«Крейцерова соната» Льва Толстого, краткое содержание читать ~11 мин.
«Крейцерова соната» – роман Льва Толстого, опубликованный в 1890 году и сразу же подвергшийся цензуре царских властей. Книга провозглашает идеал воздержания и описывает от первого лица гнев ревности. Название повести дал номер 9 сонаты для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвящённой Родольфу Крейцеру.
Из-за необычного и скандального для того времени характера произведения публикация «Крейцеровой сонаты» в журнале или отдельным изданием была запрещена цензурой. Только после того, как Софья Толстая, жена писателя, получила личную аудиенцию у Александра III, царь, хотя и неохотно, разрешил опубликовать повесть в 13-м томе собрания сочинений Толстого. Однако цензура только увеличила привлекательность рассказа, который начали распространять и читать в частных домах задолго до публикации.
В 1890 году в США запретили доставку газет, в которых был опубликован этот рассказ.
Сюжет
В начале рассказа автор знакомит читателя с пассажирами поезда, между которыми завязывается оживлённая беседа на весьма деликатную для того времени тему: допустим ли развод, нужно ли образование, как лучше жениться, а главное, должна ли в браке присутствовать любовь. Причём спор в самом начале идёт между стариком-купцом и дамой средних лет, а затем охватывает и остальных пассажиров.
Лишь один человек поначалу не участвовал в дебатах: странный, нервный необщительный господин, которого, при всех попытках, невозможно было вовлечь в разговор. Но вдруг все услышали «звук, похожий на смех или прерывистые рыдания» и вопрос «Какая любовь благословляет брак?». Увы, он был убеждён, что такого светлого чувства в жизни быть не может. И если люди живут в браке, ненавидя друг друга, желая разойтись, и все же продолжают жить вместе, то это не жизнь, а настоящий ад. Как оказалось, фамилия этого человека была Позднышев, и судьба преподнесла ему очень печальные уроки. Уступив просьбе соседки-пассажирки, он начал свой невесёлый рассказ.
До женитьбы он был помещиком и кандидатом в университете и вёл очень развратный образ жизни, при этом обманывался и считал себя нравственным человеком. Только мучения заставили его понять, в чем корень зла.
Он жил блудом до тридцати лет, зная, что никогда не будет его «простого, ясного, братского отношения к женщинам». И вдруг он влюбился. За этим последовала женитьба. Но Позднышев, даже находясь в браке, ощущал постоянный укол ревности. Ссоры и скандалы по пустякам стали обыденным явлением. Все происходило на глазах у испуганных детей.
У Позднышева были разные планы: как избавиться от этой женщины, как освободиться от её упрёков и истерик, от её несносного характера. Жена нервничала, уходила из дома, а в нём боролись две эмоции – гнев и одновременно беспокойство: где она, что с ней. Был случай: супруга даже отравилась опиумом, закрывшись в своей спальне. Тогда её, к счастью, удалось спасти. Но жить из-за постоянных препирательств стало невыносимо.
И тут появился Трухачевский – учитель музыки. Он сразу понравился жене Позднышева, а она ему. Уроки скрипки стали прекрасным поводом прикрыть вспыхнувшую любовь. Позднышев не возражал, чтобы Трухачевский стал учителем его жены, наоборот, настаивал на этом. Трухачевский стал приходить в назначенные дни, был очень вежлив и элегантен, кроме того, обладал ещё и незаурядным талантом. Он завоевал чужую жену, и она бросилась в новую любовь, отдавшись всепоглощающему чувству страсти.
Заметил ли это Позднышев? Да, и не только заметил, но и опасался. Он был особенно вежлив с Трухачевским, угощал ужином, дорогим вином, желая доказать себе, что не боится соперника. Но когда однажды он застал их вдвоём, то почувствовал жалость к себе и какой-то страшный гнев. Войдя в комнату, он увидел знакомую картину: она, как всегда, стояла у рояля, а он играл на рояле. Они вели себя как ни в чем не бывало, и все же Позднышев чувствовал, что это притворство.
Трухачевскому пора было уходить, и Позднышев снова вежливо и мягко проводил его. В нём поднялась ненависть к жене – за то, что она флиртовала с учителем, что не защитила честь семьи. Он был сдержан, но позже выразил весь свой гнев. Она, воспользовавшись случаем, уколола его в самое чувствительное место, напомнив, как однажды он грубо повёл себя с её сестрой. Гнев поднялся в нём с такой силой, что он не отвечал за себя. Но на этот раз женщина убежала, потом всю ночь билась в истерике и успокоилась только к утру.
В воскресенье собрались гости, и жена с Трухачевским сыграли перед всеми «Крейцерову сонату» Бетховена. И вдруг Позднышев понял, какая страшная вещь – музыка. Он был убеждён, что «Крейцерову сонату» можно играть только при определённых, важных обстоятельствах и ни в коем случае не с женщинами в платьях.
На следующий день Позднышев отправился в уезд. Казалось бы, на первый взгляд, невинное письмо жены о том, что «Трухачевский привёз обещанные ноты», вновь пробудило в нём страшную ревность. Казалось, в нём боролись два голоса – один говорил, что для измены нет причин, а другой утверждал обратное: «Почему этого не может быть?». Совершенно измученный дурными предположениями Позднышев решил ехать домой.
Вернувшись домой, Позднышев, как и ожидал, сразу же увидел шинель Трухачевского. Он не сомневался в виновности жены и решил наказать любовников, чтобы зверь больше не рвал ему душу. Ревнивый муж схватил кинжал и бросился в комнату. Когда он увидел их вместе, волна ревности захлестнула его. Нелепые оправдания ничего не значили. Трухачевский, увидев реальную опасность, тут же убежал, а его жена подверглась возмездию разъярённого супруга, который стал душить её, бить левой рукой и локтем по лицу, а потом – кинжалом в бок.
После всего случившегося он ушёл в свою комнату. Он сидел отрешённый, мысли путались. От размышлений Позднышева отвлёк тихий стук в дверь. В дверях появилась сестра его жены, добрая, но глупая вдова, и сказала: «Она умирает».
И он встал и пошёл к ней. Он вошёл в комнату и увидел ужасную картину: на их кровати лежала израненная женщина с опухшим лицом. Он ожидал, что она раскается, попросит прощения, но в её глазах светилась неприкрытая ненависть. Последним её осознанным словом было «ненависть», а затем бред, который продолжался до самой смерти. Его жена умерла в тот же день, в полдень.
Ужас содеянного Позднышев осознал только на третий день, на её похоронах. По его вине произошло нечто такое, что уже нельзя было исправить. А дальше – тюрьма, ожидание суда и постоянное раскаяние. Увы, иногда раскаяние приходит слишком поздно. Тот, кто не испытал этого, не может понять. Так закончилась мрачная история странного пассажира. Он излил душу перед совершенно незнакомыми людьми, но стало ли ему легче? Все долго сидели молча, было видно, что это откровение потрясло их.
Список персонажей
Рассказчик
Рассказчик – обычный человек, имя которого не называется. В поезде он встречает Позднышева, который рассказывает ему историю своей жизни. Рассказчик – лишь случайный слушатель.
Позднышев
Позднышев – главный герой рассказа. Это уже пожилой человек с седыми волосами на голове. Он рассказывает рассказчику основные события своей жизни, в основном те, которые привели его к убийству жены. Он был богатым человеком и женился на красивой женщине, надеясь на счастливую жизнь. Но они никогда не были счастливы, так как постоянные ссоры и драки делали их жизнь невыносимой. Их отношения дошли до того, что она предала его. В состоянии ревности он убил её; суд оправдал его, так как он был преданным мужем.
Жена Позднышева
Позднышев не называет имени своей жены. Но он изображает её как прекрасную женщину, в которую он влюбился с первого взгляда, по крайней мере, ему так казалось. Однако счастливые отношения не могут быть построены только на красоте; они постоянно ссорились, и их жизнь была действительно несчастной. Когда в её жизни появился Трухачевский, он сразу понравился ей, а позже стал её любовником.
Трухачевский
Трухачевский, по словам Позднышева, не очень приятный человек. Но все же у него было достаточно обаяния, чтобы соблазнить замужнюю женщину. Он – скрипач, и с помощью музыки он отправил свои послания жене Позднышева и добился успеха.
Темы
Нравственность
Лев Толстой затрагивает несколько проблем современного ему общества, которые глубоко волновали его. Нравственность – одна из них. Главный герой Поздничев рассказывает о том, какое ненормальное и ужасное место занимает нравственность в современном мире. Несмотря на то, что человек опрятно одет и демонстрирует вежливые манеры, внутри он просто гнилой. При взгляде на женщину каждый мужчина, уже испытавший физическую близость с женщиной, видит лишь объект наслаждения. Автор не даёт решения проблемы, так как для этого необходимо полностью пересмотреть ценности, что невозможно.
Права женщины
Тема, столь популярная в наши дни, привлекала многих писателей и столетия назад, ведь эта проблема существовала в каждый период времени, и конец 19 века не стал исключением. Но автор не подаёт проблему как уже сформировавшуюся, он скорее обращает внимание на её существование и высмеивает то, как к этой проблеме относятся. Женщины действительно начали получать образование и, как следствие, занимать важные посты, но все равно каждый мужчина продолжал смотреть на женщину с тайным желанием заполучить её. Ни о каких правах женщин не могло быть и речи, пока мужчины не смотрели на женщин как на равных с мужчинами. Автор иронизирует, что это похоже на то, как каннибалы откармливают своих пленников и в то же время говорят, что это делается для их блага.
Брак и любовь
В мировоззрении главного героя исключена сама возможность брака по любви или хотя бы факт существования таких браков. Он глубоко убеждён, что все это ложь, что настоящей любви никогда не достичь, поскольку человек уже испытал физические удовольствия жизни. Возможно, только чистота ещё до брака может привести к созданию крепкого института семьи, основанного на взаимной любви.
«Крейцерова соната» – это почти отчаянный эксперимент по изменению людей, в который Лев Толстой почти не верит. Он вкладывает истину в уста безумца и хотел бы видеть эту истину в людях, он искренне верит, что истина сделает этих людей счастливее… но они просчитались. Повесть явно написана для незрелых людей, которые следуют христианской морали, но страдают от неприменимости этих догм в своей жизни. Эта классическая новелла воздействует на них. Для остальных она остаётся вымышленной вселенной отношений, где женщина отвращается от полового акта даже при намёке, а все мужчины – бессознательные рабовладельцы.
Толстой затрагивает важную тему – неискренность брака, который является не результатом того, что подсказывает сердце, а скорее последовательностью обычных «так надо», «так все говорят». Он рассуждает о природе брака – его основных мотивах, на которых он основан, целях, которых пытается достичь автор, и его христианской составляющей, которую Толстой также оспаривает. В эпилоге герой, а затем и сам автор, рассматривает другие темы, связанные с половым воспитанием, деторождением и прочими вопросами. Он пытается обосновать и рационализировать все свои убеждения, не слишком прибегая при этом к религиозным аргументам. Что-то кажется несущественным, а что-то очень близко, например, что детей надо растить не для собственной выгоды и удовольствия, а так, чтобы из них сформировались достойные члены общества.
Время очень страшно, когда оно формирует таких людей, как Позднышев. Толстой показывает свои рассуждения о чистоте и «свинской жизни», о врачах и предназначении женщины, и все эти высказывания настолько противоречивы, что не знаешь, как выразить послевкусие от книги. Главный герой делает свой выбор, видя повсюду грязь, беспорядок и разврат. Он придерживается самой крайней точки зрения, отвергая сексуальность в любой её форме. Таким образом, Позднышев мучает себя каждый день, и эта невозможность достичь идеала будет разрушать его до тех пор, пока он не совершит что-то непоправимое.
Повесть интересна прежде всего своей философией и рассуждениями, но в то же время здесь есть интересный сюжет и интересные персонажи, о которых читателю захочется навести справки. И, конечно, неотъемлемой частью впечатлений становится атмосфера, безумная и напряжённая. Толстой выступает в этой повести в роли философа, который осуждает общепринятую мораль института брака. Он уверен, что герои несчастны именно по этой причине.
Постоянное сравнение с животными и отношение к браку и сексуальности, как будто это что-то мерзкое и отвратительное, в наше время кажутся смешными и ханжескими. В то время мысли Льва Толстого были скандальными и обсуждаемыми, но в наше время это не так критично. Однако есть одна вещь, которая никогда не изменится – мысли о браке без любви, о парах, живущих как Позднышев (постоянные ссоры, желание сделать друг другу больно, раздражение, враждебность друг к другу). Возможно, эта книга ведёт к целомудрию.
- «Хаджи-Мурат» Льва Толстого, краткое содержание
- «Казаки» Льва Толстого, краткое содержание
- «Анна Каренина», краткое содержание
- «Смерть Ивана Ильича», краткое содержание
- Лев Толстой, «Хозяин и работник», кратко
- «Война и мир», краткое содержание
- «Исповедь» Льва Толстого, краткое содержание
- Выставка художника Олега Толстого в музее имени Пушкина
Комментирование недоступно Почему?