«Вий», краткое содержание читать ~7 мин.
«Вий» — мистическая повесть Николая Васильевича Гоголя (укр. Микола Васильович Гоголь), впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Миргород». Название повести представляет собой имя демонического существа из славянской мифологии, с которым тесно связан сюжет произведения.
Повесть «Вий» рассказывает о трёх семинаристах из Киева. Один из них, Хома Брут, по воле обстоятельств вынужден три ночи читать молитвы у гроба умершей молодой панночки. Вскоре он понимает, что девушка была ведьмой, и ему приходится столкнуться со сверхъестественными силами, чтобы исполнить свой долг и выжить.
В примечании к первому изданию Гоголь указал, что эта история является народным преданием, которое он передал практически без изменений. Несмотря на это заявление, исследователям до сих пор не удалось найти фольклорное произведение, которое бы в точности повторяло сюжет «Вия».

Существует гипотеза, что имя «Вий» было создано писателем путём объединения имени властителя подземного мира Ния (персонажа из реконструированной славянской мифологии) и украинского слова вії, что означает «веки» или «ресницы». Этим объясняются непомерно длинные веки гоголевского персонажа, которые поднимают с помощью вил.
Несмотря на авторское происхождение центрального образа, повесть глубоко укоренена в народных традициях. Это проявляется в её художественной атмосфере и общей концепции. Силы, враждебные человеку, воплощены в образах ведьм и чертей. Они ненавидят всё человеческое и стремятся погубить героя с той же решимостью, с какой панночка-ведьма желает смерти Хоме.
Фантастическая история панночки-ведьмы изложена с характерной для Гоголя иронией и юмором. Социальная проблематика на первый взгляд кажется приглушённой, однако она отчётливо прослеживается в повествовании. Хома Брут и его товарищи живут в мире, полном безразличных и жестоких людей, а самого героя повсюду подстерегают опасности. В этом контексте страшный образ Вия становится поэтическим обобщением мира лжи и зла.
Сюжет
С наступлением летних каникул студенты Киевской бурсы отправляются по домам или на поиски заработка. В пути остаются трое друзей: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец.
Заблудившись в поисках ночлега, семинаристы набредают на уединённый хутор. Пожилая хозяйка одного из домов после долгих уговоров неохотно соглашается их впустить. Ночью старуха приходит в сарай к Хоме. Её глаза странно блестят. Внезапно она запрыгивает ему на спину и заставляет скакать по полям, подгоняя метлой.
Во время этой безумной скачки Хома начинает читать молитвы и заклинания. Это ослабляет ведьму, и роли меняются. Теперь уже Хома едет верхом на старухе, избивая её подвернувшимся под руку поленом. Измученная ведьма падает на землю и превращается в прекрасную молодую девушку.
Испуганный Хома возвращается в Киев и старается забыть о случившемся. Через некоторое время ректора семинарии извещают, что дочь богатого сотника найдена при смерти. Её последнее желание — чтобы философ Хома Брут читал над ней псалмы в течение трёх ночей после кончины. Несмотря на отчаянные попытки отказаться, по приказу ректора Хома отправляется в имение сотника.
Прибыв на место, Хома с ужасом узнаёт в умершей панночке ту самую ведьму. Слуги сотника подтверждают его догадки, рассказывая о дьявольских проделках своей госпожи. Первой ночью казаки запирают Хому в церкви, где стоит гроб. Он очерчивает вокруг себя мелом магический круг и начинает читать псалмы. Вскоре ведьма встаёт из гроба и пытается его схватить, но не может пересечь очерченную линию.
На вторую ночь события повторяются, но становятся ещё ужаснее. Ведьма призывает на помощь множество чудовищ, которые летают и скрежещут зубами по всей церкви. Однако они не видят Хому внутри круга. Утром его находят едва живым от страха. Он пытается сбежать, но казаки возвращают его обратно.
Третья ночь оказывается последней для философа. Ведьма вновь призывает нечистую силу и велит привести Вия — могущественное существо, которое видит всё. Хома чувствует, что не должен смотреть на него. Когда чудовища поднимают Вию его длинные, до самой земли, веки, он не выдерживает и поднимает глаза. “Вот он!” — указывает Вий железным пальцем, и вся нечисть набрасывается на Хому, который умирает от ужаса. С первым криком петуха демоны застывают в окнах и дверях церкви, не успев скрыться. Обсуждая смерть товарища, друзья приходят к выводу, что Хома погиб, потому что испугался.
Персонажи
Хома Брут
Хома Брут — философ киевской бурсы, главный герой повести. Он любит весёлую жизнь, не прочь выпить и потанцевать трепака под нанятую музыку. Его образу присущи типичные черты народного характера: лень, фатализм и своеобразный юмор. После первой встречи с ведьмой он храбрится и заявляет, что он «казак», но в глубине души скрывает смертельный страх. В конце концов, именно страх и губит его.
Панночка-ведьма
Главный антагонист истории. Она предстаёт в двух обличьях: дряхлой старухи и юной красавицы, дочери сотника. По слухам, она пьёт кровь людей и мучает тех, кто ей приглянется. Панночка связана с нечистой силой — чертями, упырями и их предводителем Вием.
Вий
Могущественный дух из подземного мира, которого Гоголь называет «начальником гномов». Его веки спускаются до самой земли, и он не может видеть без посторонней помощи. Но если ему поднимут веки, от его взгляда ничто не укроется. Взгляд Вия несёт смерть.
Сотник
Богатый казачий сотник, отец панночки. Убитый горем, он готов на всё, чтобы исполнить последнюю волю дочери, и силой заставляет Хому провести обряд.
Темы
Противостояние веры и зла
Основная тема повести — это столкновение человека с хтоническим, иррациональным злом. Хома Брут, семинарист и философ, олицетворяет человека, чьё образование и вера подвергаются испытанию. Его молитвы помогают ему вначале, но в решающий момент его дух оказывается сломлен. Вера требует не только знания текстов, но и несгибаемого мужества, которого герою не хватило.
Двойственность красоты и ужаса
Гоголь исследует романтическую идею о том, что внешняя красота может скрывать чудовищную сущность. Прекрасная панночка на деле оказывается ведьмой, несущей смерть. Эта двойственность подчёркивает обманчивость видимого мира, где ангельский облик может таить в себе демоническую природу. Ужас в повести рождается из этого несоответствия прекрасного и безобразного.
В повести «Вий», как и в других ранних произведениях Гоголя, романтизм неразрывно связан с реализмом. Фантастические образы мистических чудовищ, порождённых народными суевериями и воображением автора, соседствуют с живыми зарисовками быта и обычными людьми. Картины идиллической природы сменяются пейзажами, полными тревоги и мистического ужаса.
Романтический элемент наиболее ярко проявляется в использовании народных верований. Гоголь мастерски вплетает в повествование фольклорные мотивы: оборотничество, общение с нечистой силой, спасительный магический круг, который зло не может переступить, и власть первого крика петуха, разгоняющего демонов. Трёхдневное бдение у гроба также является распространённым сюжетом в народных сказках, который Гоголь наполняет неповторимым экзистенциальным ужасом.
Гоголь с детства был впечатлительным и не чуждым мистицизма, что, вероятно, объясняет его интерес к миру фантастики и загробной жизни. Именно поэтому события, происходящие ночью в церкви, описаны с такой яркостью и силой, что создают ощущение лихорадочного кошмара. Сцена явления Вия по праву считается одной из самых страшных в русской литературе, в которой фантазия романтика сочетается с мощью художника-реалиста.
Реалистическая сторона повести проявляется в описании быта старой киевской бурсы, а также в изображении типичных характеров семинаристов и двора сотника. Бурса показана как суровая школа жизни, где телесные наказания и голод были обычным делом. Такая среда формировала специфические характеры, и неудивительно, что многие бурсаки после обучения уходили в Запорожскую Сечь.
Главный герой, философ Хома Брут, наделён душевным равнодушием и фатализмом, которые помогают ему сохранять спокойствие. После ночного приключения с ведьмой он быстро успокаивается за ужином в трактире. Даже после первой страшной ночи в церкви сытный обед возвращает ему расположение духа. Однако этот фатализм оказывается его слабостью: не воспринимая опасность всерьёз, он не находит в себе сил для настоящего духовного сопротивления.
Комментирование недоступно Почему?