«Этика» Спинозы, краткое содержание читать ~3 мин.
«Этика» была написана на латыни Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и опубликована посмертно в 1677 году. Построенная с почти математической логикой, «Этика» излагает взгляд Спинозы на Бога как на бесконечное существо, являющееся источником всего сущего, затем рассматривает структуру человеческого разума и человеческие желания и страсти. Далее в книге Спиноза рассматривает, как человек может овладеть своими страстями и достичь счастья и истинной свободы, созерцая истину, которая воплощена в Боге.
Иногда известный под своим латинизированным именем Бенедикт или Бенедиктус, Барух Спиноза был одним из самых значительных философов XVII века. Спиноза родился в еврейской семье в Амстердаме, Нидерланды, работал линзовым мастером и писал свои философские труды на стороне.
Теории Спинозы о Боге, природе и этике часто расходились с традиционной иудео-христианской религиозной доктриной. В результате он неоднократно оказывался в центре споров за свои взгляды. В возрасте 23 лет он был отлучён от еврейской общины, а многие его работы были опубликованы анонимно или под псевдонимами. Мысли Спинозы оказали влияние как на романтическое движение, так и на современную философию с её акцентом на скептицизм, естественные процессы и силу человеческого разума. Самой влиятельной его работой считается «Этика».
В первой части Спиноза утверждает, что Бог – это совершенное, всемогущее, мыслящее существо, которое является причиной своего собственного существования и причиной существования всех других вещей. Все, что вызвано Богом, обязательно следует из его природы; вещи не могут быть иными. Бог отождествляется с природой, или тем, что есть на самом деле. Все вещи, включая человека, являются модусами или следствиями Бога. Таким образом, Бог пронизывает все сущее.
Часть 2 рассматривает человеческий разум в свете этого взгляда на Бога. В некотором смысле, человеческий разум заключён в разуме Бога. Наши мысли, чувства и действия предопределены порядком природы, который зарождается в Божьем разуме. Наша величайшая способность – думать и знать, и есть три вида знания: то, которое приходит из чувственного опыта, то, которое приходит из рассуждений, и то, которое приходит из интуиции, основанной на простой истине вещей, как они существуют в Божьей природе. В отличие от Бога, люди – существа конечные, но поскольку мы происходим из Бога, в нас есть часть вечности.
Затем тексты отходят от абстракции и приобретают более поучительный тон. В третьей части рассматриваются человеческие эмоции, и Спиноза начинает этот обзор с того, что подчёркивает, что люди являются частью природы, а не стоят над ней или контролируют её. Это очевидно, потому что люди совершают действия и испытывают переживания, которые находятся вне нашего контроля. Спиноза называет эти последние переживания страстями или эмоциями и включает в себя обзор нескольких таких эмоций, например, радости и печали.
В части 4 Спиноза объясняет, как страсти порождают несчастье, потому что нами управляют вещи, которых мы не понимаем. Поэтому наше счастье зависит от расширения наших знаний об окружающих нас вещах и, таким образом, от обретения большей власти над собственной жизнью. Неизбежным фактом является то, что нами движет аппетит и инстинкт выживания. В свете этого в части 5 сформулировано, как мы можем достичь счастья: Преследуя свои собственные интересы просвещённым путём, мы можем сделать счастливыми себя и тех, кто нас окружает. Самое большое счастье – знать и любить Бога и поступать добродетельно, что само по себе является наградой.
- «Этика двусмысленности» Симоны де Бовуар, краткое содержание
- «Этика для нового тысячелетия» Далай-ламы, краткое содержание
- «Никомахова этика» Аристотеля, краткое содержание
- «Поэтика» Аристотеля, краткое содержание
- «Поэтика пространства» Гастона Башляра, краткое содержание
- Поэтика японской фотографии в центре эстетического воспитания «Мусейон» от ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Волшебные детские сказки на тему путешествий
- Застольный этикет на Филиппинах
Комментирование недоступно Почему?