«Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание читать ~7 мин.
«Школа жён» – комедийная пьеса, впервые поставленная для брата короля в 1662 году. Пьеса была написана французским драматургом Жаном-Батистом Мольером и считалась одной из лучших пьес того времени и одной из лучших пьес Мольера, что способствовало его дальнейшей популяризации. Действие пьесы разворачивается вокруг главного героя Арнольфа, который влюблён в юную Аньес (Агнесу), оставшуюся без родителей, чтобы позаботиться о ней. Однако появляется другой мужчина, Орас, и Аньес влюбляется в него. Используя хитрые уловки, Арнольф пытается вернуть её.
Мольер родился 15 января 1622 года и считается одним из величайших французских писателей в истории. Актёр, драматург и автор стихов, самым известным произведением Мольера, пожалуй, является «Дон Жуан». Живя в мире с католиками, многие его пьесы считались греховными и были запрещены церковью, поэтому они не получили должной популярности. Однако пьеса «Школа жён» была впервые поставлена для королевских особ и впоследствии имела большой успех.
Сюжет
Арнольф – 42-летний мужчина, интересующийся молодыми женщинами. Он оплачивает обучение Аньес в монастыре, пока ей не исполнится 17 лет, после чего он переводит её в одно из своих многочисленных поместий (Арнольф богат). Изолируя её от мира, он надеется обеспечить её верность ему. Он отчаянно боится быть отвергнутым ею, и у него сильная паранойя, что она найдёт других мужчин, с которыми будет спать. Он даже дошёл до того, что пытается контролировать то, чему монахини учат девушку – настолько параноидально, что не может доверять даже набожным монахиням. У Арнольфа есть подруга Хрисальда, которая предупреждает его об опасности его навязчивых идей, но он не прислушивается к её словам.
Орас приезжает в поместье Арнольфа, где стала жить Аньес, за ним следуют его отец и ещё один из друзей Арнольфа, Оронт. Аньес встречает Ораса, и они оба сразу понимают, что это любовь с первого взгляда. Орас, ничего не подозревая, ошибочно рассказывает Арнольфу обо всех забавах, которые Аньес и он делали вместе. Он в восторге от своей новой подружки, и Арнольф тут же начинает разрабатывать план, как сделать так, чтобы Аньес вышла замуж за него, а не за своего нового друга Ораса.
По ходу пьесы Аньес (которой всего семнадцать лет), к огорчению Арнольфа, продолжает тайком встречаться со своим новым парнем Орасом. После нескольких ссор Аньес и Арнольф общаются, и Аньес считает, что у неё есть благословение Арнольфа на брак с Орасом. Когда Арнольф осознаёт ошибку, он держит её взаперти от Ораса.
Орас все ещё не знает, что «месье де ла Суш» на самом деле просто Арнольф, поэтому, когда он узнает, что месье де ла Суш похитил Аньес, он идёт к единственному человеку, который может помочь: Арнольфу.
В последнем акте Оронт и Энрике приезжают в поместье и объявляют, что их сын и дочь поженятся. Но, как выясняется, дочь Энрика на самом деле Аньес. У Арнольфа нет возможности помешать браку.
Список персонажей
Арнольф
Арнольф – главный герой и протагонист пьесы, он средних лет – около 42 лет. Поддерживая молодую девушку Агнес, он испытывает к ней большую симпатию и в целом является приятным человеком. Однако Орас переезжает в дом, где живёт Аньес, и они сильно влюбляются друг в друга. Арнольфа, поскольку он носит два имени, принимают за двух разных людей. Поэтому, благодаря своему подлому характеру, он замышляет украсть Аньес и не позволить Орасу жениться на ней.
Аньес
Аньес (или Агнеса) – молодая девушка, которая практически одинока в жизни – за исключением Арнольфа. Когда Орас переезжает к ней, она вскоре начинает забывать об Арнольфе и влюбляется в него. Будучи бунтаркой, она продолжает встречаться с Орасом вопреки просьбам ревнивого Арнольфа, что создаёт противоречивую сюжетную линию. В конце концов Арнольф запрещает ей встречаться с Орасом, и она убита горем.
Орас
Орас (или Гораций) – антагонист пьесы с точки зрения Арнольфа, но на самом деле не такой уж плохой человек. Выставленный злым только потому, что Арнольф ему завидует, Орас переезжает к молодой Аньес. Они влюбляются друг в друга к ревности Арнольфа, и в конце концов между Орасом и ревнивым героем начинается борьба. К сожалению, к концу пьесы Арнольф запрещает Орасу видеться с Аньес, и Орас и его возлюбленная убиты горем.
Хризальда
Знакомая Арнольфа, которая предупреждает его, что его действия будут иметь плохие последствия, если он не будет относиться критически к своим мотивам. В конце концов выясняется, что она знала, что говорила, потому что она – тётя Аньес.
Оронт
Другой друг, который приводит своего сына Ораса в дом Арнольфа, очевидно, чтобы навестить самого Арнольфа, но позже подразумевается, что этот визит должен познакомить Ораса с Аньес, потому что родители устраивают свадьбу для молодой пары, прямо под носом у Арнольфа.
Энрике
Настоящий отец приезжает в поместье Арнольфа, и сначала, когда он и Оронт объясняют Арнольфу, что Орас помолвлен с дочерью Энрика, он радуется, потому что думает, что теперь Агнес будет принадлежать только ему. Но он быстро понимает, что Энрике – отец Агнес.
Темы
Любовь
Любовь – это общая тема многих романов, как и пьес, в данном случае. Поскольку она так хорошо передаёт суть истории, она становится темой сама по себе, показывая, как никто не остановится перед великим чувством. В пьесе мы видим, что и Орас, и Аньес не могут видеться друг с другом, и оба чрезвычайно опечалены, из-за чего? Из-за любви. Любовь становится движущей силой в романе и может рассматриваться как персонаж, поскольку она является высшей сущностью, которая помогает Орасу и Аньес достичь своих целей.
Ошибочная идентификация
Ошибочная идентификация – очень большая тема в книге, потому что это часто случается, и потому что автор пытается донести до читателя мысль о том, что это плохо – предполагать и быть настолько ненаблюдательным, что не можешь понять, что кто-то носит два имени. Арнольф, однако, в итоге пользуется двумя своими именами (он также называет себя «месье де ла Суш») и этим вводит в заблуждение Ораса. Частью темы является и то, что не следует ни от кого хранить подобные секреты, потому что могут произойти такие ошибки, но Арнольф слишком эгоистичен и использует это в своих интересах. В конце концов, он не даёт Орасу жениться на Агнесе только из-за этой простой ошибки.
«Школа жён» – это история о женоненавистничестве, молодой любви и опасности паранойи. В зависимости от того, с какой точки зрения вы читаете историю, смысл немного меняется, но все они связаны между собой мотивом путаницы и тайны, так что в этом отношении роман рассказывает о странных манипуляциях и злоупотреблениях, которые используют такие боязливые мужчины, как Арнольф, когда пытаются заставить женщину быть с ними. Речь идёт о страхе против любви, и в конце концов любовь побеждает.
С точки зрения Арнольфа, эта история – о компромиссе. Влиятельный, уважаемый человек, которому не везёт с женщинами, в конце концов берет свою судьбу в свои руки и выращивает себе жену с нуля, чтобы она была незапятнанной и чистой, чтобы ему никогда не пришлось испытывать ревность. С этой точки зрения, история является трагедией, описывающей его падение и его высокомерие.
Но с точки зрения Аньес и Ораса, эта история – история о принце, спасающем принцессу от её злого похитителя. Арнольф подобен дракону, который защищает девицу, а Орас – молодой храбрый парень, который любит Аньес такой, какая она есть, а не за то, что она может для него сделать.
Ещё одна интересная точка зрения, которую стоит рассмотреть, – это точка зрения Энрике и Оронта. Часть финального сюжетного поворота заключается в том, что совет Хрисальды в начале романа, скорее всего, был основан на опыте; на самом деле она тётя Аньес, и поэтому она может уже знать, что Энрике и Оронт не позволят плану Арнольфа сработать. Поэтому вполне правдоподобно (и вероятно), что Энрике и Оронт сделали это с Арнольфом специально, чтобы спасти Аньес от безумных намерений Арнольфа. Для них эта история – защита Аньес от самого жуткого человека на свете.
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
- «Тартюф» Мольера, краткое содержание
- «Буржуазный джентльмен» Мольера, краткое содержание
- Режиссёр Марина Глуховская поставила спектакль «Кабала святош». используя творчество Булгакова и Мольера
- Театральный человек. К 400-летию Мольера
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?