, Томми – солдат-наёмник, готовый сражаться в любой войне за любую цель. Он проводит пять лет в любви к Николь, прежде чем она наконец сдаётся и они женятся.
Эйб Норт
Близкий друг Дика и американский музыкант-алкоголик, отдавший карьеру на откуп своей зависимости. Он замешан в убийстве чернокожего мужчины в Париже и, в конце концов, его забивают до смерти в нью-йоркском питейном заведении.
Мэри Норт (графиня ди Мингетти)
Покорная и уступчивая жена Эйба, которая после смерти Эйба снова выходит замуж за конте ди Мингетти. Она находится в заключении (и, возможно, имеет романтические отношения) с леди Кэролайн Сибли-Бирс, но её спасает Дик Дайвер.
Малышка Уоррен
Старшая сестра Николь. Она полностью отравлена своим огромным богатством и общается только с теми людьми, которых может использовать в своих интересах. Она встречается со многими мужчинами, проявляя пристрастие к британцам, но никогда не выходит замуж. Она пытается контролировать и диктовать жизнь Николь.
Деверо Уоррен
Отец Бэби и Николь. Уроженец Чикаго, после смерти жены он стал для Николь и отцом, и матерью. Мистер Уоррен совращает Николь, когда ей около 15 лет, и подчиняется решению суда больше с ней не встречаться. Он страдает от печёночной недостаточности, вызванной алкоголем, и перед смертью бежит из Лозанны.
Альберт Маккиско
Признанный американский писатель, который после дуэли с Томми Барбаном обретает уверенность в себе, чтобы начать настоящую карьеру.
Вайолет Маккиско
Жена Альберта Маккиско.
Миссис Спирс
Дважды овдовевшая мать Розмари Хойт, лучшая подруга и управляющая делами. Она терпелива и мудра, и поощряет Розмари добиваться Дика Дайвера.
Коллис Клей
Студент Йельского университета и друг Розмари, который изучает архитектуру во Флоренции. Он влюблён в Розмари и, кажется, следует за ней по всей Европе. Он помогает Бэби Уоррен вытащить Дика Дайвера из тюрьмы в Риме.
Леди Кэролайн Сибли-Бирс
Британка и, возможно, любовница графини ди Мингетти. Дик оскорбляет её на лодочной вечеринке, но помогает спасти её и графиню из тюрьмы.
Конте ди Мингетти
Хосейн ди Мингетти – второй муж Мэри Норт.
Луис Кэмпион
Друг-гомосексуалист Альберта Маккиско, который почему-то неравнодушен к Ройал Дамфри. Он берет Розмари посмотреть на дуэль между Маккиско и Томми Барбаном.
Эрл Брэди
Американский режиссёр, работающий во Франции во время отпуска Розмари. Его привлекает Розмари, и он хочет работать с ней. Он также является другом Дайверов.
Жюль Петерсон
Афроамериканец, который из-за своей попытки помочь Эйбу Норту осудить человека, укравшего его деньги, убит на кровати в отеле Розмари.
Ланье Дайвер
Сын Дика и старший ребёнок. Он смышлёный, любознательный и хочет быть похожим на своего отца.
Топси Дайвер
Красивая молодая дочь Дика, похожая на Николь.
Доктор Дохмлер
Главный психолог клиники в Цюрихе. Вначале он ведёт дело Николь Уоррен и убеждает Дика не связываться с ней.
Франц Грегоровиус
Патологоанатом-резидент в клинике Дохмлера на берегу Цюрихского моря. Он на несколько лет старше Дика, гордый и вспыльчивый, у него «святые глаза». Он принимает самое активное участие в деле Николь и, впоследствии, в её отношениях с Диком. Они с Диком становятся деловыми партнёрами и открывают собственную клинику, но он вытесняет Дика, когда тот становится алкоголиком.
Мария Уоллис
Американская знакомая Дайверов, которая убивает англичанина на вокзале.
Князь Чилличефф
Русский князь, которого Томми Барбан спасает из многолетнего заточения в России.
Ройал Дамфри
Гомосексуальный друг Маккиско, который связан с Луисом Кэмпионом и, позднее, с молодым человеком, которого Дик Дайвер посещает, чтобы вылечить его от гомосексуализма.
Доктор Ладислау
Психолог в клинике Дика и Франца. Дик его недолюбливает.
Кете Грегоровиус
Любимая жена Франца. Они с Николь не ладят, потому что Николь не нравится, как она пахнет. Она по ошибке говорит Николь, что Деверо Уоррен умирает.
Сеньор Пардо и Куидад Реал
Чилийский отец Франциско, молодого гомосексуалиста. Он отчаянно хочет, чтобы его сын «излечился» от алкоголизма и гомосексуализма. Он разговаривает с Францем Грегоровиусом, который посылает Дика разобраться с этим делом.
Франциско
Молодой гомосексуалист и алкоголик (возможно, связанный с Ройалом Дамфри), которого Дик Дайвер отправляет вылечить.
Патрик фон Кон Моррис
Молодой алкоголик и клептоман, которого родители забирают из клиники Дика и Франца после того, как он обнаруживает спиртное в дыхании Дика.
Мистер и миссис Моррис
Родители Патрика, которые гневно удаляют его из клиники из-за сообщения их сына о том, что Дик – алкоголик.
Казасус, Перрен и Мюхгауз.
Банкиры в Париже, с которыми Дик хорошо знаком.
Миссис Абрамс
Подруга Маккиско.
Конте де Мармора
Встречает Николь на фуникулёре.
Эд Элкинс
Сосед Дика по комнате в Йельском университете.
Мистер Маккиббен
Друг Томми Барбана.
Никотера
Актёр в Риме, влюблённый в Розмари.
Доктор Данжеу
Доктор, который заботится о Деверо Уоррене.
Темы
Молодость и инфантильность
С самого начала роман фокусируется на привлекательности молодости. И Николь Уоррен, и Розмари Хойт – олицетворение юной красоты, не только в свежести их кожи и детской энергии, но и в их наивности. Эти качества привлекают к ним Дика Дайвера, и он поддерживает с каждой из них сложные отношения, в которых он представляет собой авторитетную отцовскую фигуру, но в которых они, по сути, определяют ход отношений и, таким образом, обладают властью. Однако интерес к молодости – это навязчивая идея Дика, и он ищет её в женщинах, куда бы он ни пошёл. Ближе к концу романа он даже уделяет неестественное внимание своим маленьким детям, Ланье и Топси.
В романе идеи молодости и младенчества затрагиваются и менее прямолинейно. Многие персонажи описываются как ведущие себя по-детски, а Николь размышляет об увлечении общества юной красотой. Между названием хитового фильма Розмари («Папина дочка») и прозвищем Бет Уоррен («малышка»), эта тема пронизывает даже мельчайшие детали романа и отражает его контекст. В эпоху джаза американское общество в целом зациклилось на новизне, молодости и жизненной силе. С отбрасыванием довоенной истории возникли новые тенденции, ориентированные на молодое поколение. Роман Фицджеральда действительно является продуктом своего времени, поскольку в нём отражена национальная тема 1920-х годов.
Война
Образы войны и сражений пронизывают весь роман. Эта символика разнообразна и обширна. Для Дика Первая мировая война представляет собой конец благородной эпохи. Он воспринимает собственного отца как представителя довоенного мира, и кажется, что он разрывается между ценностями, привитыми ему в юности (честь, вежливость и т.д.), и привлекательностью послевоенного мира. Его тяга к молодости и свежести, в некотором смысле, символизирует увлечённость эпохи джаза молодостью и весельем. Сама война стала решающим рубежом между этими двумя периодами, и Дик размышляет о довоенном обществе со скорбью и тоской.
Война, сражения и насилие также являются темами личного упадка Дика. Когда он является подающим надежды студентом, Дик невосприимчив к войне. Поскольку у него много талантов, он может избежать призыва. Но по мере того, как он и его моральная целостность постепенно ухудшаются, насилие занимает все большее место в его жизни.
Он становится свидетелем двух убийств во Франции и дерётся с итальянскими таксистами. Если его жизнь была спокойной, когда он жил в соответствии с моральным кодексом своего отца, то по мере развития романа она обрастает эпизодами насилия. Анархия битвы и насилия, таким образом, является подходящим аналогом внутренней анархической борьбы Дика.
На протяжении всего романа Дик также сравнивается с президентом Улиссом С. Грантом, который был известным американским генералом. Грант считался одним из величайших полководцев, но репутация его президентства была омрачена коррупцией. Эта аналогия уместна, потому что, подобно Гранту, траектория жизни Дика показывает ранний период обещаний и успеха, за которым следуют последствия различных форм коррупции.
Сексуальные отклонения
Роман «Ночь нежна» изобилует примерами ненормальной или извращённой сексуальности (как она понималась в 1920-е годы). В самом начале романа мы встречаем Луиса Кэмпиона и Ройала Дамфри, которые, похоже, состоят в гомосексуальных отношениях. Бэби флиртует с мужчинами без намерения выйти за них замуж. Мэри Норт и Кэролайн Сибли-Бирс оказываются лесбиянками. Дик лечит Франциско, ещё одного гомосексуального молодого человека, который, похоже, тоже был связан с Ройалом Дамфри.
Отношения Дика и Николь, кажется, в какой-то степени отражают отношения Николь с её кровосмесительным отцом. Затем Дик влюбляется в Розмари, которая вдвое моложе его, и эти отношения напоминают ранние дни его любви с Николь. Более того, Дик становится неестественно заинтересованным в своих собственных детях, замечая (с беспокойством), что Топси так же красива, как и её мать. Пожалуй, самый экстремальный пример – самый неопределённый, а подробности лишь слабо намекают: он вовлечён в судебный процесс из-за своей связи с девушкой из бакалейной лавки в Нью-Йорке.
Как и тема войны и насилия, сексуальные извращения являются одновременно причиной и следствием постоянного упадка Дика. Оно представляет собой лишь один из аспектов его растущей моральной испорченности.
Растраченная молодость
Название этого романа взято из строки стихотворения «Ода соловью», написанного Джоном Китсом:
Прочь! Прочь! Я к тебе улечу,
Не на колеснице Вакха и его подручных,
Но на беспроглядных крыльях Поэзии,
Хотя тупой мозг недоумевает и медлит:
Уже с тобою! Ночь нежна,
И, может быть, царица-Луна на своём троне,
В окружении всех своих звёздных фей.
Написанная в 1819 году, поэма исследует темы быстротечности и смертности. Начало поэмы изобилует образами молодости и свежести, но в целом поэма свидетельствует о движении к смерти.
Выбор Фицджеральдом названия говорит о главной теме романа. Дик Дайвер начинает свою карьеру с огромными перспективами и потенциалом. Получив лучшее образование и став стипендиатом Родса, он, кажется, может стать одним из лучших и самых влиятельных психиатров в мире. Он также чрезвычайно симпатичен благодаря своему обаянию и приветливости. Людей тянет к нему, и они чувствуют себя счастливчиками, если их приглашают присоединиться к его социальному миру. Но из-за множества вариантов и обстоятельств он позволяет этому потенциалу пропасть. По мере того как он теряет свою молодость и обещания, он становится одержим этими качествами в молодых женщинах. Весь роман – это, по сути, повествование об упадке и растраченных обещаниях Дика.
Эйб Норт – ещё один персонаж, олицетворяющий эту тему. Когда мы знакомимся с Эйбом, он уже ярый алкоголик. Однако Николь помнит время, когда он не полагался на спиртное, чтобы выжить, и был хорошим человеком. Он жертвует своей карьерой музыканта и, в конце концов, своей жизнью ради этой зависимости.
Избыток и разрушение
Главная моральная идея романа заключается в том, что безрассудная и чрезмерная жизнь ведёт к упадку и разрушению личности. Последствия выходят за рамки личности и влияют на других людей, например, когда чрезмерное пьянство Эйба приводит к тюремному заключению одного невинного человека и смерти другого. Чрезмерное пьянство Дика также имеет тяжёлые последствия, такие как отчуждение его друзей, разрушение его карьеры, избиение и тюремное заключение. Его навязчивый интерес к молодости и красоте способствует разрушению его брака, выставляет его сексуальным извращенцем и в конце концов втягивает его в судебный процесс.
Фицджеральд написал этот роман в эпоху, которая ясно показала, что безрассудная жизнь приводит к серьёзным и разрушительным последствиям. Эпоха джаза была, по сути, периодом излишеств. После Первой мировой войны социальный климат достиг энергичного пика в Ревущие двадцатые. С новым акцентом на индивидуализм и стремление к удовольствиям и наслаждениям, этот период был наполнен буйным весельем, которое, в конечном счёте, имело серьёзные негативные последствия. Излишества в выпивке и удовольствиях, которые приводят к гибели героев романа «Ночь нежна», отражают чувствительность Фицджеральда к излишествам эпохи джаза, предшествовавшей Великой депрессии.
Отцовство
Фигура отца очень важна и постоянно повторяется в романе «Ночь нежна». Есть несколько примеров искажённых или испорченных отношений между отцом и ребёнком и, пожалуй, только один хороший пример здоровых и нормальных отношений между отцом и ребёнком (отношения Дика и его отца). Деверо Уоррен – самый очевидный пример порочной отцовской фигуры. Будучи опекуном своей дочери, он одновременно является кровосмесительным преступником и причиной десятилетней борьбы Николь с шизофренией.
Другие порочные отношения «отец-ребёнок» происходят между несвязанными сторонами. Например, Дик становится отцом для Николь, хотя на самом деле он её муж. Эти отношения являются ключевым примером искажённой отцовской фигуры, в которой параметры отношений не определены и неизбежно оказывают большое напряжение на людей и их отношения. У Дика такие же искажённые отношения с Розмари. Он законно воспринимает Розмари как ребёнка (она вдвое моложе его, когда они встречаются), однако его влечёт к ней, и они вступают в сексуальные отношения. Обе эти женщины привлекают и потакают очевидной потребности Дика играть эту роль в жизни женщины. К концу романа даже отношения Дика с его собственными детьми становятся искажёнными, поскольку он проявляет к ним неестественный интерес и озабочен красотой своей дочери.
Роман также содержит достаточное количество религиозных образов, которые сосредоточены на отношениях между Диком и Николь. Во многих отношениях она поклоняется ему как святому человеку (частично священнику, частично божеству), и в этом смысле он представляет собой совершенно иной тип отца. Он наблюдает за ней и защищает её, а в заключительной части романа благословляет пляж Гаусса, когда она стоит перед ним на коленях.
Действие (актёрская игра)
Помимо конкретного примера актёрской игры в романе (Розмари – известная голливудская актриса), эта тема значительно проявляется в более тонких контекстах. Когда Розмари впервые видит Дика, он «тихо выступает перед своей группой». Становится очевидным, что в некотором смысле Дайверы были актёрами на полную ставку. Дику особенно нравится быть в центре внимания, и он завоёвывает сердца всех своих друзей своим неизменным обаянием. Дайверы умеют скрывать свои трудности и страдания на публике, и большинство их друзей не знают о хрупком психическом состоянии Николь. Несмотря на свою природную склонность к актёрскому мастерству, Дик считает актёрскую профессию неблагородной и отказывается проходить пробы после показа фильма «Папина дочка». Тем не менее, на съёмках фильма Розмари в Риме его путают с актёром, что означает, что он, по крайней мере, демонстрирует некоторые ключевые характеристики актёра.
Во время свидания с Розмари она говорит ему, что они оба актёры. Они ведут себя так, будто влюблены, хотя на самом деле не испытывают друг к другу никаких глубоких или значительных чувств. Их диалог драматичен и романтичен, хотя и лишён настоящих чувств: “Он посылал ей свои слова как письма, как будто они покидали его за некоторое время до того, как доходили до неё”.
Наконец, Дик даёт Розмари краткий философский трактат об актёрской игре, объясняя, что сила спектакля зависит от способности актёра совершать неожиданные поступки, чтобы привлечь внимание зрителей, прежде чем снова вести себя в образе. Упадок Дика характеризуется несколькими случаями неожиданного поведения и выхода из образа, пока он не превращается в изменённую версию самого себя.
- «По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Прекрасные и проклятые» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Зимние мечты» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- Найден ранее неизвестный рассказ Фитцджеральда
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Американская трагедия» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?