«Остриё бритвы» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~10 мин.
Роман «Остриё бритвы» (англ. The Razor’s Edge), опубликованный в 1944 году, когда Сомерсету Моэму (англ. W. Somerset Maugham) исполнилось 70 лет, считается последним из его крупных художественных произведений. Философская глубина, свойственная человеку в этом почтенном возрасте, легла в основу истории о поиске смысла бытия. Эта глубина была усилена и обострена неутомимым любопытством писателя к окружающему миру. Свидетельством искреннего интереса автора к духовным исканиям служит название книги. Оно заимствовано из Катха-упанишады — одного из основополагающих текстов индуизма, созданного почти за тысячу лет до нашей эры.

Эпиграф романа гласит: “По лезвию бритвы пройти нелегко; так же труден, говорят мудрецы, путь к спасению”. Эта метафора задаёт тон всему повествованию. Моэм исследует сложность духовного пути в мире, полном соблазнов и страданий, противопоставляя его комфортному конформизму.
Сюжет описывает трансформацию Ларри Даррелла (англ. Larry Darrell). Из обычного молодого человека он превращается в искателя высшей истины после столкновения с ужасами Первой мировой войны. Потрясения, пережитые на фронте, заставляют его отвергнуть привычные нормы. История охватывает десятилетия и перемещается между континентами — от США и Европы до Индии.
Центральная тема произведения ставит вопрос: что предпочтительнее для человека? Смириться с жизнью в комфортном материализме или искать высший духовный смысл, невзирая на цену? По мнению автора, подлинно осмысленное существование невозможно без духовного стержня. При этом Ларри довольно быстро отвергает традиционное христианство. Он не находит в нём ответа на мучительный вопрос о том, почему в мире существует зло.
Важным повествовательным приёмом является введение самого автора в ткань романа. Моэм выступает как действующий персонаж, взаимодействующий с героями в созданном им мире. Он играет роль рассказчика-наблюдателя, который собирает историю жизни Ларри по частям. Такая структура предвосхищает постмодернистские приёмы, сохраняя при этом черты классического модернизма.
Поскольку рассказчик может поведать лишь о том, что узнал лично или со слов других, роман построен как серия ретроспектив. Сюжет складывается из нерегулярных встреч героев, происходящих в период от окончания Первой до разгара Второй мировой войны.
Роман «Остриё бритвы» был дважды экранизирован. В адаптации 1946 года роль Ларри исполнил Тайрон Пауэр (англ. Tyrone Power). Вторая экранизация 1984 года примечательна участием Билла Мюррея (англ. Bill Murray). Для комика Мюррея это была попытка заявить о себе как о серьёзном драматическом актёре. Съёмки в этом фильме стали условием его согласия на участие в блокбастере «Охотники за привидениями».
Фильм стал для Мюррея проектом мечты, однако реакция критиков и публики оказалась сдержанной. Картина вышла в прокат раньше времени, и драматическое амплуа актёра вызвало диссонанс у зрителей, ожидавших комедии. Примечательно, что судьба актёра перекликается с судьбой его персонажа. Критика Мюррея за выход за рамки привычного амплуа параллельна осуждению Ларри Даррелла обществом. Окружение Ларри так же не могло простить ему отказ от общепринятых ценностей среднего класса и социальных ожиданий.
Сюжет
Повествование ведётся от лица писателя, который выступает второстепенным персонажем и хроникёром событий. Мы следим за духовным и физическим путешествием Ларри Даррелла. История начинается в Чикаго, где Эллиот Темплтон, успешный арт-дилер и известный сноб, приглашает рассказчика на обед к своей сестре. Там писатель впервые встречает Ларри — молодого ветерана войны, который сразу привлекает его внимание своей отстранённостью.
Даррелл, обладая связями и острым умом, мог бы легко сделать карьеру в бизнесе. К разочарованию своей невесты Изабель, он отвергает одно выгодное предложение за другим. На прямой вопрос о планах Ларри отвечает, что намерен отправиться в Париж для «получения знаний». Свадьбу с Изабель решают отложить.
Спустя почти два года Изабель разрывает помолвку. Она выходит замуж за Грея Матурина, человека состоятельного и социально приемлемого. Эллиот и мать Изабель одобряют этот союз, видя в Грее идеального мужа. Вскоре у пары рождаются дети. В то время как его друзья обустраивают быт, Ларри продолжает странствовать. Следующая встреча героев происходит лишь спустя десять лет.
Рассказчик случайно встречает Ларри в парижском кафе. Выясняется, что Изабель с Греем и детьми также живут в Париже, в квартире Эллиота. Их переезд вызван крахом семейного бизнеса во время Великой депрессии. Грей страдает от мигреней и потери уверенности в себе. Ларри, вернувшийся из Индии, где он изучал восточные практики, неожиданным образом исцеляет Грея, используя внушение.
Позже компания встречает Софи Макдональд, подругу детства. После гибели мужа и ребёнка в автокатастрофе она опустилась на социальное дно, пристрастившись к алкоголю и опиуму. Ларри, чувствуя её боль, объявляет о намерении жениться на ней, чтобы спасти. Изабель, движимая ревностью и собственническим чувством, провоцирует срыв Софи, оставляя её наедине с алкоголем. Софи сбегает и вскоре погибает.
Эллиот Темплтон умирает, завещая состояние Изабель, что позволяет ей и Грею вернуться к обеспеченной жизни в Америке. Ларри, завершив свой европейский этап и раздав оставшиеся средства, решает вернуться на родину, чтобы жить простой жизнью механика или таксиста, сохраняя внутреннюю свободу.
Список персонажей
Ларри Даррелл (Larry Darrell)
Главный герой романа. В шестнадцать лет сбежал из дома в Канаду, чтобы стать лётчиком. Вернувшись с войны физически целым, он получил глубокую душевную травму. Вид смерти товарищей заставил его усомниться в благости мироустройства. Отказавшись от карьеры, он посвятил жизнь поиску ответов на вечные вопросы. Прототипом духовного наставника Ларри в Индии послужил реальный индийский мудрец Рамана Махарши, с которым Моэм встречался в 1938 году в ашраме.
Мистер Моэм (Mr. Maugham)
Рассказчик и участник событий. Английский писатель, успешный и наблюдательный. Он служит связующим звеном между разрозненными персонажами. Его глазами читатель видит эволюцию героев, хотя сам Моэм подчёркивает свою роль лишь как беспристрастного фиксатора событий.
Изабель Брэдли (Isabel Bradley)
Бывшая невеста Ларри. Прагматичная женщина, выбравшая социальный статус и комфорт вместо любви к человеку, чьи устремления ей непонятны. Она искренне любит Ларри, но не готова разделить его аскетичный образ жизни. Её одержимость бывшим женихом приводит к жестокому поступку по отношению к Софи.
Миссис Брэдли (Mrs. Bradley)
Мать Изабель. Светская женщина, придерживающаяся традиционных взглядов на брак и положение в обществе. Она не давит на дочь, но с облегчением воспринимает её разрыв с «бесперспективным» Ларри.
Эллиот Темплтон (Elliott Templeton)
Дядя Изабель, брат миссис Брэдли. Профессиональный сноб и успешный арт-дилер. Проживая в Париже, он окружает себя аристократией и богемой. Эллиот — трагикомическая фигура: он добр к родственникам, но его жизнь посвящена погоне за пустыми светскими ритуалами. Даже на смертном одре он беспокоится о приглашении на бал.
Кости (Kosti)
Польский офицер, вынужденный бежать с родины и работать шахтёром во Франции. Он и Ларри сближаются на почве интеллектуальных бесед. Кости, разочарованный в жизни, подталкивает Ларри к дальнейшим духовным поискам, хотя сам остаётся циником.
Софи Макдональд (Sophie MacDonald)
Подруга юности главных героев. В молодости отличалась идеализмом и писала стихи. Потеря семьи сломила её, превратив в циничную и саморазрушающуюся личность. Она становится трагическим зеркалом для остальных героев, обнажая их эгоизм и жестокость.
Грей Матурин (Gray Maturin)
Муж Изабель, друг детства Ларри. Воплощение американской мечты: успешный, богатый, уверенный в себе бизнесмен. Крах фондового рынка 1929 года разрушает его мир. Исцеление, дарованное Ларри, возвращает его к жизни, но не меняет его материалистического мировоззрения.
Отец Энсхейм (Father Ensheim)
Католический священник, с которым Ларри ведёт беседы в начале своего пути. Он представляет традиционную религиозность, которая, однако, не может удовлетворить запросы Ларри.
Сюзанна (Suzanne)
Французская художница, подруга Ларри и рассказчика. Её история любви и последующего благополучного брака служит контрапунктом к трагическим судьбам других персонажей.
Доктор Нельсон (Dr. Nelson)
Опекун Ларри, представляющий старшее поколение и традиционные ценности.
Темы
Стремление к Абсолюту
Поиск Бога и истины — центральный мотив романа. Для Ларри триггером становится война, но Моэм подчёркивает, что путь к истине доступен каждому, кто обладает достаточным мужеством. Ларри изучает христианский мистицизм, но находит ответы в веданте. Его путь доказывает, что духовное просветление возможно и для западного человека, хотя этот путь требует полного пересмотра ценностей.
Саморазрушение
Тема эскапизма раскрывается через разные судьбы. Изабель считает, что такие люди, как Софи, наслаждаются своими страданиями. Однако автор показывает, что саморазрушение Софи — это не поза, а форма протеста и невыносимой боли. Это обратная сторона поиска смысла: когда вера в добро утрачена, человек может направить энергию на уничтожение себя с той же страстью, с какой святой стремится к Богу.
Снобизм и социальные маски
Эллиот Темплтон олицетворяет снобизм как форму защиты от реальности. Он прекрасно видит недостатки высшего общества, но сознательно выбирает этот мир иллюзий. Его поведение напоминает феодальные пережитки в современном мире. Моэм не осуждает Эллиота, а скорее иронизирует над ним, показывая снобизм как своеобразный, хоть и пустой, смысл жизни.
Смысл жизни
Роман демонстрирует полифонию жизненных позиций. Каждый герой находит свою точку опоры: Изабель — в социальном статусе, Грей — в работе, Эллиот — в светских ритуалах, Ларри — в духовности. Моэм утверждает идею, что единого для всех смысла не существует. Ключевая мысль заключается в принятии выбора другого человека, даже если этот выбор кажется странным или иррациональным.
Ларри Даррелл — персонаж, способный вызвать глубокий внутренний конфликт у читателя, особенно если книга попадает в руки в переломный момент жизни. Герой Моэма относится к тем редким литературным образам, существование которых в реальности кажется желанным, но маловероятным. Впечатлительные натуры могут попасть под обаяние его аскетизма и свободы. Для молодых идеалистов «Остриё бритвы» может стать руководством к действию, в то время как люди среднего возраста могут увидеть в Ларри укор своим утраченным надеждам.
Другие персонажи, при всей их яркости, служат фоном для пути Ларри. Даже трагическая фигура Софи, возможно, наиболее живая из всех, существует в сюжете, чтобы оттенить чистоту и отрешённость главного героя. Сомерсет Моэм, мастерски владея техникой повествования, создаёт историю, которая читается легко, несмотря на сложность поднимаемых вопросов.
Информация о внутренней жизни Ларри подаётся дозированно. Моэм намеренно оставляет пробелы в биографии героя, создавая ореол таинственности. Автор строит портрет Ларри на основе недосказанности, позволяя читателю самому заполнять пустоты. Именно поэтому начало шестой главы, где описывается ключевой диалог о философии, является одним из самых примечательных фрагментов в творчестве Моэма.
В этом вступлении автор пишет:
“Я считаю правильным предупредить читателя, что он вполне может пропустить эту главу, не потеряв нить истории, которую я хочу рассказать, поскольку по большей части это не более чем рассказ о разговоре, который у меня состоялся с Ларри. Однако я должен добавить, что, если бы не этот разговор, я бы, возможно, не счёл нужным писать эту книгу”.
Это предупреждение — тонкий литературный ход. Глава, которую автор «разрешает» пропустить, на самом деле содержит квинтэссенцию романа. В ней раскрывается суть духовного опыта, полученного Ларри в Индии. Без этого разговора «Остриё бритвы» превратилось бы в обычную светскую хронику с элементами мелодрамы.
Гениальность композиции заключается в том, что роман работает на двух уровнях. Можно следить лишь за внешней канвой событий — интригами Изабель, падением Софи, вечеринками Эллиота — и получить законченную историю. Но глубинный смысл открывается через понимание пути Ларри, который связывает эти разрозненные судьбы воедино. Структурно книга напоминает ожерелье, где эпизоды-бусины нанизаны на невидимую нить духовного поиска главного героя.
Сила воздействия образа Ларри Даррелла заключается в его тихом, но решительном отказе соответствовать навязанным обществом стандартам успеха. Этот отказ делает роман актуальным для любого поколения читателей, ищущих свой собственный путь «по лезвию бритвы».
- «Сальваторе» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Разрисованная вуаль» («Узорный покров») Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Пионеры» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?