«Эндшпиль» Сэмюэля Беккета, краткое содержание читать ~5 мин.
"Эндшпиль» – одноактная пьеса лауреата Нобелевской премии ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. Считающаяся шедевром модернистского абсурда, «Эндшпиль» была первоначально написана на французском языке, а её мировая премьера состоялась в лондонском театре «Ройал Корт» в 1957 году. В ней рассказывается история четырёх неповторимых персонажей, заключённых в одной комнате, которые пытаются найти смысл жизни после неизвестной апокалиптической катастрофы.
В типичном стиле Беккета, «Эндшпиль» – это мрачное и трагикомическое исследование радости и жестокости, застоя и перемен, преданности и пренебрежения, жизни и смерти. Занавес поднимается на почти голой сцене: комната в доме Хэмма залита зловещим серым светом. Хэмм слеп и не может встать; он сидит в своём инвалидном кресле, укутанный белой простыней.
Вдоль задней стены есть два окна и выход на кухню; два мусорных бака стоят рядом с креслом Хэмма. Входит Клов, слуга Хэмма, который не может сесть. В детстве Хамм взял его к себе, и с тех пор он служит ему личным сидельцем. Клов выполняет обычные для него действия: открывает занавески на окне и снимает с Хамма простыню, прежде чем выйти на кухню.
Хамм ещё спит; проснувшись, он зовёт Клова, и между ними завязывается разговор о переменах и смерти. Хэмм удивляется, почему Клов просто не выходит за дверь и не возвращается, но Клов настаивает, что он должен остаться, потому что никого другого там нет.
В другой момент разговора Хамм интересуется, почему Клов не убьёт его, на что Клов отвечает, что не знает комбинацию к запертому шкафу. Хамм и Клов не одни в комнате. В двух мусорных баках живут Нагг и Нелл, родители Хамма, и они тоже вскоре просыпаются. В плохом настроении Нелл отказывается целовать и царапать Нагга, и он рассказывает ей анекдот, который её совсем не веселит. Оба они, угрюмые и побеждённые, возвращаются к своим мусорным бакам. Хамм просит Клова покружить его по комнате.
После того как они завершили экскурсию, Клов усаживает Хэма на место, но Хэмм зацикливается на том, чтобы его кресло находилось точно в центре комнаты. Хамм просит Клова выглянуть в окно и объяснить, что происходит в мире. Однако ничего не происходит.
Все это, по-видимому, является частью ежедневной рутины, занимающей время Хамма и Клова, потому что вскоре Клов выражает своё разочарование тем, во что превратилась их совместная жизнь. В ответ Хамм выражает опасение, что между ними начинают формироваться полноценные отношения. Пока он разговаривает, Клов находит блоху, что заставляет обоих мужчин бояться, что блоха размножится и заселит бесплодный мир блохами.
В конце концов, Клов убивает блоху. Их разговор возобновляется. Клов признается, что не может оставить Хамма. Когда Хамм просит Клова убить его, Клов отказывается, и тогда Хамм просит его принести чучело собаки, которое Клов сейчас делает. Хамм просит Клова положить собаку рядом с его инвалидным креслом и расположить игрушку так, чтобы казалось, что собака смотрит на него сверху. Когда Клов подчиняется, он вспоминает о чем-то, что произошло в неопределённый момент в прошлом. Он ругает Хэмма за то, что тот не дал лампадного масла пожилой женщине по имени Матушка Пегг, но Хэмм отрицает это обвинение.
Двое мужчин продолжают свой сумбурный разговор. Хэмм размышляет о психически неуравновешенном человеке, которого он когда-то знал. Этот человек считал, что мир – это пепел; эта идея, по мнению Хэмма, очень распространена. И снова разговор заходит о переменах и смерти. Они задаются вопросом, как Хэмму узнать, если Клов внезапно уйдёт или умрёт в другой комнате. Клов обещает, что если его уход будет неизбежен, он поставит будильник, чтобы предупредить Хамма о своём уходе.
Хамм поднимает Нагга из мусорного ведра, чтобы рассказать ему историю о том, как Клов стал членом семьи. До конца света отец Клова был одним из подданных Хамма, а значит, Хамм мог быть королём или каким-то правителем.
Нагг соглашается слушать историю только в том случае, если Хамм подарит ему сахарную сливу. Однако, когда рассказ Хамма подходит к концу, Хамм сообщает Наггу, что сахарные конфеты закончились. Возмущённый, Нагг возвращается к своей урне. Позже Клов начинает уборку и наводит порядок в комнате, объясняя, что порядок – это его мечта. Хамм просит Клова проверить Нагга и Нелл в их мусорных корзинах, пока он убирается. Клов так и делает, но обнаруживает, что Нелл мертва, а Нагг плачет.
После того как Хэмм и Клов признаются, что никогда не были счастливы, он пододвигает инвалидное кресло Хэмма к окну, потому что Хэмм хочет почувствовать свет. Однако света нет, и он возвращается в середину комнаты. Хэмм размышляет о том, что конец света произошёл, а они выжили.
Хамм снова просит Клова сообщить о том, что происходит за окном, но, зная, что ничего не происходит, Клов злится и бьёт Хамма чучелом собаки. В конце концов, Клов подходит к окну, где видит мальчика. Он решает найти ребёнка. Хэмм просит Клова дать ему какие-то заверения, прежде чем отправиться на поиски мальчика. Клов произносит пустые банальности о счастье, которые люди говорили ему, когда он был ребёнком. Клов уходит на кухню, чтобы приготовиться к отъезду. Когда Хамм впоследствии вызывает его, он не отвечает.
Затем, когда Хамм вызывает Нагга, Нагг не отвечает. Хамм находит это внезапное одиночество приятным и на мгновение задумывается о том, что значит конец. Наконец он закрывает лицо платком, и хотя ему кажется, что он один, в дверях кухни появляется Клов. На нём пальто, но он не уходит.
- Театр Натори представил пьесу основателя театра абсурда в Японии
- «Последняя лента Крэппа» Сэмюэля Беккета
- «Счастливые дни» Сэмюэля Беккета
- «Долгий путь вниз» Ника Хорнби, краткое содержание
- «Путешествие Энрике» Сони Назарио, краткое содержание
- «Умереть первым» Джеймса Паттерсона, краткое содержание
- «Энтропия» Томаса Пинчона, краткое содержание
- «Эпистемология шкафа» Евы Кософски Седжвик, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?