«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание читать ~8 мин.
Пиноккио — озорная марионетка, созданная столяром Джеппетто, — является одним из самых узнаваемых персонажей мировой литературы. Его история была придумана итальянским писателем и журналистом Карло Лоренцини (Carlo Lorenzini), писавшим под псевдонимом Карло Коллоди. Изначально произведение публиковалось как еженедельная серия в «Журнале для детей» («Giornale per i bambini»), начиная с 7 июля 1881 года.
Коллоди не планировал длинную историю и завершил первую часть трагически: повешением Пиноккио. Однако юные читатели потребовали продолжения, и автор написал ещё несколько глав. В 1883 году полная версия была опубликована отдельной книгой под названием «Приключения Пиноккио. История одной марионетки». Сегодня это произведение считается одним из величайших в итальянской литературе.

Сюжет сказки хорошо знаком. Плотник по имени Антонио находит говорящее полено, которое отдаёт своему бедному соседу Джеппетто, мечтающему стать кукольником. Джеппетто вырезает из дерева фигурку мальчика и называет его Пиноккио. Марионетка оказывается очень непослушной, а её нос удлиняется каждый раз, когда она лжёт. Удивительно, что этот образ стал общепринятым символом лжи, существующим даже вне контекста книги.
История представляет собой фантастическую сказку со множеством мистических персонажей. Среди них Говорящий сверчок, ставший в версии Диснея сверчком Джимини, животные, способные разговаривать, Арлекин и другие куклы. Важную роль играет Фея с бирюзовыми волосами — дух леса, который выступает в качестве ангела-хранителя Пиноккио.
«Приключения Пиноккио» — одна из самых адаптируемых сказок в истории. Кроме известного мультфильма Уолта Диснея, она была воплощена в театральных постановках, балетах и даже в классической английской пантомиме. Однако адаптации сильно разнятся в своей верности оригиналу. Версия Диснея, например, представляет собой красочную и весёлую историю, в то время как книга Коллоди — гораздо более мрачное и поучительное повествование.
Для Коллоди, известного в Италии как сатирик и юморист, история о деревянном мальчике была необычной работой. Он сосредоточился на политических обозрениях, сформировавшихся во время службы в тосканской армии в период войны за независимость Италии в 1848 году. Коллоди также основал сатирическую газету «Фонарь» («Il Lampione»). Со временем он отошёл от политической литературы и занялся детской, начав с переводов французских сказок. В итоге он нашёл способ выразить свои взгляды аллегорически — через многослойного персонажа по имени Пиноккио.
После внезапной смерти писателя во Флоренции в 1890 году в его честь был создан парк Пиноккио, а также учреждён фонд его имени для поддержки образования и литературной деятельности.
В 1936 году Алексей Толстой выпустил собственную адаптацию сказки — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сюжет этой книги во многом отличается от произведения Коллоди и полюбился нескольким поколениям советских детей. В 1975 году на киностудии «Беларусьфильм» по книге Толстого был снят музыкальный фильм, который вошёл в историю как один из лучших советских фильмов для детей.
Сюжет
Приключения Пиноккио начинаются, когда столяр получает полено для изготовления ножки стола. Дерево начинает разговаривать, и напуганный мастер отдаёт его бедняку по имени Джеппетто. Тот с радостью вырезает из полена деревянную куклу и даёт ей имя Пиноккио.
Марионетка сразу проявляет свой непоседливый характер. Едва получив ноги, Пиноккио убегает из дома. Городские власти, не разобравшись в ситуации, сажают Джеппетто в тюрьму за «жестокое обращение» с куклой. Пиноккио возвращается домой голодным, где встречает Говорящего сверчка. Тот пытается наставить его на путь истинный, но кукла в раздражении бросает в него молоток и убивает насекомое.
Джеппетто вскоре освобождают, и он мастерит для Пиноккио новые ноги взамен сгоревших, когда тот уснул у огня. Чтобы отправить куклу в школу, старик продаёт свою единственную куртку и покупает ему азбуку. Однако по пути на занятия Пиноккио продаёт книгу, чтобы попасть в кукольный театр.
В театре хозяин, Огнеед, сначала хочет сжечь Пиноккио, но потом жалеет его и даёт пять золотых монет для его «отца» Джеппетто. По дороге домой марионетку перехватывают Лиса и Кот. Притворившись калеками, они убеждают его посадить монеты на Поле Чудес в Стране Дураков, обещая, что из них вырастет денежное дерево.
Ночью, переодевшись разбойниками, они нападают на Пиноккио. Он убегает и стучится в белый домик, где живёт Фея. Однако Лиса и Кот догоняют его и вешают на дереве. Через некоторое время они уходят, решив, что деревянная кукла уже мертва. Фея спасает Пиноккио, и его приключения продолжаются.
На протяжении всей истории Пиноккио взрослеет, проходя через множество испытаний. В конце концов он привязывается к Джеппетто и отказывается от своих дурных привычек. Он начинает усердно трудиться, чтобы помочь обедневшему отцу и заболевшей Фее. В награду за его доброту и самопожертвование Фея превращает его в настоящего мальчика. А лживые Кот и Лиса в финале действительно становятся калеками и вынуждены просить милостыню.
Список персонажей
Пиноккио
Пиноккио, главный герой сказки, — деревянная марионетка, которая необъяснимым образом ожила. Он ведёт себя как мальчик, но не является им, и его главная цель — стать настоящим человеком. Он переживает множество приключений, которые часто служат моральными уроками. Его отличительная черта — нос, который растёт каждый раз, когда он лжёт.
Джеппетто
Джеппетто — бедный итальянский столяр, который вырезал Пиноккио из полена. Он становится для марионетки отцом, жертвуя последним, чтобы отправить его в школу. Джеппетто — добросердечный и отзывчивый человек, который, несмотря на все трудности, сохраняет веру в лучшее.
Говорящий сверчок
Говорящий сверчок — персонаж, дающий Пиноккио советы. В начале истории Пиноккио в гневе убивает его молотком, но сверчок возвращается в виде призрака и продолжает наставлять марионетку на путь истинный.
Кот и Лиса
Кот и Лиса — мелкие мошенники, которые появляются в начале и в конце повести. Они обманом выманивают у Пиноккио деньги, а затем грабят и пытаются убить его. К концу истории они становятся жалкими нищими, пожиная плоды своих поступков.
Фея
Фея с бирюзовыми волосами — важный, но загадочный персонаж в жизни Пиноккио. Она спасает его, становится его сестрой, а затем и матерью. Фея обещает Пиноккио, что он станет настоящим мальчиком, если будет хорошо себя вести. Именно её волшебство в финале исполняет его заветное желание.
Фитиль (Лучиньоло)
Фитиль (в оригинале — Lucignolo) — мальчик, который убеждает Пиноккио отправиться в Страну Развлечений, где дети только играют и никогда не работают. После пяти месяцев безделья они превращаются в ослов. Позже Пиноккио встречает Фитиля, который в облике осла умирает от непосильного труда на ферме.
Ужасная Акула
«Ужасная Акула» (в оригинале — Pesce-cane, что дословно переводится как «рыба-собака») — это огромное морское чудовище. Оно проглатывает Джеппетто, а через некоторое время и Пиноккио. Внутри акулы они встречаются и вместе спасаются. Этот эпизод напоминает библейскую историю об Ионе.
Темы
Моральная аллегория
«Приключения Пиноккио» — это поучительная история. В манере басен Эзопа персонажи иллюстрируют добродетели и пороки. Например, Пиноккио отправляется в Страну Развлечений, где мальчики только играют. В наказание за лень он превращается в осла. Такое морализаторство пронизывает всё повествование.
Преданность и семья
Несмотря на то что он кукла, Пиноккио способен на глубокую любовь и преданность. Он принимает роль сына Джеппетто и обретает семью в лице Феи. Плохие вещи случаются с ним, когда он не слушается старших, но в финале происходит радостное воссоединение с отцом, когда Пиноккио уже стал человеком.
Хорошие и плохие советы
Советы — одна из главных тем романа. Множество персонажей дают Пиноккио наставления: одни — дельные (Говорящий сверчок, Фея, Джеппетто), другие — вредные (Кот и Лиса, Фитиль). Резкий контраст между этими советами и их последствиями показывает, что дурные наставления ведут к беде, а хорошие — вознаграждаются.
Личностный рост через страдания
На протяжении всей книги Пиноккио расплачивается за свои проступки. Он страдает, когда его отца сажают в тюрьму из-за его побега, и оказывается на виселице из-за того, что проигнорировал предупреждения. Автор даёт понять, что плохие поступки всегда приводят к заслуженному наказанию, которое способствует личностному росту.
«Приключения Пиноккио» — это одновременно и приключенческая история, и моральная аллегория. Произведение представляет собой тонкий комментарий о человеческой природе, адаптированный для детского восприятия. Пиноккио — это образ любого ребёнка: озорного, склонного к неприятностям, но способного к добру. С самого начала, когда Джеппетто создаёт Пиноккио и продаёт свою куртку, чтобы отправить его в школу, автор доносит до детей идею родительской любви и самопожертвования.
Злоупотребление этим доверием — продажа азбуки ради билета в театр — немедленно приводит к беде: кукольник Огнеед хочет сжечь марионетку. Такая причинно-следственная связь между непослушанием и наказанием закладывается в сознание юного читателя.
Встреча с Говорящим сверчком и его убийство показывают нежелание прислушиваться к советам старших и последствия детских истерик. Смерть сверчка должна донести до детей, что их необдуманные поступки могут причинить вред другим.
Эпизод с Лисой и Котом — это притча против жадности и предостережение от схем, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой. Воры убеждают Пиноккио, что из золота вырастут денежные деревья. Жадность берёт верх, и в итоге его избивают, вешают и грабят. В финале романа мошенники становятся несчастными, что подчёркивает: аморальная жизнь, хоть и кажется лёгкой, всегда ведёт к деградации.
Подобные уроки пронизывают всю книгу, делая её удивительно глубоким комментарием о человеческой природе. Возможно, лучше, чем любое другое произведение детской литературы, «Приключения Пиноккио» сочетают в себе классический приключенческий сюжет в духе «Одиссеи» и моральную аллегорию в стиле басен Эзопа.
Комментирование недоступно Почему?