«Вий», краткое содержание читать ~9 мин.
«Вий» – мистическая повесть Николая Гоголя, впервые опубликованная в сборнике его рассказов «Миргород» в 1835 году. Название повести – это имя славянского демонического существа мужского пола, с которым связан сюжет.
«Вий» – это рассказ ужасов Николая Гоголя о трёх семинаристах, которым поручено прочитать молитвы над телом недавно умершей молодой женщины в сельской деревне. Однако, пытаясь выполнить свои обязанности и остаться в живых, студенты вскоре оказываются осаждёнными сверхъестественными силами.
В сноске к книге Гоголь писал, что эта история – народная легенда, которую он рассказал без изменений. Между тем, исследователи до сих пор не нашли ни одного произведения фольклора, которое бы непременно напоминало Вия.
Имя фантастического подземного духа с именем Вий – было придумано писателем в результате соединения имени правителя подземного мира «Железная Ния» (из украинской мифологии) и украинского слова «вiки» – веки. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.
Однако эта повесть известна своей близостью к народным традициям, что проявляется в её художественной атмосфере, в общей концепции. Силы, противостоящие народу, выступают в образе ведьм, чертей. Они ненавидят все человеческое и готовы убить человека с той же злобной решимостью, с какой девушка-ведьма хочет убить Хому.
Вся фантастическая история барыни-ведьмы освещена гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести, казалось бы, приглушена. Тем не менее, она чётко прослеживается. Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бессердечных людей. Повсюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится как бы поэтическим обобщением лживого, жестокого мира.
Сюжет
С наступлением летних каникул ученики Киевской семинарии покидают учебное заведение, чтобы разъехаться по домам или найти летнюю работу в деревне. Студенты едут большой группой, но в итоге остаются только трое: богослов Халява, философ Хома Брут, и ритор Тиберий Горобець.
Однажды трое мальчиков ищут деревню, где они могли бы безопасно переночевать, но вместо этого они заблудились. Наконец, они натыкаются на ферму с несколькими домами. В одном из домов дверь открывает пожилая женщина, но она отказывается их принять. После некоторых уговоров она разрешает им остаться.
Ночью старуха приходит к Хоме. Сначала он думает, что она пытается соблазнить его, однако, когда она подходит ближе, Хома замечает странный блеск в её глазах. После этого старуха вскакивает ему на плечи и заставляет его бежать по полям. Пока ведьма скачет на нем, Хома начинает читать какие-то заклинания, которые ослабляют её, и их роли меняются. Теперь уже Хома скачет верхом на ведьме. Наконец, он находит кусок дерева и в наказание избивает старуху. Когда она падает, Хома замечает, что она превратилась в красивую, молодую девушку.
После этого случая Хома возвращается в Киев, где возвращается к своей обычной жизни. Через некоторое время до семинара доходит весть, что дочь богатого полковника вернулась домой почти мёртвой, и что её последнее желание – чтобы философ Хома Брут пришёл и читал псалмы три ночи после её смерти. Хома неохотно берётся за это дело, но ректор семинарии приказывает ему ехать.
Когда Хома в сопровождении нескольких казаков прибывает в имение полковника, он узнает в трупе умершей девушки ведьму. Слуги также рассказывают ему истории о связи барышни с дьяволом.
Ночью казаки затаскивают Хому в церковь, где лежит гроб с мёртвой девушкой. Он напуган, но, тем не менее, начинает читать псалмы. Он постоянно представляет себе, как труп поднимается из гроба, но когда он смотрит, он всегда находится в одном и том же положении. Однако однажды, бросив быстрый взгляд на гроб, Хома обнаруживает, что мёртвая девушка сидит. После этого она встаёт и идёт за ним, но ему удаётся нарисовать вокруг себя круг, который она не может пересечь.
На вторую ночь происходят похожие события, но они гораздо хуже. На этот раз не только мёртвая девушка пытается схватить Хому, но и множество других монстров. Однако ни одно из чудовищ не видит Хому, поэтому им не удаётся добраться до него. На следующее утро казаки находят его полумёртвым от испуга. Он пытается бежать, но безуспешно.
На третью ночь все становится ещё страшнее. Ведьма призывает чудовищ, чтобы они привели Вия, короля гномов, который все видит. Хома знает, что смотреть на него не стоит, но когда чудовища поднимают длинные веки Вия, он все же смотрит и видит ужасное железное лицо. Вий указывает на Хому, и все чудовища прыгают на него. Хома умирает от страха. Вскоре после этого чудовища пытаются бежать, но прежде чем они успевают покинуть церковь, петух кричит, и они замирают в окнах. Друзья обсуждают обстоятельства его смерти и приходят к выводу, что он закончил жизнь так, как закончил, только потому, что показал свой испуг.
Список персонажей
Хома Брут
Хома Брут – главный герой этой истории. Он философ, который любит веселиться. Кроме того, он любит врать и курить трубку. Когда он выпивает, то всегда нанимает музыкантов и танцует трепак (танец). Этот молодой парень представляет собой образ, который содержит много типичных украинских и русских черт характера. Анализ характера Хомы показывает человека, которому присуща некоторая ирония и флегма с ленью. После первой встречи с ведьмой он показывает, что не боится зла и утверждает, что он «казак». Но если быть честным, он скрывает страх смерти. В конце этой истории его побеждают и убивают ведьма и Вий.
Ведьма
Ведьма – антагонист этой истории. Она старая женщина, но когда Хома встречает её снова, она превращается в юную красавицу, которая является дочерью полковника. Она также обладает способностью превращаться в собаку. Она пьёт кровь людей, особенно детей. Ведьма любит ездить на плечах тех ребят, которых она любит, и мучить их. Слуги её отца знают о ней много страшных историй. Также она общается со злыми духами: чертями, бесами и Вием, который является вождём гномов.
Вий
Вий – «лучший друг» ведьмы и вождь гномов. У него длинные веки, поднятые от пола, и он все видит. А если кто-то посмотрит ему в глаза, то умрет.
Полковник
Полковник – отец ведьмы. Он пытается спасти свою дочь от смерти.
Темы
Злые духи
Главная тема повести Гоголя «Вий» – злые духи. Сначала читатель может подумать, что это фантастическая сказка для детей, где добро борется со злом. Но после прочтения вы поймёте, что это не чудесная сказка со счастливым концом. И это большое преимущество. Людям так надоел один и тот же сюжет, где добро побеждает зло. А таинственная история с ведьмами, гномами и прочей нечистью – это верх совершенства. Гоголь заинтересовывает читателей своим необычным сюжетом «Вия». В то же время эта тема показывает настоящий нрав и силу духа человека (это касается Хомы, который является главным героем), когда ему приходится бороться за свою жизнь.
Философия
Читатель может подумать, что философия не имеет ничего общего с этой историей. Мы знаем, что Хома – философ, и он изучает эту науку в университете. И, казалось бы, все: тема философии не играет заметной роли, но на самом деле это не только наука. Философия жизни Хомы определяет его существование и его борьбу со злыми духами. Автор считает, что восприятие бытия оказывает значительное влияние на жизнь. И если бы он воспринимал свою жизнь как жизненную ценность, он смог бы её сохранить. В итоге оказалось, что он – никчёмный философ.
В повести «Вий» сразу видно, что, как и в других ранних произведениях Гоголя, романтизм неразрывно смешан с реализмом: картины чередуются с фантастическими образами, – какие-то мистические чудовища, вызванные испуганным воображением людей и самого автора, стоят рядом с самыми обыкновенными людьми. Картины идиллической мирной природы смешиваются здесь с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги.
Романтический элемент повести наиболее заметен в развитии народных верований в существование некоего таинственного Вия, в существование ведьм и возможность их общения с обычными людьми. Дочь красавца сотника обладает способностью превращаться в собаку и старуху, пьёт кровь людей, особенно детей, заставляет понравившихся ей парней носить её на плечах и мучает их. Слуги её отца знают много страшных историй о ней. Она находится в общении с представителями «сил зла» – тёмными силами земли, которые персонифицированы в виде чертей и демонов, и Вием, которого сам Гоголь называет «начальником гномов».
Пристрастие к использованию волшебно-романтических мотивов народного творчества было присуще Гоголю. Достаточно было намекнуть его воображению, и он легко начинал творить в этой области. Гоголя привлекал мир фантастики и загробной жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он был не чужд мистицизма.
Вот почему всё, что происходило ночью в церкви вокруг ведьминого гроба, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что рождает образ кошмара или лихорадочных галлюцинаций. В русской литературе не было такой ужасной сцены, как в «Вие», в которой фантазия писателя-романтика так красиво сочетается с силой художника-реалиста.
Реалистический элемент проявляется в описании жизни старой дореформенной киевской семинарии, в изображении типичных семинаристов и двора сотника.
Семинария была такой школой, в которой получали образование только «любимчики» – люди с выдающимися способностями и академическими интересами. Большинство из них ничему не учились, но выносили характеры, соответствующие потребностям тех тяжёлых времён. Учеников там жестоко пороли, зажав рот рукой, а ученики, в свою очередь, били друг друга, заботясь лишь о пропитании. Развлечения там были грубыми и жестокими. Неудивительно, что после такого обучения многие сразу попадали в Запорожскую Сечь.
Героем повести «Вий» является «философ» Хома Брут. Этот молодой человек представляет собой образ, в котором собрано множество типично русских народных черт. Хома в избытке наделён душевным равнодушием, которое иногда оттеняется юмором, иногда ленью. Такой фатализм приводит его к душевному покою, из которого его трудно вывести. После приключения с ведьмой Хома Брут поужинал в трактире и сразу успокоился, он смотрел на приходящих и уходящих счастливыми глазами и больше не вспоминал о своём необычном происшествии.
После первой страшной ночи в церкви Брут, сытно поужинав, сразу начинает чувствовать себя успокоенным и довольным. Философ был из тех людей, в которых, когда они сыты, пробуждается необыкновенная филантропия. Готовясь к третьей, последней ночи, Хома пытается взять от жизни последнюю радость и пускается в такой пляс, что все смотрели на него с изумлением.
Типичный образ казака-философа, флегматичного фаталиста, был показан Гоголем до и после написания «Вия».
- Нужен ли английский язык в другой стране?
- Купить дорожную сумку — стильные новинки для приятных путешествий
- Лизинг спецтехники в России
- Каким образом можно выбрать гостиницу и сэкономить
- Какие бывают виды багажников на крышу автомобиля и их преимущества
- Витрувий: биография римского архитектора, автора «De Architectura»
- Похищенная мраморная голова первого императора Рима вернулась в Италию
- Король живописцев Тициан Вечеллио (1477-1576)
Комментирование недоступно Почему?