«Портрет» Николая Гоголя, краткое содержание читать ~8 мин.
В повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь исследует трагическую судьбу художника и природу зла. В центре повествования находится ключевая для писателя мысль о несовместимости служения чистому искусству и корыстной жажды наживы. Гоголь долго и тщательно работал над этим произведением, создав две его редакции.
«Портрет» — фантастическая повесть, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Арабески». В 1842 году Гоголь выпустил значительно переработанную версию в журнале «Современник». Обе редакции объединены общей структурой из двух частей, но отличаются в деталях и акцентах. Новая версия глубже раскрывает философские и религиозные вопросы, делая повествование более строгим и поучительным.

Повесть отличается сложной композицией и фактически состоит из двух новелл, связанных одним предметом — таинственным портретом. Первая часть рассказывает о молодом художнике Чарткове. Он покупает картину старика, чей тревожный взгляд будто следит за каждым движением. Найденный в раме клад спасает его от нищеты, но толкает на путь коммерческого успеха ценой своего таланта и души.
Вторая часть начинается на аукционе, где выставляют тот самый портрет. Действие переносится в прошлое через рассказ сына художника, создавшего картину. Эта предыстория раскрывает демоническую сущность портрета, в котором заключена часть души зловещего ростовщика. В финале аукциона картина таинственно исчезает, прежде чем её успевают продать.
В произведении поднимаются важные темы: роль художника в обществе, природа зла и возможность борьбы с ним. Гоголь задаётся вопросом, должен ли творец лишь копировать реальность или проникать в её глубинный смысл. История была многократно адаптирована для кино, театра и радио, включая немой фильм 1915 года и оперу Мечислава Вайнберга.
Сюжет
Трагическая история художника Чарткова начинается в лавочке на Щукином дворе. Среди прочих картин он замечает портрет старика в азиатских одеждах и, отдав за него последние двадцать копеек, приносит домой. Работа кажется неоконченной, но глаза старика написаны с такой силой, что выглядят живыми. Вскоре приходит хозяин квартиры с квартальным, требуя плату. Чартков с досадой думает о потраченных деньгах, оставшись без средств к существованию.
Ночью, лёжа за ширмой, он видит, как лунный свет освещает портрет, и ему не даёт покоя неподвижный взгляд старика. В страхе Чартков завешивает картину простынёй, но глаза продолжают смотреть на него. Ему мерещится, что старик выходит из рамы, садится у его ног и пересчитывает мешки с деньгами. Один свёрток с надписью «1000 червонцев» откатывается, и Чартков в ужасе его хватает. Он просыпается, но ощущение тяжести в руке остаётся.
После череды кошмаров Чартков просыпается поздно. Снова приходят хозяин и квартальный. Осматривая вещи художника, квартальный случайно сжимает раму портрета, и из неё выпадает тот самый свёрток с деньгами. Обретя богатство, Чартков забывает о желании запереться в мастерской и совершенствовать талант. Он снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и даёт объявление в газету.
К нему начинают обращаться заказчики. Знатная дама просит написать портрет её дочери. Когда Чарткову кажется, что он уловил нечто важное в лице девушки, мать прерывает сеанс. Позже она остаётся недовольна сходством и просит сделать лицо дочери похожим на изображение Психеи с одной из ранних работ Чарткова. Раздражённый художник исправляет портрет, потакая вкусу заказчицы.
Чартков быстро становится модным живописцем. Он пишет множество однотипных портретов, угождая клиентам и обретая славу и богатство. Он начинает надменно отзываться о других художниках, а его прежние знакомые поражаются, как быстро угас его талант. Чартков становится скупцом. Однажды в Академии художеств он видит картину своего бывшего товарища, присланную из Италии. Совершенство этого полотна заставляет его осознать всю глубину своего падения.
Он пытается снова творить, но руки его не слушаются — он утратил мастерство. Вскоре Чарткова охватывает страшная зависть. Он начинает скупать лучшие произведения искусства и жестоко их уничтожает. Жизнь его заканчивается в припадках безумия и агонии: ему повсюду мерещатся глаза с дьявольского портрета.
Некоторое время спустя история Чарткова получает объяснение на петербургском аукционе. Среди прочих лотов выставляется тот самый портрет, чьи глаза кажутся живыми. В разгар торгов появляется художник Б. и заявляет свои права на картину, после чего рассказывает историю своего отца, создавшего это полотно.
Его отец, художник-самоучка, жил в Коломне по соседству с ростовщиком азиатской наружности. Этот человек давал деньги под проценты, и судьба всех его должников складывалась трагически. Художник, желая написать образ духа тьмы, решил сделать набросок с соседа. Однажды ростовщик сам пришёл к нему и заказал портрет, желая, чтобы тот был «совсем как живой».
Отец рассказчика с воодушевлением взялся за работу. Но чем точнее он передавал черты старика, тем более живыми становились глаза на холсте и тем большее отвращение он испытывал. Не в силах продолжать, художник отказался от заказа. Ростовщик умолял его закончить работу, говоря, что тогда он не умрёт совсем, а будет жить в портрете. На следующий день ростовщик скончался.
Вскоре художник заметил в себе перемену к худшему и решил сжечь портрет, но отдал его другу по его просьбе. Картина начала переходить из рук в руки, принося несчастья каждому новому владельцу. После смерти жены и детей художник окончательно уверился в дьявольской силе портрета. Он отправил старшего сына в Академию художеств, а сам ушёл в монастырь.
Там он вёл суровую жизнь, искупая свой грех, и лишь спустя годы снова взял в руки кисть, написав картину «Рождество Христово», полную святости и чистоты. Прощаясь с сыном перед его отъездом в Италию, он завещал ему найти и уничтожить проклятый портрет. Пятнадцать лет рассказчик искал картину и наконец нашёл её на аукционе. Однако когда он и все присутствующие поворачиваются к стене, они обнаруживают, что портрет исчез. Кто-то из толпы произносит: “Украли”.
Список персонажей
Андрей Петрович Чартков
Талантливый, но бедный художник, чьё недовольство своим положением и жажда быстрого успеха делают его уязвимым перед искушением. Получив богатство, он предаёт своё призвание ради славы и денег. Чартков становится рабом моды, его талант угасает, а душа гибнет в зависти и злобе, что приводит его к безумию и смерти.
Художник, написавший портрет
Отец рассказчика из второй части повести. В погоне за реализмом он создаёт портрет ростовщика, невольно вкладывая в него часть демонической сущности своей модели. Осознав, какое зло он выпустил в мир, художник уходит в монастырь. Через покаяние и служение Богу он очищает свою душу и вновь обретает дар творить высокое искусство.
Сын художника
Молодой человек с чистой душой, который служит антиподом Чарткову. Он посвящает свою жизнь не славе и богатству, а исполнению воли отца — поиску и уничтожению зловещего портрета. Он олицетворяет путь служения долгу и искусству, свободному от корыстных побуждений.
Темы
Добро и зло
Тема противостояния добра и зла раскрывается через призму искусства. Богатство, которое могло бы дать художнику свободу для творчества, становится для Чарткова источником духовной гибели. Гоголь показывает, что слабость духа и неспособность противостоять искушению ведут к разрушению личности. Путь же художника, создавшего портрет, демонстрирует, что через покаяние и духовный труд зло можно преодолеть.
Богатство и бедность
В повести бедность предстаёт как препятствие для свободного творчества, однако истинная проблема Чарткова — духовная нищета. Деньги становятся для него испытанием, которое выявляет его жадность, зависть и трусость. По мнению автора, богатство без духовной опоры не приносит счастья, а лишь губит человека, порабощая его страстями.
Творчество
Гоголь противопоставляет два пути в искусстве. Один — путь Чарткова, который выбирает лёгкую славу и богатство, предавая свой дар. Другой — путь создателя портрета, для которого искусство сродни религиозному служению, требующему духовной чистоты и самоотречения. Настоящий творец, по мысли Гоголя, несёт ответственность за свои произведения и не должен разменивать дар на сиюминутную выгоду.
Голос искусителя убедил талантливого художника, что глупо сторониться мирских благ и жить в мире чистых мечтаний. Чартков поддался этому соблазну, превратив искусство в ремесло и средство наживы. Он разбогател, научившись подстраиваться под вкусы толпы. Лишь увидев произведение подлинного искусства, он осознал, какое божество предал, но вернуться на путь истинного творчества уже не смог.
В «Портрете» Гоголь выражает свой взгляд на искусство, которое должно служить высшим, духовным целям. Писатель поднимает важный вопрос о границах реализма. Уродливое лицо ростовщика и его страшные глаза были написаны настолько живо, что вселяли ужас во всякого, кто смотрел на картину. Это произведение становится воплощением зла, запечатлённого кистью художника.
Гоголь размышляет об опасной грани, перейдя которую, искусство перестаёт быть просто изображением, а выхватывает из самой жизни нечто живое, одушевляя копию. Почему это так страшно? Автор проводит параллель с анатомическим театром: желая постичь прекрасное в человеке, исследователь вскрывает его тело и видит лишь отвратительные внутренности. Так и художник, стремясь к абсолютному реализму, рискует запечатлеть не красоту, а безобразную изнанку бытия.
Эти размышления отражают творческие поиски самого Гоголя в период его перехода от романтизма к реализму. Он пытался определить для себя суть и границы нового художественного направления. В повести также подчёркивается религиозное значение искусства. Художник, изобразивший ростовщика, по сути, написал портрет дьявола. Осознав это, он искупал свой грех постом и молитвой, посвятив остаток жизни иконописи — искусству, служащему Богу.
- «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, краткое содержание
- Портрет в образе по фотографии
- «Женский портрет» Генри Джеймса, краткое содержание
- Женский деловой портрет: что нужно знать перед съемкой
- «Женитьба» Николая Гоголя, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?