«Нулевой номер» Умберто Эко, краткое содержание читать ~9 мин.
«Нулевой номер» – седьмой роман Умберто Эко и последний роман, опубликованный перед его смертью в 2016 году. В отличие от самых известных романов Эко «Имя розы» и «Маятник Фуко», «Нулевой номер» – короткий и относительно быстро развивающийся роман, в котором менее 200 страниц лишены длинных и запутанных отступлений, плотного исторического фона и языковых игр, характерных для предыдущей художественной литературы автора.
Однако, как и более известные романы Эко, «Нумеро Зеро» содержит повествование, в основе которого лежат теории заговора и исторические факты. Охватывая мировые события от момента окончания Второй мировой войны до взрыва экстремального внутреннего терроризма, потрясшего итальянское общество в начале 1970-х годов, книга выдержана в мрачно-ироничном сатирическом тоне, а её колкости направлены в первую очередь на влияние бульварной прессы, которое значительно возросло в тот же период.
Возможно, из-за сокращённого объёма этого романа по сравнению с более обширным объёмом его предыдущих произведений, одним из наиболее распространённых критических замечаний в адрес «Нулевой номер» является то, что он кажется менее полным, чем типичное произведение Эко. Один из рецензентов перевёл эту критику в контекст написания фильма, предположив, что первые шесть романов Эко похожи на просмотр фильма, в то время как седьмой роман больше похож на чтение сценария к этим фильмам.
Сюжет
События романа начинаются в июне 1992 года.
Колонна, пятидесятилетний мужчина, просыпается утром и обнаруживает, что в его квартире нет воды. Он идёт к соседке и спрашивает её, не знает ли она, в чем дело. Женщина отвечает, что вода в её квартире течёт как обычно, и предполагает, что у него, наверное, закрыт кран. Колонна даже не подозревает о существовании такого крана, поэтому она идёт к нему на кухню и показывает, где он находится. Колонна приходит в ужас, обнаружив, что он действительно закрыт. Он уверен, что ночью в его доме побывали какие-то люди, которые искали какую-то информацию, а чтобы стук воды не разбудил его, они закрыли кран.
Дальнейшие события развиваются, чтобы объяснить, кто мог проникнуть в комнату Колонны и что они могли искать.
За два месяца до описываемых событий к Колонне приезжает его бывший учитель Симеи и предлагает Колонне работу. Один очень влиятельный командир хочет основать газету с целью манипулирования другими влиятельными людьми, и с помощью этой газеты он хочет пробиться в мир ещё более влиятельных бизнесменов, политиков и других публичных людей. Газета называется «Завтра». Симеи собирается стать редактором и главным человеком в газете, но он подозревает, что газета не будет выпущена. По его мнению, командир просто запугает некоторых людей ради собственной выгоды и закроет журнал. Поэтому он, Симеи, хочет, чтобы Колонна написал для него книгу о тяжёлой работе в газете, и когда её закроют, книга будет иметь большой успех. Колонна соглашается.
В газету нанимают несколько человек, чтобы создать иллюзию настоящей газеты, но никто из этих журналистов не знает, что их надежды на хорошую работу беспочвенны, поэтому они очень много работают, предлагая различные темы и сюжеты для статей.
Майя, тридцатилетняя женщина, входит в число этих псевдожурналистов. У Колонны и Майи начинается роман, но они никому не рассказывают о своих отношениях.
Ещё один журналист – Браггадоччо, очень амбициозный человек, который хочет расследовать настоящую сенсацию. Тема его расследования – смерть Бенито Муссолини. Браггадоччо уверен, что настоящий Бенито сбежал из Италии, а его двойник был убит весной 1945 года. Он находит довольно логичные доказательства и доводит своё расследование до конца. Но однажды Колонна приходит в офис и узнает, что Браггадоччо убит. Он уверен, что причина в том, что он подошёл слишком близко, и люди, которые не хотели, чтобы это стало известно, убили Браггадоччо. Поскольку Браггадоччо все рассказал Колонне, он уверен, что смертельная опасность угрожает и ему.
Газету закрывают. Симеи говорит Колонне, что нет необходимости писать книгу, даёт ему немного денег и прощается. После этих событий Колонна просыпается, а воды нет.
Он успешно покидает свою квартиру и встречается с Майей. Они покидают город и отправляются в маленький домик Майи в деревне. Там он рассказывает ей все. Проходит несколько дней, и на BBC выходит фильм, рассказывающий обо всех событиях, по поводу которых Браггадоччо провёл расследование. Когда вся правда открыта, и никакая опасность им больше не угрожает, Колонна и Майя возвращаются в Милан.
Список персонажей
Колонна
Колонна – главный герой и рассказчик романа. Ему пятьдесят лет, но он не достиг большого успеха в жизни. Он зарабатывает на жизнь переводом текстов с немецкого языка.
Симеи
Симеи – бывший профессор университета. Этот персонаж знал Колонну раньше и знает, что он талантливый писатель, хотя и неудачник в жизни.
Майя
Майя – талантливая журналистка, но она не смогла стать успешной: кажется, что события обернулись против неё. Хотя она обладает глубоким взглядом на характеры людей, окружающие не воспринимают её всерьёз. Только Колонна сумел разглядеть, насколько она действительно интересна и талантлива.
Браггадоччо
Браггадоччо – один из журналистов, нанятых для работы в газете «Завтра». Одновременно он работает и над заданиями, которые даёт Симеи, и над своим личным расследованием, касающимся Бенито Муссолини. Браггадоччо уверен, что бывший лидер итальянского фашизма не был убит в 1945 году, а успешно покинул Италию. Однажды утром Колонна узнает, что Браггадоччо был убит.
Темы
Создание новостей
Тема журналистики становится центральной в романе. Здесь ярко описан способ создания и подачи новостей читателям, и главная мысль романа заключается не в том, что новости создают газету, а в том, что газета создаёт новости. Составление сложной полосы из четырёх новостей в подборке – и читатель, поглощая их, кажется, уже прочитал пятую новость – это лучший способ дать читателю то, что он считает важным. С помощью правильно составленной новости можно сформировать новость там, где её не было, или там, где никто не знал, что это такое. И ещё, что очень важно при создании новости – это не давать вообще никаких ссылок, потому что их можно проверить. Самое лучшее – это не утверждения, а инсинуации. Инсинуируя, газета не утверждает ничего определённого – только бросает тень подозрения.
Заговоры, политические тайны и загадочные убийства
Команда журналистов, состоящая из довольно странных людей, готовится стать двигателем в определённых политических делах, которые необходимо взбудоражить среди населения. Не все так просто, в сюжет вмешивается жуткое открытие: Муссолини не убили, его подменили, и дуче продолжил свою грязную работу, но уже тайно.
Умберто Эко всегда очень умело играет на приключенческих сюжетах, полных тайн и заговоров, создавая из них интеллектуальные произведения, из которых можно смело черпать полезную информацию. Верный своей манере письма, автор развивает тему спроса и предложения, покупки СМИ и продажи информации, выгодной узкому кругу людей, но потребляемой массами. Ложь, нажива в сочетании с расследованием смерти Муссолини, секретные службы и, конечно, заговоры – вот важные темы, раскрытые в романе.
Разоблачение цинизма
Книга пронизана цинизмом. Эко высмеивает современную журналистику, современное общество и саму природу современного человека. Он подчёркивает пустоту между тем, что люди говорят, и тем, что они делают, разницу между словом/образом и реальностью. Все ложно, истина не имеет смысла, её создают те, кто обладает властью. В этой системе новости делаются, а не представляются, а люди по своей природе одержимы и эгоистичны.
Умберто Эко написал «Numero Zero» как роман-памфлет об обмане и подставном мошенничестве: ведь, как говорит один из героев, всегда есть кто-то, кто «обманывает нас за нашей спиной», даже если кажется, что он говорит правду, за любым обманом стоит другой обман, в нём следующий, и так до бесконечности.
“Газеты лгут, историки лгут, телевидение сегодня тоже лжёт” – можно ли вообще доверять хоть чему-то или кому-то? Ведь даже самая смелая и разоблачительная статья издания служит сугубо частным интересам акционера: кто платит, тот и заказывает музыку. И как же избежать искушения и не стать безумным социопатом и любителем мифов, одержимым всемирным заговором? Эко вновь агрессивно концентрирует внимание на мотивах, уже затронутых в «Маятнике Фуко» и «Пражском кладбище». Браггадоччо – мечтатель и безумец, но свою версию спасения Муссолини он строит на общеизвестных и преданных фактах, никаких особых секретов нигде нет, а есть лишь тенденциозный поток информации и заведомо ложные интерпретации.
Повествование имеет трёхслойную структуру. Во-первых, это внутренние монологи Колонны, а также перипетии его любовной истории, разговоры с Майей; во-вторых, рискованное во всех смыслах расследование Браггадоччо, микросюжеты которого возникают по мере его развития; в-третьих, и это здесь главное, – еженедельные редакционные передовицы, насыщенные богатыми диалогами, аргументами и контраргументами, разбором «домашних заданий», играми, анекдотами. В ходе этих пародий (ведь это фальшивая газета) Эко вытаскивает на свет скрытые механизмы «плохой журналистики» – машины по производству лжи, клеветы и подрыву репутации.
Эко с удовольствием и неподражаемым сарказмом рассматривает структуру информационного общества, находящегося на стадии распада. Он добирается до всех, даже самых невинных и очевидных механизмов информации, таких как гороскопы, некрологи и прогнозы погоды.
Однако в романе Эко, как это часто с ним случается, рассказывая одно, мы получаем совершенно другое. За гротескно-сатирической оболочкой, за интригами и махинациями, за лапидарной, но вполне самодостаточной любовной историей, за большими и малыми отступлениями (включая поэтические зарисовки бывшего Милана), за длинными (например, выдержки из отчёта о вскрытии Муссолини) и внезапными по ускорению действиями, за шутками на грани фола, возникающими не к месту, – за всем этим скрывается нечто другое.
И это «что-то другое» – деградация его прекрасной Италии, всеобщая апатия, нигилизм и непоколебимое равнодушие («ничто не может потревожить нас в этой стране»), люди уютно устроились в гнезде успокаивающего самообмана и трезвых иллюзий. А пресса, ловко направляемая политиками и бизнесменами, ежедневно прилагает титанические усилия, чтобы разбудить людей только для того, чтобы усыпить их ещё больше.
- «Имя розы» Умберто Эко, краткое содержание
- «Маятник Фуко» Умберто Эко, краткое содержание
- Щедрый подарок Умберто Эко — прекрасные книги и целая Вселенная
- Нелл Харпер Ли: “Я надеялась на малое, но получила всё …”
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Путь к богатству» Бенджамина Франклина, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?