«Из России с любовью» Яна Флеминга, краткое содержание читать ~10 мин.
Роман «Из России с любовью» был пятым романом писателя Яна Флеминга, в котором фигурировал характерный британский секретный агент Джеймс Бонд. Именно этот роман превратил Бонда из регионального героя в глобальный феномен, потому что однажды репортёру журнала Life Magazine пришла в голову оригинальная идея – попросить президента Джона Кеннеди составить список десяти его любимых книг для публикации в одном из ближайших номеров.
Как только читатели увидели незнакомое название «Из России с любовью» и узнали, что Кеннеди был большим поклонником какого-то британского шпиона по имени Джеймс Бонд, продажи книг Яна Флеминга резко возросли. Вскоре после этого Флеминг заключил сделку о продаже прав на экранизацию всех своих романов о Бонде, кроме «Казино Рояль», продюсерской компании, которая в дальнейшем будет снимать фильмы по всем романам о Бонде.
Роман «Из России с любовью» считается лучшим приключением Флеминга о Джеймсе Бонде, а также тем, что закрепил за ним статус главного борца с коммунистической угрозой в художественной литературе. Всегда существовали предположения, что этот роман был задуман как версия «Последней проблемы» Шерлока Бонда. В обеих историях легендарный герой, казалось бы, умер, но каким-то двусмысленным образом. Конечно, как Шерлок вернулся из могилы, чтобы встретиться с «Пустым домом», так и Бонд воскрес, чтобы сразиться с гнусным Доктором Ноу.
История, рассказанная в «Из России с любовью», была вдохновлена поездкой Яна Флеминга в Турцию и его возвращением домой на Восточном экспрессе. Действительно, часть действия происходит на легендарном маршруте поезда, прославленном другой британской писательницей, Агатой Кристи.
Содержание
СМЕРШ, советская контрразведывательная организация, планирует представить потрясающую демонстрацию психологического подавления в области инсайта. Для этого она ориентируется на английского специалиста по тайным бенефисам Джеймса Бонда. В связи с его участием в уничтожении операторов СМЕРШа Ле Шиффра, Мистера Хуге и Хьюго Дракса, Бонд записан как противник советского государства и на него выписан «ордер на разрядку». Его кончину хотят ускорить громким сексуальным конфузом, который ещё долго будет муссироваться в прессе планеты и оставит дурную славу ему и его администрации. Палачом Бонда должен стать убийца СМЕРШа Ред Консед, душевнобольной, чьи маниакальные желания совпадают с полнолунием.
Кронстин, организатор СМЕРШа, играющий в шахматы, и полковник Роза Клебб, глава отдела операций и казней, разрабатывают операцию. Они подготавливают привлекательную представительницу юной фигуры, капрала Татьяну Романову, которая по ошибке дезертирует со своего поста в Стамбуле и, по её утверждению, испытывает страстные чувства к Бонду после того, как увидит фотографию в его досье. В качестве дополнительной заманухи для Бонда Романова передаст англичанам «Спектр» – русский прибор для распутывания, о котором так мечтает МИ-6. Ей не говорят, в чем суть договорённости.
Предложение об уходе получает МИ-6 в Лондоне, очевидно, от Романовой, однако Бонд ограничивается тем, что забирает её и «Спектр» из Стамбула. МИ-6 не уверена в ходе мыслей Романовой, но приз в виде «Спектра» слишком заманчив, что не позволяет его упустить; главнокомандующий Бонда, М, приказывает ему отправиться в Турцию. Оказавшись там, Бонд завязывает дружеские отношения с Дарко Керимом, руководителем представительства английской администрации в Турции.
Бонд знакомится с Романовой, и они разрабатывают свой курс выезда из Турции с помощью «Спектра». Он и Керим доверяют её рассказу, и все трое садятся на Восточный экспресс. Керим быстро обнаруживает на борту трёх русских специалистов из МГБ, путешествующих под прикрытием. Используя вознаграждение и хитрость, он заставляет двоих из них отказаться от подготовки, однако позже его обнаруживают мёртвым в своём купе вместе с телом третьего специалиста.
В Триесте появляется родственный оператор МИ-6, «шеф Нэш», и Бонд предполагает, что он был послан М в качестве охраны всего, что осталось от экскурсии. Романова с подозрением относится к Нэшу, однако Бонд утешает её, что этот человек из его собственного конкретного управления.
После ужина, за которым Нэш усыпил Романову, они отдыхают. Бонда будит направленное на него оружие, и Нэш оказывается палачом Аллоу. Вместо того чтобы быстро убить Бонда, он изображает схему СМЕРШа. Он должен выстрелить Бонду в сердце и избавиться от Романовой, оставив в багаже плёнку с записью их обожания; кроме того, «Спектр» заминирован, чтобы взорваться при анализе. Пока Гив говорит, Бонд кладёт свой металлический портсигар между страницами книги, которую держит перед собой, располагая его перед сердцем, чтобы остановить снаряд. После того, как Консед стреляет, Бонд падает на пол, а когда над ним появляется Аллоу, он нападает на профессионального убийцу и убивает его. Бонд и Романова спасаются бегством.
Затем, в Париже, после эффективной доставки Романовой и заминированного «Спектра» своим боссам, Бонд встречает Розу Клебб. Она поймана, но догадывается, как ударить Бонда ногой, спрятав в туфле повреждённый режущий край; история заканчивается тем, что Бонд борется за дыхание и падает на пол.
Список персонажей
Джеймс Бонд
Агент секретной службы с кодовым номером 007. Два ноля означают право убивать во время исполнения служебных обязанностей. Красивый, но с «жестоким» лицом, Бонд считается лучшим шпионом британской разведки. Он превосходный боец и стрелок. В книгах ему дано задание доставить в Англию криптографическую машину «Спектр» и Татьяну Романову.
Татьяна Романова
Капрал шифровального отдела советской разведки, её используют в качестве «медовой ловушки», чтобы заманить Бонда в секс-скандал, чтобы опозорить британскую разведку. Очень красивая, но очень наивная, она изображена как любовный интерес для Бонда.
M
Непосредственный босс Бонда. Он любит рисковать и побуждает Бонда продолжить путешествие на поезде «Восточный экспресс», когда они могли бы улететь на самолете.
Роза Клебб
Руководитель отдела пыток и расследований СМЕРШ. О ней говорят, что она безжалостна и садистка. Ее изображают уродливой и грязной.
Карем Дарко
Наполовину турок и наполовину англичанин, он возглавляет «Станцию Т» и работает на британскую разведку. Он сильный и свирепый, у него сильное чувство верности, но нет совести.
Кронстин
Главный планировщик СМЕРШа, для прикрытия профессионально играет в шахматы.
Красный Грант
Наполовину ирландец, наполовину немец, он – главный палач СМЕРШа. Он психоманьяк с приступами склонности к убийству, приходящимися на полнолуние.
Темы
Горячая угроза холодной войны
Роман «Из России с любовью» – это роман о Джеймсе Бонде, в котором сам Бонд появляется лишь на ста страницах. Первые десять глав дают обширное представление о людях и механизмах, задействованных в системе шпионажа Советского Союза. Это способ ввести персонажа Реда Гранта, который является центральной фигурой в бюро убийств этой российской шпионской системы, печально известном СМЕРШе.
По сути, первая треть этого романа о Джеймсе Бонде посвящена Рэду Гранту и той опасности, которую он представляет для агентов, работающих над тем, чтобы оградить демократию от проникновения коммунистов. Хотя холодная война была в самом разгаре, и «красная угроза» уничтожила всю Америку, даже в 1957 году, когда был опубликован этот роман, основное представление о русских оперативниках, работающих на благо коммунизма, по-прежнему сводилось к членам коммунистической партии, которые, как утверждалось, таятся за каждым углом улицы.
Фильм «Из России с любовью» стал важным художественным инструментом, изменившим эту точку зрения. Значительная часть сюжета, отведённая на то, что Флеминг считал реалистичным изображением внутренней работы российской шпионской системы – и взрыв популярности романа после включения его в список любимых книг президента Кеннеди – вполне возможно, сыграли гораздо большую роль в превращении советской угрозы из актёра, потерявшего работу за посещение нескольких встреч, в зловещую реальность шпионов, чья работа никогда не должна была быть обнаружена общественностью.
Постколониальное сожаление
Очень сильное течение сожаления о том, что Англия потеряла колониальное господство над миром в течение 20-го века, пронизывает роман. Большинство персонажей, вызывающих подозрение, – иностранцы, причём с темным цветом лица. Сам Ред Грант – это фигура, которая начинается как нечистокровный ирландец, флиртующий с ИРА и настолько дикий, что при полной луне превращается в бешеного убийцу, почти как оборотень.
Естественно, единственной возможной силой, способной цивилизовать такое существо, является служба в британской армии. Возможно, наиболее поразительная демонстрация темы того, как много потерял мир, а также Англия, когда они были вынуждены отказаться от своих колоний, содержится в воспоминаниях Карима Бея. Турецкий руководитель операций английского шпионского агентства делится с Бондом милым анекдотом о том, как он держал на цепи похищенную им обнажённую женщину, пока она, естественно, не влюбилась в него.
Предательство и дезертирство
Последняя глава в истории Реда Гранта начинается с его дезертирства в Советский Союз после того, как его воспитали британцы. Советский агент Татьяна Романова используется как пешка в медовой ловушке в гораздо более крупном заговоре с целью убийства Джеймса Бонда и создания международного скандала, который зависит от того, что она инсценирует своё собственное решение о переходе к русским, не зная, что её собственная смерть уже вписана в повествование.
Тот факт, что два главных героя работают в грязном уголке шпионажа, связанного с предательством своей страны путём дезертирства, не случаен. Флеминг написал «Из России с любовью» на фоне шквала громких и потенциально разрушительных случаев дезертирства в реальной жизни по обе стороны железного занавеса.
Это пятый роман Яна Флеминга в серии о Джеймсе Бонде. В основу сюжета книги Флеминг положил ситуацию холодной войны 1950-х годов и черпал вдохновение в поездке на Восточном экспрессе, когда он возвращался из Стамбула.
Возможная главная проблема книги – слабый сюжет. Советская разведка пытается вовлечь Бонда в сексуальный скандал с капралом криптографии из их собственной разведки. План может провалиться в нескольких местах. Бонд, который мог бы поехать не на поезде, а по другому маршруту и сократить путь, вместо этого решает продолжить путь на поезде, излишне подвергая опасности миссию. Татьяна Романова, которая занимается криптографией, по иронии судьбы оказывается одураченной фальшивым Спектром. Подсюжет о болгарских бандах, пытающихся убить Керима, ничего не добавляет к основному сюжету и в итоге растягивает его.
Персонажи в основном статичны и одномерны. В этой книге Бонд проявляет некоторые человеческие эмоции, после того как Флеминг подвергся серьёзной критике за то, что Бонд не реагирует на страх или чувство вины. Романова – просто ловушка, и, несмотря на то, что она капрал криптографии в разведке, известной своей сильной подготовкой, кажется ни на что не способной. Она ищет одобрения у Бонда, почти никогда не высказывает собственных взглядов и, кажется, вообще не имеет их. Она, в большей или меньшей степени, конфетка для рук, и является лишь соучастником, чтобы запятнать Бонда.
Керим – хладнокровный убийца, без совести и сочувствия. Он считает себя вправе плохо обращаться с женщинами. М – такая же безответственная, как и Бонд, которая вместо того, чтобы следовать логическому маршруту, поощряет его продолжать путь на поезде. Клебб и Грант кажутся типичными злодеями, не имеющими объяснения своему садизму. Все остальные персонажи, за исключением Кронстина, похоже, не мыслят логически.
Ещё один часто встречающийся в повести мотив – стереотипы и женоненавистнические взгляды в целом. Русские изображаются как небанальные, интриганские люди, и, за исключением Татьяны, каждый персонаж вписывается в этот образ. Турок описывают как жаждущих крови грубиянов, которые хотят, чтобы с ними обращались плохо. Это также поднимает проблему женоненавистнического отношения автора. Женщины изображаются либо добрыми и наивными, либо злыми и коварными. Татьяну, которая якобы является любовным интересом Бонда, чаще всего называют девушкой. Помимо того, что она является приманкой, она не играет никакой роли в сюжете. Не раз женщины сравниваются с животными, а Дарко даже признается, что держит женщину на цепи в своём доме, на что Бонд не проявляет ни отвращения, ни каких-либо других эмоций.
- «Доктор Ноу» Яна Флеминга, краткое содержание
- «На секретной службе Её Величества» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Шаровая молния» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Казино Рояль» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Семья Романовых: убийство, мятеж и падение императорской России» Кэндис Флеминг, краткое содержание
- «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?