«Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, краткое содержание читать ~23 мин.
Единственным авторитетным изданием «Юлия Цезаря» является Первое фолио 1623 года, в котором, по-видимому, использовалась официальная книга театральной труппы, а не рукопись Шекспира.
Существуют некоторые аномалии, наиболее заметные в четвёртом акте, где есть путаница относительно ролей второстепенных персонажей. Кроме того, в записях 1614 и 1625 годов современник Шекспира Бен Джонсон высмеивает ту часть, где Цезарь говорит: “Знай, Цезарь не ошибается, только по справедливости”. В Первом фолио последние четыре слова опущены, однако тот факт, что Джонсон писал в 1625 году, указывает на то, что эти слова могли использоваться в постановках пьесы и после публикации Первого фолио. Оксфордское издание решило добавить эти четыре слова обратно в пьесу, утверждая, что кажущееся противоречие помогает более полно изобразить характерные богоподобные устремления Цезаря.
Действие «Юлия Цезаря» происходит в 44 году до нашей эры, в то время, когда Рим правил территориями, простиравшимися от севера Британии до востока Персии. Однако военные успехи Рима обошлись дорогой ценой для политической ситуации в родном городе, который управлялся сенатом. Сенаторы Рима становились все более раздробленными, что приводило к внутренним беспорядкам, и это позволило более успешным военным генералам получить власть.
Кроме того, государство страдало от классового разделения, и плебеям удалось завоевать право избирать «трибунов», или представителей, что давало им некоторую политическую власть. Однако женщины и большинство мужчин-плебеев по-прежнему были лишены этого права. Таким образом, хотя республика и демонстрировала некоторые признаки демократии, большинство не участвовало в общей политике.
Несколько человек пытались захватить власть в этот бурный период, но большинство из них потерпели неудачу. Юлий Цезарь был римским полководцем, который сделал себе имя благодаря успешной кампании на северо-западе Европы. Его преимущество заключалось не только в победе в сражениях, но и в популярности среди бедных слоёв населения Рима. Он обладал врождённым талантом, харизмой, амбициями и удачей, что в совокупности позволило ему усилить свою политическую власть. Сторонники традиционной формы правления понимали, что такие люди, как Цезарь, представляют серьёзную угрозу для республики, и когда юридические и военные попытки не смогли остановить его, заговорщики во главе с Каем Кассием и Марком Брутом убили его.
Смерть Цезаря подорвала сам политический институт, который он должен был защищать. Рим вскоре был расколот гражданской войной, а армии заговорщиков были разбиты другом Цезаря Марком Антонием и его наследником Октавием. Кульминацией этих событий стало поражение сената и провозглашение Октавия императором Августом.
Современники Цезаря быстро поняли важность этих событий и хорошо их задокументировали. На протяжении веков события времён Цезаря интерпретировались и подробно обсуждались, и на них продолжают ссылаться даже в современной политике. Политические комментаторы по-разному интерпретировали действия главных фигур. Например, Микеланджело считал Брута защитником человеческой свободы, а Данте поместил его (и Кассия) в самый глубокий круг ада в своём «Инферно». Для Шекспира эта историческая драма представляла множество возможностей для анализа и изучения противоречивых точек зрения на эти события, и поэтому была логичным выбором для одной из его пьес.
История смерти Цезаря и вызванных ею политических потрясений была особенно актуальна во времена Шекспира. Считается, что пьеса была написана в 1599 году, когда королеве Елизавете было шестьдесят шесть лет. Европой и Англией правили монархи, пытавшиеся укрепить свою власть.
В Англии монархия столкнулась с оппозицией со стороны аристократии и избранных представителей в Палате общин. Поскольку у Елизаветы не было прямых наследников, многие опасались, что Англия может погрузиться в гражданский хаос, подобный тому, что был в пятнадцатом веке. Страх перед цензурой преобладал в вопросах, касающихся политических дискуссий, поэтому для Шекспира история Юлия Цезаря стала безопасным способом прокомментировать многие важные вопросы того времени.
Основным источником Шекспира при написании пьесы был английский перевод «Жизни благородных греков и римлян» Плутарха, выполненный Томасом Нортом. Плутарх писал в первом веке нашей эры и записывал биографии как историк. Его описание Римской республики гласило, что ею правили по крайней мере один или несколько могущественных людей, но редко больше нескольких человек. Шекспир использует эту концепцию Рима в «Юлии Цезаре», сосредоточившись на действиях и влиянии нескольких выдающихся личностей, а не на более крупных общественных движениях. Однако такой подход не означает ограниченного понимания социальных проблем Рима, поскольку в начальных сценах пьесы чётко прослеживаются социальные противоречия Рима.
Шекспир сжимает действие в «Юлии Цезаре», как и во многих других своих исторических драмах, немного отступая от исторической точности. Например, Шекспир помещает триумф Цезаря над сыновьями Помпея на Луперкалии в феврале, тогда как Плутарх указывает, что победа произошла в октябре. Благодаря этому изменению времени, убийство в мартовские иды кажется ответом на растущее влияние и высокомерие Цезаря. Кроме того, в версии Шекспира Брут и Кассий бегут из Рима сразу после выступления Антония перед римской толпой, а Плутарх описывает их бегство из города спустя год после похорон Цезаря. Эти различия приводят к тому, что личные недостатки и достоинства римских лидеров оказываются гораздо важнее в формировании действия сюжета.
Шекспировский «Юлий Цезарь» состоит из нескольких персонажей, ни один из которых не доминирует в сюжете; даже титульный герой – всего лишь одна из нескольких личностей в пьесе. Действительно, Шекспир создаёт лишь ограниченную глубину характеристики Цезаря, полагаясь в основном на негативные отзывы тех, кто наиболее враждебно к нему относится. Однако, находясь на сцене, Цезарь не оправдывает репутации, которую ему прочат его враги, тем самым подрывая его способность доминировать в сюжете в любой момент.
Брут – гораздо более полноценный персонаж. Будучи другом и убийцей Цезаря, он даёт огромное представление о его личности благодаря солилоквиям, в которых он рассуждает о своих мотивах и последствиях своих действий. Брут также представлен в разных ролях, включая мужа, полководца и убийцу. Эти разные роли позволяют нам увидеть внутреннюю борьбу, присущую характеру Брута; это человек, который должен оправдать своё внезаконное убийство, оставаясь при этом верным и хорошим мужем.
В «Юлии Цезаре» Шекспир использует один из своих великих приёмов, часто называемый «постепенным раскрытием», медленно предоставляя по ходу пьесы уместную информацию о сюжете, заставляя зрителей постоянно пересматривать свою интерпретацию действия. Хороший пример этого – когда Антоний в кульминации своей знаменитой хвалебной речи читает завещание Цезаря и говорит о щедрости, которую Цезарь проявил к простым людям, упоминая, что Цезарь оставил им всем немного денег. Однако всего две сцены спустя мы видим, как он пытается минимизировать затраты на эту щедрость, уменьшая количество денег, которые необходимо раздать. Сочетание этих двух сцен заставляет зрителей переоценить все, что мы знаем об Антонии, и лишает нас возможности установить твёрдые мотивы для любого из персонажей пьесы.
Шекспир никогда не стремился к тому, чтобы пьеса была исторически точной. На самом деле, он явно рассчитывал на то, что актёры будут выступать в елизаветинской одежде. Более того, он дарит Риму средневековое изобретение механических часов – печально известный анахронизм. Однако шекспировские римляне имеют общее культурное наследие и общество, включая неявные идеалы и предположения римского общества. Когда Антоний называет Брута «благороднейшим из римлян», он имеет в виду конкретную «римскую» добродетель, связанную с республиканским правительством, которое Брут умирает, защищая.
Главные герои сюжета никогда не могут преодолеть давление римских ценностей и, таким образом, не полностью свободны в изобретении себя, полагаясь вместо этого на предоставленные культурные ценности.
Сюжет
Юлий Цезарь открывается сценой классового конфликта, плебеи против трибунов. Плебеи празднуют победу Цезаря над сыновьями Помпея, одного из бывших лидеров Рима. Трибуны устно нападают на народ за непостоянство в праздновании поражения человека, который когда-то был их лидером.
Цезарь въезжает в Рим в сопровождении своих сторонников и толпы горожан. Это праздник Луперкалии, 15 февраля, день, когда двое мужчин бегают по улицам и бьют встречных козлиными бёрцами. Цезарь приказывает Марку Антонию ударить свою жену Кальпурнию, чтобы излечить её от бесплодия.
Прорицатель обращается к Цезарю, когда тот проходит мимо, и предостерегает его от мартовских идов, 15 марта. Цезарь не обращает внимания на прорицателя и считает его сновидцем. Увидев Кассия, Цезарь говорит Антонию, что лучше бы его окружали толстые и счастливые люди, чем худые, как Кассий. Он беспокоится, что Кассий опасен, потому что «слишком много думает». Антоний советует ему не беспокоиться о Кассии.
Тем временем Брут и Кассий встречаются и говорят о том, какую власть приобрёл Цезарь. Во время разговора их трижды прерывают возгласы толпы. Кассий сообщает Бруту, что он готовит заговор против Цезаря и хочет, чтобы Брут присоединился к нему. Брут говорит ему, что не может сразу взять на себя обязательства. Вскоре к ним присоединяется Публий Сервилий Каска и сообщает, что возгласы, которые они слышали, были отказом Цезаря от короны. По словам Каски, Антоний трижды предлагал Цезарю корону, и трижды он от неё отказывался.
Каска встречается с Цицероном и рассказывает оратору, что этой ночью в Риме происходит много странных вещей, например, лев на улицах и сова, кричащая днём. Цицерон отвечает ему, что люди трактуют предзнаменования так, как считают нужным. В конце концов, приходит Кассий и узнает от Каски, что на следующее утро сенаторы собираются сделать Цезаря царём. Он начинает рассказывать Каске о заговоре с целью убийства Цезаря, но появляется Цинна и прерывает его. Он передаёт Цинне несколько писем, чтобы тот анонимно подбросил их в дом Брута, и приглашает Каску на ужин в тот же вечер, чтобы убедить его присоединиться к заговору.
Брут обнаруживает письма Цинны, не зная, кто их написал. Он читает одно из писем и интерпретирует его как просьбу помешать Цезарю захватить власть. Брут относит письмо ко всему Риму, говоря: “О Рим, я даю тебе обещание”, подразумевая, что он выполнит то, что, по его мнению, является волей римского народа.
Брут встречается с Кассием и другими заговорщиками и пожимает им руки, соглашаясь присоединиться к их заговору. Он убеждает их убить только Цезаря, а не своего самого верного друга Антония, потому что не хочет, чтобы их убийство «показалось слишком кровавым». После ухода остальных Брут не может заснуть. Его жена Порция застаёт его бодрствующим и умоляет рассказать ей, что его беспокоит. Сначала он отказывается, но после того, как она ранит себя в бедро, чтобы доказать свою силу и способность хранить тайну, он соглашается рассказать ей.
Тем временем жене Цезаря Кальпурнии приснилась статуя Цезаря, истекающего кровью из ста ран. Цезарь, от природы суеверный, приказывает жрецам убить животное и прочитать внутренности, чтобы узнать, стоит ли ему в этот день идти в сенат. Жрецы сообщают ему, что у животного нет сердца, что является очень плохим знаком. Однако прибывает Деций, один из заговорщиков, и переосмысливает сон Кальпурнии так, что весь Рим высасывает ожившую кровь Цезаря для своей выгоды. Цезарь в конце концов соглашается с ним, что смешно оставаться дома из-за сна. Остальные заговорщики, включая Брута и Кассия, прибывают к нему домой, чтобы сопроводить его в дом сената.
По дороге в дом сената к Цезарю обращается тот же прорицатель, который ранее предупреждал его о мартовских идах. Он снова отказывается слушать его и продолжает путь. Затем к нему подходит человек по имени Артемидор и пытается дать ему письмо, раскрывающее весь заговор, но Деций хитро говорит Цезарю, что у Требония есть иск, который он хотел бы, чтобы Цезарь прочитал вместо него. Цезарь отказывается смотреть на то, что предлагает ему Артемидор, сославшись на то, что это личное. Он объясняет: “То, что касается нас самих, будет подано в последнюю очередь”.
Заговорщики прибывают в дом сената, и Цезарь занимает своё место. Человек по имени Метелл преклоняет перед ним колени и просит вернуть его изгнанного брата в Рим. Цезарь отказывается, но удивляется, когда Брут, а затем Кассий выступают вперёд и просят за брата. Однако он продолжает отказываться изменить приговор, даже когда все заговорщики собираются вокруг него. На замечание Каски: “Говори за меня” группа нападает на Цезаря и закалывает его до смерти.
Заговорщики, возглавляемые теперь Брутом и Кассием, окунают руки в кровь Цезаря и готовятся выбежать на улицы с криками “мир, свобода и вольность”. Прибывает Антоний и умоляет их позволить ему взять тело и произнести публичную надгробную речь Цезарю. Брут соглашается, преодолевая опасения Кассия по поводу разрешения Антонию выступить. Они выходят на улицы Рима, Кассий и Брут разделяются, чтобы выступить перед плебеями.
Брут оправдывает своё убийство Цезаря тем, что он устранил тирана, который уничтожал свободу всех римлян. Он заканчивает свою речь вопросом к толпе, хотят ли они, чтобы он покончил с собой за содеянное, на что они отвечают: “Живи, Брут, живи, живи!”. Затем Брут позволяет Антонию говорить и возвращается домой.
Антоний использует все преимущества своей речи и сообщает толпе, что Цезарь был бескорыстным человеком, который заботился о Риме превыше всего. Кульминацией его речи становится момент, когда он достаёт завещание Цезаря и читает из него, рассказывая гражданам, что Цезарь даровал каждому римлянину часть его наследства, как в земле, так и в дахмах. Теперь плебеи верят, что Цезарь был великим и добрым, захватывают его тело и клянутся отомстить Бруту и остальным заговорщикам. Их беспорядки перерастают в чистую анархию. Антоний говорит, что он внёс свою лепту в создание социальных потрясений и теперь должен ждать, что произойдёт.
Брут и Кассий вынуждены бежать из города, а тем временем прибывает молодой полководец Октавий Цезарь, верный Юлию Цезарю, и вступает в союз с Антонием. Он, Антоний и Лепид образуют второй триумвират и готовятся очистить город от всех, кто против них. Они намечают свои планы по прочёсыванию города и составляют список имён тех, кого они хотят убить, включая родственников и друзей.
Кассий и Брут разбили лагерь в Сардах, расположенных на территории современной западной Турции. Кассий прибывает со своей армией в лагерь, где его ждёт Брут, но он в ярости на Брута за то, что тот проигнорировал посланные им письма с просьбой освободить пленника. Вместо этого Брут наказал его за получение взятки, что послужило одной из причин убийства Цезаря. Кассий и Брут спорят, пока Кассий в отчаянии не вытаскивает кинжал и просит Брута убить его, если он так ненавидит. Конечно же, Брут отказывается. Они обнимаются и забывают о своих разногласиях.
Далее Брут с грустью сообщает Кассию, что его жена Порция умерла. Она проглотила живые угли после того, как Антоний и Октавий захватили власть. Когда в палатку входят двое подчинённых, Брут прекращает разговор о Порции и сосредотачивается на военных делах. Когда один из воинов спрашивает его о жене, он отрицает, что слышал о ней какие-либо новости. На совещании по стратегии Брут убеждает Кассия в том, что лучше всего будет отправиться к месту расположения Антония и Октавия в Филиппах (недалеко от современной Греции), чтобы победить их до того, как они слишком окрепнут, получив дополнительных солдат во время марша. Кассий неохотно соглашается с планом Брута и уходит на ночь.
Брут зовёт несколько человек в свою палатку на случай, если ночью ему понадобится отправить их в качестве гонцов. Он заставляет их лечь спать. Сам он остаётся читать, но его беспокоит призрак Юлия Цезаря. Призрак говорит Бруту, что это его «злой дух» и что он будет на поле битвы при Филиппах. Брут настолько потрясён этим образом, что будит всех мужчин в своей палатке и посылает их к Кассию с приказом, чтобы Кассий выехал перед ним на следующее утро.
На поле битвы в Филиппах Антоний и Октавий согласовывают свои планы сражения. Перед началом сражения они встречаются с Брутом и Кассием, но лишь обмениваются оскорблениями. Битва неизбежна. Все четверо возвращаются к своим армиям, чтобы подготовиться к войне.
В разгар битвы Брут видит возможность уничтожить армию Октавия и бросается в атаку. Он оставляет Кассия позади. Кассий, менее искусный в военном деле, быстро начинает проигрывать войскам Антония. Хуже того, Пиндарус вводит его в заблуждение, сообщая, что Титиний захвачен врагом недалеко от палаток Кассия. Услышав эту новость, Кассий приказывает Пиндару убить его. Выполнив задание, Пиндарус бежит. Брут прибывает, находит своего друга мёртвым и замечает: “О Юлий Цезарь, ты ещё могуч”.
Катона быстро убивают, а Луциллий, человек, выдававший себя за Брута, вскоре схвачен и передан Антонию. Антоний узнает его и приказывает своим солдатам продолжать наступление, пока они не захватят Брута. Брут, теперь уже почти полностью побеждённый, умоляет нескольких своих солдат убить его. Все они отказываются и бросают его, не желая нести на своих руках его кровь. Наконец, Стратон выполняет просьбу Брута. Брут натыкается на свой меч, который держит для него Стратон, и убивает себя.
Прибывшие Антоний и Октавий находят Брута мёртвым на земле. Антоний замечает: “Это был самый благородный римлянин из всех”. Октавий, безэмоциональный во время всей этой бойни, просто заканчивает пьесу строками: “Так полей покой, и уходим Разделить славу этого счастливого дня”.
Список персонажей
Юлий Цезарь
Титульный персонаж. В начале пьесы он – единственный человек, способный отдавать приказы и следить за их исполнением. Цезарь не понимает многочисленных знаков, указывающих на заговор против него, и погибает в результате заговора, возглавляемого Кассием и Брутом. Его призрак преследует до конца пьесы, и его имя упоминают Кассий и Брут перед тем, как покончить жизнь самоубийством в заключительном акте.
Кальпурния
Жена Цезаря. Ей снится сон, в котором она видит статую Цезаря, истекающего кровью из многочисленных ран, и умоляет его остаться дома в день убийства. Цезарь игнорирует её и все равно идёт в дом сената.
Марк Брут
Благородный римлянин, выступающий против Цезаря. Он идеалист, для которого честь превыше всего. Брут соглашается убить Цезаря только после того, как убеждается, что это необходимо для Римской республики. Он погибает на поле боя, насадив себя на собственный меч.
Порция
Жена Брута. Она доказывает свою храбрость и силу, пронзив себе бедро кинжалом, чтобы заставить Брута рассказать ей о заговоре с целью убийства Цезаря. Она убивает себя, проглотив горячие угли из костра после того, как Марк Антоний и Октавий приходят к власти в Риме.
Луций
Слуга Брута.
Кай Кассий
Человек, выступающий против Цезаря. Он собирает заговорщиков и именно он убеждает Брута убить Цезаря. Он кончает жизнь самоубийством в битве при Филиппах, ошибочно решив, что его армия потерпела поражение.
Публий Сервилий Каска
Человек, выступающий против Цезаря.
Требоний
Человек, выступающий против Цезаря.
Деций Брут
Человек, выступающий против Цезаря. Он неверно истолковывает сон Кальпурнии, чтобы убедить Цезаря отправиться в сенатский дом в предверии марта.
Метелл Цимбер
Человек, выступавший против Цезаря.
Цинна
Человек, выступавший против Цезаря.
Кай Лигарий
Человек, выступавший против Цезаря.
Марк Антоний
Правитель Рима после смерти Цезаря. Антоний – друг Цезаря с самого начала, он произносит воодушевляющую речь перед народом, которая вызывает беспорядки в Риме. Брут и Кассий изгнаны из города в результате хаоса, а Антоний формирует второй триумвират вместе с Октавием и Лепидом.
Октавий Цезарь
Правитель Рима после смерти Цезаря. Октавий – молодой полководец, который присоединяется ко второму триумвирату. Вместе с Антонием он сражается против Брута и Кассия; исторически он становится будущим императором Рима.
Лепид
Правитель Рима после смерти Цезаря.
Флавий
Народный трибун. Его снимают с должности после того, как он срывает статуи Цезаря.
Мурелл
Народный трибун. Его снимают с должности после того, как он разрушает статуи Цезаря.
Цицерон
Сенатор. Он говорит Каске, что люди трактуют предзнаменования так, как им хочется. Позже его убивают Антоний и Октавий во время чистки сената.
Публий
Сенатор.
Попиллий Лаена
Сенатор.
Прорицатель
Человек, который советует Цезарю остерегаться мартовских идов (15 марта), но его игнорируют.
Артемидор
Человек, который пытается передать Цезарю письмо, в котором описывает заговор против него. Цезарь игнорирует его письмо.
Поэт Цинна
Поэт, которого избивают и, возможно, убивают, потому что он носит то же имя, что и один из заговорщиков.
Пиндарус
Кабальеро Кассия.
Титиний
Офицер в армии Кассия. Он убивает себя, когда находит Кассия мёртвым на поле боя.
Луциллий
Офицер и солдат в армии Брута.
Мессала
Офицер и солдат в армии Брута.
Варрус
Офицер и солдат в армии Брута.
Клаудио
Офицер и солдат в армии Брута.
Молодой Катон
Офицер и солдат в армии Брута.
Страто
Офицер и солдат в армии Брута.
Волумний
Офицер и солдат в армии Брута.
Дарданий
Офицер и солдат в армии Брута.
Клитус
Офицер и солдат в армии Брута.
Поэт
Человек, который врывается в палатку Брута и пытается предупредить армию о том, что Брут и Кассий разгневаны друг на друга. Брут приказывает увести его.
Призрак Цезаря
Призрак Юлия Цезаря, который разговаривает с Брутом в Сардах.
Сапожник
Плотник
Плебеи
Простолюдины
Посыльный
Слуги, сенаторы, солдаты и обслуживающий персонал
Темы
Герои против злодеев
И Цезарь, и Брут воспринимаются как герои и злодеи в «Юлии Цезаре». В начале пьесы Цезаря приветствуют за его завоевания и восхищаются его очевидным смирением после отказа от короны. Однако после убийства Цезарь изображается (Брутом и другими) как жаждущий власти лидер, намеревающийся поработить весь Рим. Речь Брута, произнесённая после смерти Цезаря, успешно манипулирует мнением плебеев. К концу его речи толпа приветствует Брута за убийство Цезаря, которого они теперь воспринимают как великого злодея.
Но толпа вновь легко раскачивается, когда выступает Антоний. После слов Брута Антоний произносит надгробную речь Цезарю, манипулируя толпой рассказами о доброте Цезаря и делясь подробностями завещания Цезаря, в котором он оставляет деньги каждому римлянину. В конце речи Антония толпа вновь поддерживает Цезаря, оплакивает его смерть и стремится убить Брута, Кассия и других убийц. Колебания мнений плебеев и большие различия во взглядах, которые представлены в пьесе, оставляют зрителей перед необходимостью определить, кто из них герой пьесы, а кто злодей.
Предзнаменования
Серьёзность, с которой римляне относились к предзнаменованиям, очевидна на протяжении всего «Юлия Цезаря», однако зловещие предупреждения и негативные предзнаменования часто игнорируются или неправильно интерпретируются. Например, Цезарь игнорирует предупреждение прорицателя «остерегаться мартовских приливов», игнорирует подробный сон Кальпурнии о его смерти и игнорирует негативное предзнаменование жертвенного животного, у которого нет сердца. Проигнорировав эти предзнаменования, Цезарь умирает.
Кроме того, после праздника Луперкалий, Каска видит множество странных предзнаменований, таких как человек с горящей рукой, лев, бродящий по улицам, и сова, кричащая в дневное время. Цицерон, с которым Каска беседует по этим вопросам, объясняет, что люди толкуют предзнаменования по своему усмотрению, придумывая собственные объяснения. Каска истолковывает эти странные предзнаменования как предупреждения о желании Цезаря железной рукой править всем Римом и уничтожить Республику.
Среди других предзнаменований, играющих важную роль в пьесе, – появление призрака Цезаря и тот факт, что орлы покидают лагерь Кассия и Брута, а на смену им прилетают стервятники.
Идеализм
Брут мечтает об идеальном мире. Он счастлив в браке, живёт в прекрасном доме и успешен по всем меркам римской жизни. Однако Брут желает совершенства в своей жизни, и хотя он любит Цезаря, Брут боится, что Цезарь слишком жаждет власти и может разрушить Республику.
Кассий понимает идеализм Брута и использует его в своих целях, чтобы заставить Брута присоединиться к заговору против Цезаря. По сути, именно идеализм Брута становится причиной его окончательного падения. Антоний признает этот факт, обращаясь к мёртвому телу Брута в конце пьесы, говоря: “Это был самый благородный римлянин из всех”.
Личности, как публичные, так и частные
В пьесе «Юлий Цезарь» зрители могут увидеть как личные, так и общественные стороны Цезаря и Брута. Цезарь – сильный, уверенный в себе человек, который ведёт за собой огромные армии и эффективно управляет Римской империей, однако он не лишён слабостей. Он очень суеверен, страдает эпилепсией и, в конце концов, оказывается человеком, когда его убивают самые близкие друзья.
Точно так же Брут силён и отказывается проявлять слабость на публике, будь то выступление перед плебеями или ведение армии в бой. Однако из его интимных разговоров с женой Порцией и с Кассием мы видим, что Брут часто не уверен в себе и сильно страдает. В частности, после бегства из Рима Брут узнает, что его жена покончила с собой, и, обсуждая это с Кассием, испытывает душевную боль. Однако, как только солдаты входят в его палатку, он делает вид, что не знает о её смерти, а когда ему сообщают об этом, не проявляет сильных эмоций.
Амбиции и конфликт
Цезарь – великий и амбициозный человек. Именно его амбиции беспокоят Брута, и в конечном итоге это приводит к тому, что Брут присоединяется к заговору с целью убийства Цезаря. Кассий тоже очень амбициозный человек, и поскольку он очень завидует власти Цезаря, то хочет убить его, чтобы получить больше власти для себя. В конце концов, амбиции этих двух людей приводят к их гибели и практически к анархии на улицах Рима. Большие амбиции приводят к большим конфликтам.
Сила речи
Речь играет очень важную роль в развитии сюжета «Юлия Цезаря». Речи Брута и Антония легко склоняют плебеев к совершенно противоположным точкам зрения. Антоний, манипулируя толпой, вызывает анархию на улицах Рима и создаёт поддержку миссии по отмщению за смерть Цезаря.
Кроме того, Брут сначала не решается присоединиться к заговору против Цезаря, но после разговора с манипулирующим Кассием Брут становится более убеждённым. Затем, получив анонимное письмо (на самом деле написанное Кассием), в котором осуждается правление Цезаря, Брут убеждается, что должен действовать, и соглашается присоединиться к убийственному заговору Кассия.
- «Завоевание Галлии» Юлия Цезаря, краткое содержание
- «Юлий Цезарь» от актёров Шекспировского театра на сцене МХТ имени Чехова
- «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?