«Хаджи-Мурат» Льва Толстого, краткое содержание читать ~7 мин.
«Хаджи-Мурат» — повесть Льва Николаевича Толстого, написанная в 1896–1904 годах. Произведение было опубликовано посмертно в 1912 году и относится к жанру исторической прозы, основанной на реальных событиях Кавказской войны.
В центре повествования — аварский вождь Хаджи-Мурат (Хӏажи Мурад), вынужденный перейти на сторону русских, чтобы спасти свою семью, захваченную имамом Шамилём. Находясь под покровительством русской армии, он, тем не менее, не находит полного доверия. В конечном итоге трагическая попытка освободить родных приводит его к гибели в неравном бою.

Автор поднимает в повести множество тем, но одной из центральных остаётся бессмысленность и жестокость войны. Толстой, сам бывший свидетелем описываемых событий, показывает ненужные смерти и разрушения, которые несёт с собой любое вооружённое противостояние. Это придаёт повествованию особую реалистичность и глубину.
Ключевым образом повести становится репей, или чертополох, за который писатель цепляется в начале повествования. Этот стойкий, вцепившийся в землю цветок, который невозможно вырвать, символизирует несгибаемую волю к жизни, упорство и сопротивление, воплощённые в фигуре главного героя. Хаджи-Мурат, подобно репью, до последнего борется за свою жизнь и свободу, несмотря на обстоятельства.
Сюжет
Повествование начинается с размышлений автора о чертополохе, который отчаянно борется за жизнь. Этот образ предваряет историю Хаджи-Мурата — прославленного воина, одного из самых влиятельных наибов Шамиля. После конфликта с имамом Хаджи-Мурат переходит на сторону русских. Его семью — жену, сына и мать — Шамиль держит в заложниках. Хаджи-Мурата принимают в доме кунака Садо, но жители аула, узнав о его прибытии, изгоняют горца.
Русские соглашаются помочь Хаджи-Мурату, и он прибывает в крепость Воздвиженскую. Незадолго до этого происходит стычка с чеченцами, в которой погибает молодой солдат Пётр Авдеев. Вставная новелла рассказывает его историю: Пётр пошёл в армию вместо своего старшего брата, у которого была семья. Его отец до конца жизни сокрушался, что отпустил трудолюбивого и жертвенного сына вместо другого, менее путёвого.
Хаджи-Мурат встречается с главнокомандующим князем Михаилом Воронцовым. Аварского воина принимают с почётом, и даже императорская семья передаёт ему в дар часы, которые удивляют горца своим сложным механизмом. По приказу генерал-губернатора Хаджи-Мурат диктует писарю историю своей жизни.
Из его рассказа мы узнаём, что он родился в аварском ауле Цельмес и был молочным братом местных ханов. Мюриды призвали его принять участие в священной войне против России. Имам Гамзат-бек, предшественник Шамиля, напал на Хунзах и убил ханов. В этой резне погиб и брат Хаджи-Мурата. Когда Шамиль, тогда ещё один из лейтенантов Гамзата, призвал его продолжить борьбу, Хаджи-Мурат отказался, обвинив его в безрассудстве. В ответ на это Шамиль и захватил его семью.
Русское командование готово помочь Хаджи-Мурату в борьбе с Шамилём, но военный министр Чернышёв убеждает царя, что горец — шпион. Николай I, показанный как самодовольный и недалёкий правитель, прислушивается к министру. Понимая, что русские не собираются спасать его семью, Хаджи-Мурат бежит из крепости.
Финал истории трагичен. Русские солдаты с торжеством демонстрируют отрубленную голову Хаджи-Мурата. Мы узнаём, что он и его последние соратники приняли героический, но неравный бой. Русские одолели горцев и обезглавили их предводителя.
Когда бой стихает, над полем снова начинают петь соловьи. Рассказчик завершает повесть тем же образом, с которого она началась, — размышлениями о сломленном, но не сдавшемся чертополохе.
Список персонажей
Хаджи-Мурат
Знаменитый аварский наиб, известный своей храбростью и отвагой в Кавказской войне. Некоторое время он был правителем Аваристана, назначенным русскими, а затем стал одним из главных сподвижников Шамиля. У него чёрные глаза, бритая голова и хромота, полученная при побеге от Ахмет-хана. Его характер многогранен: он может быть как суровым воином, так и человеком, способным на глубокие чувства.
Шамиль
Третий имам Дагестана и Чечни, предводитель кавказских горцев. Это высокий, сильный и харизматичный лидер, но в то же время жестокий и властный. Он держит в плену семью Хаджи-Мурата, чтобы заставить его вернуться и отомстить за переход на сторону врага.
Князь Михаил Семёнович Воронцов
Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе, сын фельдмаршала. Его богатство, связи и европейское образование делают его влиятельной фигурой. Он единственный из русского командования, к кому Хаджи-Мурат испытывает уважение. Воронцов предоставляет горцу относительную свободу передвижения, но действует с осторожностью.
Николай I
Российский император, изображённый Толстым как ограниченный, самовлюблённый и апатичный правитель. Он равнодушен к судьбам людей, плохо обращается с близкими и принимает решения, основываясь на капризах и доносах, что демонстрирует его неспособность управлять империей.
Пётр Авдеев
Молодой русский солдат, который умирает в госпитале от ранения. Он пошёл в армию вместо своего брата, у которого была семья. Его история — это самостоятельная новелла о тяжёлой доле простого крестьянина и бессмысленной жертве на войне.
Хан-Магома
Один из нукеров Хаджи-Мурата. В отличие от своего серьёзного предводителя, он жизнерадостен и безрассуден. Его описывают как человека с круглым лицом, чёрными глазами и широкой улыбкой. Хан-Магома легко может перейти на любую сторону, если это сулит ему выгоду или развлечение.
Гамзало
Чеченец, ещё один из людей Хаджи-Мурата. У него рыжая борода, он слеп на один глаз, а его лицо обезображено шрамом. Гамзало — строгий мусульманин, который с недоверием относится ко всем русским. Он сохраняет преданность Шамилю, несмотря на то, что следует за Хаджи-Муратом.
Темы
Верность
Вопрос верности становится ключевым для героев в условиях войны. Хаджи-Мурат, храбрый воин своего народа, переходит на сторону русских, чтобы спасти семью. Он оказывается перед выбором между верностью нации и долгом перед родными. Многие горцы сохраняют преданность Хаджи-Мурату, несмотря на его поступок. Толстой показывает, что верность — понятие неоднозначное: русские офицеры не всегда лояльны своему царю, а в стане горцев также нет единства. Верность не всегда равна нравственности.
Лидерство
В повести представлены разные типы лидеров: от мудрых и сострадательных до жестоких и безразличных. Толстой показывает, что истинное лидерство требует проницательности и человечности. Царь Николай I изображён как человек, совершенно не соответствующий требованиям военного времени. Его решения, основанные на капризах, ведут к трагедиям. Шамиль, напротив, харизматичен и страстен, но его жестокость и мстительность приводят к огромным жертвам. Эти фигуры контрастируют с Хаджи-Муратом.
Война
Ужас войны показан через судьбы невинных людей, страдающих от противостояния русских и горцев. Толстой, сам служивший на Кавказе, написал эту повесть спустя полвека после своего военного опыта, используя её как предостережение. Насилие врывается в жизнь читателя через личную историю Хаджи-Мурата: его брат был убит, друзья погибли. Боевые сцены описаны без прикрас, а гибель главного героя становится мощным символом разрушительной силы войны.
Личный опыт Толстого, полученный во время его службы на Кавказе в 1851–1853 годах, придал повести «Хаджи-Мурат» исключительную достоверность. Писатель не только был свидетелем Кавказской войны, но и лично встречался с прототипами некоторых персонажей. Это позволило ему с глубоким пониманием изобразить быт, нравы и психологию как русских солдат, так и кавказских горцев, избегая односторонних оценок.
Союз Хаджи-Мурата с русскими позволяет читателю увидеть конфликт с обеих сторон. Он достаточно проницателен, чтобы вести дела с врагом, но остаётся преданным своему народу. Хаджи-Мурат понимает русских, поскольку сам испытал на себе тёмную сторону междоусобной борьбы. Безрассудство Шамиля, приведшее к гибели его брата и пленению семьи, показывает ему, какая борьба за власть может ожидать Кавказ в случае победы имама.
Интересно, что Хаджи-Мурат для обеих сторон является одновременно и союзником, и врагом. Двойственность его положения указывает на то, что он способен видеть в людях и хорошее, и плохое, независимо от их принадлежности. Он вызывает симпатию у многих, с кем встречается, но его сила и независимость представляют угрозу для тех, кто жаждет власти.
В конечном счёте, необдуманные решения с обеих сторон приводят к трагедии. Когда Хаджи-Мурат погибает, его историю мы узнаём со слов убивших его солдат. Это подчёркивает, что его точка зрения, его попытка найти справедливый путь оказались бессильны перед лицом войны, которая по своей природе всегда несправедлива.
Комментирование недоступно Почему?