«Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание читать ~7 мин.
«Волшебная гора» (нем. Der Zauberberg) — философский роман немецкого писателя Томаса Манна, опубликованный издательством S. Fischer в 1924 году. По многим своим мотивам произведение имеет много общего с более ранним рассказом Манна «Тристан» (1903), в котором главный герой также сопровождает свою больную туберкулёзом возлюбленную на горный курорт.
Поводом для написания романа послужил визит Томаса Манна к своей жене Кате, которая в то время находилась в санатории в Давосе. Во время своего трёхнедельного пребывания там писатель лично познакомился с повседневной жизнью «наверху», о которой уже знал из писем супруги. Изначально он планировал написать сатирическую повесть о людях, которые упиваются собственной болезнью, чтобы избежать реальных жизненных испытаний.

Работу над «Волшебной горой» Томас Манн начал в 1912 году, прервав написание романа «Признания авантюриста Феликса Круля». Первая мировая война заставила его отложить работу. Он вернулся к роману только в 1920 году, и первоначальный замысел короткого рассказа вырос до двухтомного произведения. В 1924 году книга была опубликована.
В 1929 году, через пять лет после выхода «Волшебной горы», Томас Манн был удостоен Нобелевской премии по литературе, в первую очередь за свой более ранний роман «Будденброки».
Сюжет
Действие романа разворачивается в начале XX века, в годы, предшествующие Первой мировой войне, в туберкулёзном санатории «Берггоф», расположенном в швейцарских Альпах близ Давоса.
Главный герой, молодой инженер из Гамбурга Ганс Касторп, приезжает в санаторий, чтобы навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимссена. Он планирует пробыть здесь всего три недели, но к концу этого срока начинает чувствовать недомогание. Медицинское обследование выявляет у него признаки туберкулёза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остаётся в санатории на неопределённый срок, который в итоге растягивается на семь лет.
События и сюжетная линия в романе имеют второстепенное значение. Они служат фоном для столкновения различных философских и жизненных позиций персонажей. Автор поднимает множество волнующих проблем: жизнь и смерть, любовь и страдание, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, а также судьбу европейской цивилизации на пороге XX века. В романе действуют десятки персонажей — пациенты, врачи и персонал санатория. Кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, а на их место прибывают новые.
Среди первых знакомых Ганса Касторпа особое место занимает итальянец Людовико Сеттембрини — масон, гуманист и убеждённый сторонник прогресса. Его яркие и парадоксальные идеи оказывают огромное влияние на молодого человека, который начинает видеть в Сеттембрини своего наставника.
Важную роль в жизни Касторпа играет его любовь к русской пациентке, мадам Клавдии Шоша. Воспитанный в строгих традициях, он долго противится этому чувству. Лишь спустя много месяцев, во время карнавала перед отъездом Клавдии, он решается заговорить с ней.
За годы в санатории Ганс Касторп увлекается разнообразными философскими и научными идеями: посещает лекции по психоанализу, изучает медицину, размышляет о жизни и смерти, слушает современную музыку на граммофоне. Он постепенно отрывается от жизни «на равнине», забывая о работе и родственниках. Жизнь в санатории становится для него единственно возможной формой существования.
Его брат Иоахим, напротив, мечтает о военной карьере и воспринимает пребывание в горах как досадную помеху. Не выдержав, он самовольно покидает санаторий и поступает на службу. Однако вскоре болезнь обостряется, и он вынужден вернуться в «Берггоф», где вскоре умирает.
В кругу общения Ганса Касторпа появляется новый персонаж — иезуит Лео Нафта, идейный оппонент Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое и осуждает современную буржуазную цивилизацию. В их спорах Касторп пытается найти истину, склоняясь то к одной, то к другой точке зрения, но в конечном счёте остаётся на стороне гуманиста Сеттембрини.
Тем временем в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении своего нового спутника — богатого голландца Мейнхера Пеперкорна. Этот харизматичный и властный человек очаровывает почти всех обитателей «Берггофа». Ганс Касторп чувствует с ним духовное родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине. Неизлечимо больной Пеперкорн, не желая мириться с угасанием, совершает самоубийство, приняв яд. Вскоре после этого мадам Шоша навсегда покидает курорт.
Атмосфера в «Берггофе» становится всё более тревожной. Пациенты увлекаются спиритизмом после приезда датчанки Элли Бранд, обладающей медиумическими способностями. Прежний размеренный уклад жизни нарушается, вспыхивают ссоры и конфликты. Один из споров между Сеттембрини и Нафтой заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини стреляет в воздух, не желая убивать оппонента, после чего Нафта стреляет себе в голову.
С началом Первой мировой войны обитатели санатория разъезжаются. Ганс Касторп также отправляется на равнину, чтобы присоединиться к армии. В финальной сцене он показан как один из многих солдат в окопах, втянутых в бессмысленную бойню. Автор оставляет его дальнейшую судьбу неизвестной, отмечая, что шансы выжить в этой войне невелики.
Список персонажей
Ганс Касторп
Протагонист романа, 23-летний инженер из Гамбурга. Приехав в санаторий на три недели, он остаётся там на семь лет. Его интеллектуальное и духовное развитие под влиянием других персонажей составляет центральную ось повествования.
Иоахим Цимссен
Двоюродный брат Ганса, офицер. Он воспринимает своё пребывание в санатории как исполнение долга, но мечтает вернуться в армию. Его преждевременный отъезд «на равнину» приводит к обострению болезни и смерти.
Надворный советник Беренс
Директор и главный врач санатория. Угрюмый и циничный человек, чьё настроение часто меняется. Потеряв жену из-за туберкулёза, он посвятил себя работе в «Берггофе».
Людовико Сеттембрини
Итальянец, гуманист, масон и литератор. Он становится интеллектуальным наставником Ганса Касторпа, пропагандируя ценности Просвещения, разума и прогресса.
Лео Нафта
Бывший иезуит, философ с радикальными и тоталитарными взглядами. Он является идейным антагонистом Сеттембрини, отстаивая абсолютизм и критикуя гуманизм. Их споры символизируют идеологическую борьбу в Европе того времени.
Клавдия Шоша
Загадочная русская пациентка, в которую влюбляется Ганс Касторп. Она воплощает для него свободу, болезнь и чувственное начало жизни. Её фамилия созвучна с французским le chat chaud («горячая кошка»).
Мейнхер Пеперкорн
Богатый голландский плантатор, спутник Клавдии Шоша. Обладает мощной, иррациональной жизненной силой, которая завораживает окружающих. Он становится для Ганса ещё одним наставником, олицетворяя дионисийское начало.
Доктор Кроковски
Ассистент доктора Беренса, психоаналитик. Он утверждает, что физическая болезнь является проявлением подавленных желаний и любовных терзаний. Организует в санатории спиритические сеансы.
Господин Альбин
Молодой пациент, который постоянно говорит о самоубийстве, демонстрируя, как болезнь освобождает от социальных условностей.
Элли Бранд
Пациентка из Дании, обладающая сверхъестественными способностями. Доктор Кроковски использует её в качестве медиума во время спиритического сеанса.
Господин Ферге
Один из пациентов, часто сопровождающий Ганса, Сеттембрини и Нафту в их прогулках.
Джеймс Тинаппель
Дядя Ганса Касторпа, который приезжает, чтобы забрать племянника домой, но быстро поддаётся болезненной атмосфере санатория и поспешно уезжает.
Фройляйн Энгельхарт
Учительница, соседка Ганса по столу, которая любит сплетничать и расспрашивает его о чувствах к мадам Шоша.
Прибислав Гиппе
Школьный товарищ Ганса, которым тот восхищался в юности. Его внешность, особенно «киргизские» глаза, напоминает Гансу Клавдию Шоша.
Темы
Любовь
Тема любви раскрывается через отношения Ганса Касторпа и Клавдии Шоша. Их связь скорее платоническая и возвышенная, чем физическая. Ганс решается заговорить с ней лишь однажды, перед её отъездом. Автор показывает, что глубина чувства не всегда зависит от времени, проведённого вместе, а может существовать на уровне подсознательной связи.
Время
Время — одна из центральных тем романа. Манн исследует его субъективное восприятие. В изолированном мире санатория время течёт иначе, чем «на равнине». Для пациентов дни сливаются в однообразную рутину, и семилетний срок кажется мгновением. Автор показывает, что насыщенная, полная событий жизнь ощущается как долгая, тогда как монотонное существование «сжимает» время, делая его незаметным.
Ганс Касторп приходит к выводу, что время субъективно: “Если оно кажется человеку длинным, то оно длинное, а если коротким, то короткое, и насколько оно действительно длинное или короткое, никто не знает”. Он осознаёт, что наполненность или пустота времени по-разному влияют на его восприятие в коротких и длинных промежутках.
Болезнь
Болезнь в романе — не только физическое состояние, но и метафора. Санаторий «Берггоф» символизирует предвоенную Европу — изолированное, духовно больное общество, оторванное от реальности и погружённое в бесконечные идеологические споры. Даже здоровый Ганс, приехав в эту среду, оказывается «больным». Болезнь дарует персонажам свободу от социальных норм, но одновременно ведёт к духовному и физическому распаду.
Комментирование недоступно Почему?