«Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание читать ~13 мин.
Роман «Ночь нежна» (1934) — последний законченный роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (Francis Scott Key Fitzgerald). История о человеческой деградации, распаде любви и брака, а также о психических заболеваниях была написана в самый трудный и болезненный период в жизни автора.
Прототипами главных героев, Дика и Николь Дайвер, послужила американская пара экспатриантов, Джеральд и Сара Мёрфи. Фицджеральды были дружны с этой утончённой и гламурной семьёй, жившей на Французской Ривьере. В своём доме, «Вилле Америка», Мёрфи принимали многих выдающихся деятелей искусства «потерянного поколения», включая Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикассо и Коула Портера, создавая центр культурной жизни.

В 1930 году жене писателя, Зельде Сейр Фицджеральд, диагностировали шизофрению, и в 1932 году её госпитализировали в Балтиморе, штат Мэриленд. Тот же диагноз был у героини романа Николь Дайвер. Чтобы находиться рядом с супругой во время работы над книгой, Фицджеральд арендовал поместье «La Paix» в пригороде Мэриленда. Это был его первый роман за девять лет, и в процессе работы он неоднократно сталкивался с нехваткой денег. Ему приходилось писать короткие рассказы для журналов и занимать средства у своего редактора и агента.
Хотя Дайверы напоминают Мёрфи своим самообладанием и обаянием, их брак и его крах больше похожи на проблемный союз самих Фицджеральдов. Психические заболевания, алкоголизм, растущая эмоциональная дистанция и окончательное расставание — эти обстоятельства определили как реальные, так и вымышленные отношения. Название романа заимствовано из строки стихотворения Джона Китса «Ода соловью», в котором звучат схожие темы страсти, смертности и увядающей молодости.
После публикации роман получил смешанные отзывы. Многие хвалили его литературную мощь, однако американская публика эпохи Великой депрессии была мало заинтересована описаниями роскошной и декадентской жизни на Ривьере. Критики, ранее упрекавшие Фицджеральда в несерьёзности, сочли и этот роман легкомысленным. Сам писатель считал произведение несовершенным. Сегодня «Ночь нежна» оценивается как проницательный рассказ об аристократической жизни и лирический портрет беспокойной пары.
Существуют две версии романа. Оригинальная версия 1934 года использует флешбэк для рассказа о молодости Дика и Николь и начале их отношений. Пересмотренная версия, опубликованная посмертно в 1951 году, излагает события в хронологическом порядке. Вероятно, Фицджеральд подготовил её в ответ на критику сложной временной структуры оригинального издания.
По роману в 1962 году был снят одноимённый фильм.
Сюжет
Розмари Хойт, красивая 18-летняя американская актриса, приезжает с матерью в отель «Гаусс» на Французской Ривьере. Она знакомится с Диком Дайвером, обаятельным психиатром, и его женой Николь. Розмари влюбляется в Дика и погружается в мир Дайверов, полный вечеринок и веселья. Она знакомится с другими отдыхающими, такими как писатель Маккиско, композитор Эйб Норт и наёмник Томми Барбан. Розмари смело признаётся в своих чувствах к Дику, и он начинает отвечать ей взаимностью.
Розмари сопровождает Дайверов в Париж. Там, после того как Эйб Норт оказывается замешан в деле об убийстве чернокожего мужчины, она становится свидетельницей нервного срыва Николь. Повествование переносится в прошлое, во времена студенчества Дика. Он учился в Йеле, был стипендиатом Родса в Оксфорде и получил медицинскую степень в университете Джонса Хопкинса. Он подавал большие надежды в области психиатрии.
В психиатрической клинике на Цюрихском озере Дик знакомится с 16-летней Николь Уоррен, наследницей из Чикаго. Девушка страдает шизофренией, вызванной домогательствами со стороны отца. Пока Дик служит в армии, Николь пишет ему письма, в которых проявляется её любовь и улучшение состояния. После возвращения Дика они влюбляются, женятся, путешествуют, покупают дом на Ривьере и заводят двоих детей.
На деньги Николь Дик вместе с другом инвестирует в клинику в Швейцарии. С этого момента жизнь Дика начинает рушиться. Его ложно обвиняют в неподобающих отношениях с 15-летней девушкой, что наносит удар по его репутации. Николь, движимая ревностью, провоцирует автомобильную аварию. Чтобы отвлечься, Дик уезжает в Берлин, но, узнав о смерти отца, отправляется в Америку. На обратном пути он останавливается в Риме, где встречается с Розмари, и их роман получает завершение.
Дик устраивает сцену ревности, уходит в загул и вступает в драку с таксистом, после чего его арестовывают. Сестра Николь, Бэби Уоррен, выручает его. Вернувшись в клинику, Дик узнаёт, что злоупотребление алкоголем поставило под угрозу его карьеру, и деловой партнёр просит его уйти. На Ривьере упадок Дика продолжается. Он много пьёт и оскорбляет старых друзей. Николь, становясь сильнее, заводит роман с Томми Барбаном. Они с Диком разводятся, и она выходит замуж за Томми. Дик возвращается в Америку, где ведёт неудачную и безвестную жизнь в маленьком городке штата Нью-Йорк.
Список персонажей
Дик Дайвер
Многообещающий психиатр из Буффало, выпускник Йеля, Оксфорда и университета Джонса Хопкинса. Он влюбляется в свою пациентку Николь Уоррен и становится её мужем. В начале романа Дик чрезвычайно харизматичен, но постепенно деградирует, теряя амбиции и становясь алкоголиком.
Николь Дайвер
Дочь богатого Деверо Уоррена, красивая, но замкнутая женщина. В детстве она подвергалась домогательствам со стороны отца, что привело к шизофрении. Николь влюбляется в своего врача Дика Дайвера. В течение их брака она становится всё более сильной и независимой.
Розмари Хойт
Красивая молодая американская кинозвезда. Она прославилась после съёмок в фильме «Папина дочка». Розмари путешествует с матерью, которая является её подругой и деловым менеджером. Она влюбляется в Дика Дайвера с первого взгляда и соблазняет его, способствуя разрушению его брака.
Томми Барбан
Наёмник и искатель приключений с анархическими взглядами, готовый сражаться в любой войне. Он пять лет влюблён в Николь, прежде чем она отвечает ему взаимностью, и они женятся.
Эйб Норт
Близкий друг Дика, американский композитор-алкоголик, пожертвовавший карьерой ради своей зависимости. В Париже он оказывается замешан в убийстве чернокожего мужчины, а позже его забивают до смерти в Нью-Йорке.
Мэри Норт (графиня ди Мингетти)
Покорная жена Эйба, которая после его смерти снова выходит замуж за графа ди Мингетти. Вместе с леди Кэролайн Сибли-Бирс её задерживает полиция, и Дик Дайвер помогает им освободиться. В романе содержатся намёки на их возможные романтические отношения.
Бэби Уоррен
Старшая сестра Николь. Она развращена своим богатством и общается только с теми, кого может использовать. Бэби встречается со многими мужчинами, но никогда не выходит замуж. Она пытается контролировать жизнь Николь.
Деверо Уоррен
Отец Бэби и Николь. После смерти жены он стал для Николь и отцом, и матерью. Мистер Уоррен домогался Николь, когда ей было около 15 лет, и по решению суда ему было запрещено с ней видеться.
Альберт Маккиско
Американский писатель, который обретает уверенность в себе после дуэли с Томми Барбаном.
Вайолет Маккиско
Жена Альберта Маккиско.
Миссис Спирс
Мать Розмари Хойт, её лучшая подруга и управляющая делами. Она терпелива и мудра, поощряет Розмари добиваться Дика Дайвера.
Коллис Клей
Студент Йельского университета и друг Розмари. Он влюблён в неё и следует за ней по Европе. Он помогает Бэби Уоррен вытащить Дика Дайвера из тюрьмы в Риме.
Леди Кэролайн Сибли-Бирс
Британка и, возможно, любовница графини ди Мингетти. Дик оскорбляет её на вечеринке, но позже помогает спасти её и графиню из-под ареста.
Граф ди Мингетти
Второй муж Мэри Норт.
Луис Кэмпион
Друг-гомосексуал Альберта Маккиско. Он берёт Розмари посмотреть на дуэль между Маккиско и Томми Барбаном.
Эрл Брэди
Американский режиссёр. Он увлечён Розмари и хочет с ней работать. Он также является другом Дайверов.
Жюль Петерсон
Афроамериканец, которого убивают в номере отеля Розмари после того, как он пытается помочь Эйбу Норту.
Ланье Дайвер
Сын Дика и Николь, их старший ребёнок. Он любознателен и хочет быть похожим на отца.
Топси Дайвер
Красивая дочь Дика, похожая на Николь.
Доктор Доммлер
Главный врач клиники в Цюрихе. Вначале он ведёт дело Николь Уоррен и отговаривает Дика от отношений с ней.
Франц Грегоровиус
Психиатр в клинике доктора Доммлера. Коллега и друг Дика, гордый и вспыльчивый. Позже они становятся деловыми партнёрами, но Франц вынуждает Дика покинуть клинику из-за его растущего алкоголизма.
Мария Уоллис
Знакомая Дайверов, которая убивает англичанина на вокзале.
Князь Чилличефф
Русский князь, которого Томми Барбан спасает из многолетнего заточения.
Ройал Дамфри
Друг Маккиско, гомосексуал, связанный с Луисом Кэмпионом.
Доктор Ладислау
Психиатр в клинике Дика и Франца, которого Дик недолюбливает.
Кете Грегоровиус
Жена Франца, с которой у Николь не складываются отношения.
Сеньор Пардо-и-Куидад-Реаль
Чилийский отец Франциско, который отчаянно хочет «излечить» сына от алкоголизма и гомосексуализма.
Франциско
Молодой гомосексуал и алкоголик, к которому посылают Дика Дайвера.
Патрик фон Кон Моррис
Молодой алкоголик и клептоман, которого родители забирают из клиники Дика и Франца.
Мистер и миссис Моррис
Родители Патрика, которые забирают его из клиники после того, как сын сообщает им об алкоголизме Дика.
Казасус, Перрен и Мюхгауз
Парижские банкиры, знакомые Дика.
Миссис Абрамс
Подруга Маккиско.
Граф де Мармора
Знакомый Николь.
Эд Элкинс
Сосед Дика по комнате в Йельском университете.
Мистер Маккиббен
Друг Томми Барбана.
Никотера
Актёр в Риме, влюблённый в Розмари.
Доктор Данжеу
Доктор, который лечит Деверо Уоррена.
Темы
Молодость и инфантильность
С самого начала роман фокусируется на привлекательности молодости. И Николь Уоррен, и Розмари Хойт олицетворяют юную красоту, свежесть и наивность. Эти качества привлекают к ним Дика Дайвера, который в отношениях с каждой из них выступает в роли авторитетной отцовской фигуры. Однако интерес к молодости — навязчивая идея Дика, и он ищет её в женщинах повсюду. К концу романа он даже проявляет нездоровое внимание к своим маленьким детям.
Многие персонажи ведут себя по-детски, а Николь размышляет об увлечении общества юной красотой. Название фильма Розмари («Папина дочка») и прозвище Бет Уоррен («Малышка») подчёркивают эту тему. В «эпоху джаза» американское общество было сосредоточено на новизне и молодости. Роман Фицджеральда отражает эту национальную одержимость 1920-х годов.
Война
Образы войны и сражений пронизывают весь роман. Для Дика Первая мировая война символизирует конец благородной эпохи. Он разрывается между ценностями, привитыми ему в юности, такими как честь и вежливость, и соблазнами послевоенного мира. Его тяга к молодости и свежести в некотором смысле отражает увлечённость «эпохи джаза» весельем. Война стала рубежом между этими двумя периодами.
Война и насилие также становятся темами личного упадка Дика. В начале карьеры он далёк от войны. Но по мере его морального разложения насилие всё больше входит в его жизнь. Он становится свидетелем двух убийств и дерётся с итальянскими таксистами. Анархия битвы становится аналогом внутренней борьбы Дика.
На протяжении всего романа Дика сравнивают с президентом Улиссом Грантом, известным американским генералом. Грант считался великим полководцем, но его президентство было омрачено коррупцией. Эта аналогия уместна, поскольку жизненный путь Дика также демонстрирует ранний успех, за которым следуют последствия различных форм морального разложения.
Сексуальные девиации
Роман изобилует примерами ненормативной сексуальности, как её понимали в 1920-е годы. В начале мы встречаем Луиса Кэмпиона и Ройала Дамфри, состоящих в гомосексуальных отношениях. Мэри Норт и Кэролайн Сибли-Бирс, возможно, лесбиянки. Дик также лечит Франциско, ещё одного гомосексуального молодого человека.
Отношения Дика и Николь отчасти отражают инцестуозные отношения Николь с отцом. Затем Дик влюбляется в Розмари, которая вдвое моложе его, что напоминает начало его романа с Николь. Более того, Дик начинает проявлять нездоровый интерес к собственным детям. Сексуальные девиации выступают одновременно причиной и следствием морального упадка Дика.
Растраченная молодость
Название романа взято из строки стихотворения «Ода соловью» Джона Китса:
Прочь! Улечу я к тебе — но не Вакх
С пёстрым своим хороводом меня понесёт,
А Поэзии лёгкие крылья, хоть медлит
Разум, смущённый загадкой твоей.
Вот я с тобой! Как нежна эта ночь!
Может, Царица-Луна восседает на троне
В окруженье всех звёздных своих дочерей.
Написанная в 1819 году, поэма исследует темы быстротечности и смертности. Начало изобилует образами молодости и свежести, но в целом произведение движется к теме смерти. Выбор Фицджеральдом названия указывает на главную тему романа: растраченный потенциал. Дик Дайвер начинает карьеру с огромными перспективами, но позволяет этому потенциалу пропасть. По мере того как он теряет свою молодость, он становится одержим ею в других.
Эйб Норт — ещё один персонаж, олицетворяющий эту тему. Мы знакомимся с ним, когда он уже является алкоголиком. Однако Николь помнит время, когда он был хорошим человеком и талантливым композитором. Он жертвует своей карьерой и, в конце концов, жизнью ради зависимости.
Излишества и разрушение
Основная моральная идея романа заключается в том, что безрассудная и чрезмерная жизнь ведёт к разрушению личности. Последствия выходят за рамки индивида и влияют на других. Чрезмерное пьянство Дика приводит к отчуждению друзей, разрушению карьеры, избиению и тюремному заключению. Его навязчивый интерес к молодости способствует распаду брака и втягивает его в судебные разбирательства.
Фицджеральд написал этот роман в эпоху, которая наглядно продемонстрировала, что за безрассудной жизнью следуют тяжёлые последствия. «Эпоха джаза» была периодом излишеств, который завершился Великой депрессией. Излишества, которые губят героев романа, отражают чувствительность Фицджеральда к настроениям того времени.
Отцовство
Фигура отца постоянно возникает в романе. Деверо Уоррен — самый очевидный пример порочной отцовской фигуры. Будучи опекуном, он одновременно является инцестуозным преступником и причиной шизофрении Николь. Другие искажённые отношения «отец-ребёнок» происходят между неродственными персонажами. Например, Дик становится отцовской фигурой для Николь, хотя на самом деле он её муж.
У Дика складываются такие же искажённые отношения с Розмари. Он воспринимает её как ребёнка, но вступает с ней в сексуальную связь. Обе женщины потакают его потребности играть эту роль. К концу романа даже отношения Дика с собственными детьми искажаются. В романе также присутствуют религиозные образы, в которых Николь поклоняется Дику как святому, что делает его отцом в ином, духовном смысле.
Актёрская игра
Кроме очевидного примера — Розмари является актрисой, — эта тема проявляется и в более тонких контекстах. Когда Розмари впервые видит Дика, он, кажется, «выступает» перед своей группой. Становится ясно, что Дайверы в некотором смысле были актёрами. Они умело скрывали свои трудности на публике. Несмотря на свою склонность к актёрству, Дик считает эту профессию неблагородной, но на съёмках в Риме его самого принимают за актёра.
Во время свидания с Розмари она говорит ему, что они оба актёры. Их диалог драматичен и романтичен, хотя и лишён настоящих чувств. Фицджеральд пишет, что Дик посылал ей свои слова, «словно письма, которые покидали его задолго до того, как доходили до неё». Упадок Дика характеризуется несколькими случаями, когда он выходит из образа, пока окончательно не превращается в изменённую версию самого себя.
- «По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Прекрасные и проклятые» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Зимние мечты» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- Найден ранее неизвестный рассказ Фитцджеральда
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?