«Этика двусмысленности» Симоны де Бовуар, краткое содержание читать ~2 мин.
Опубликованная в 1948 году после Второй мировой войны «Этика двусмысленности» французского философа Симоны де Бовуар (1908-1986) является значительным вкладом в экзистенциалистскую мысль и излагает практическую систему этики. Для экзистенциалиста человеческая свобода имеет первостепенное значение, и де Бовуар утверждает, что вместе со свободой человека приходит этическая ответственность, противостоя тем философам и скептикам, которые говорят, что экзистенциализм не даёт практических рекомендаций о том, как жить дальше.
Это эссе основывается на работе французского экзистенциалиста Жан-Поля Сартра «О бытии и ничтожестве», которая завершается обещанием разработать этическую систему, основанную на экзистенциалистских принципах.
«Этика двусмысленности» затрагивает классические философские понятия: свободу, выбор, ответственность человека и смысл жизни. Чтобы понять значение «Этики двусмысленности» в более широком разговоре об экзистенциализме, важно понять ключевое предположение экзистенциалистской мысли: представление о том, что «существование предшествует сущности» – человеческие существа создают смысл своей жизни посредством выбора и действий. «Этика двусмысленности», таким образом, даёт руководство к тому, какой выбор сделать и как действовать.
Книга состоит из трёх частей, за которыми следует краткое заключение. Де Бовуар открывает книгу эпиграммой французского философа эпохи Возрождения XVI века Мишеля де Монтеня, в которой в одном предложении заключён тезис «Этики двусмысленности»: «Жизнь сама по себе не является ни добром, ни злом, она – место добра и зла, в зависимости от того, какой вы её делаете». Религиозные люди верят, что Бог даёт цель и смысл их жизни, но экзистенциалисты считают, что жизнь – это то, что вы из неё делаете. У человека есть свобода решать, каким занятиям и ценностям он посвятит свою жизнь.
В первой части де Бовуар даёт определение «двусмысленности» и «свободы» – двух понятий, важных для экзистенциализма. Если верить в то, что человек абсолютно свободен, как это делают экзистенциалисты, то из этого следует, что каждый его шаг имеет этическое значение. Даже если человек пытается избежать своей свободы, ничего не делая, это все равно выбор. Таким образом, отношение человека к свободе имеет для де Бовуар первостепенное значение, и в части II она описывает шесть архетипических «способов бытия», каждый из которых связан со способом использования своей свободы.
Часть III, озаглавленная «Позитивный аспект двусмысленности», представляет собой экзистенциалистский призыв к действию. Используя конкретные примеры из Второй мировой войны, часть III явно антитираническая и антифашистская. Бовуар предостерегает от поведения, поддерживающего угнетателей, и вместо этого предлагает практические рекомендации о том, как вести полноценную жизнь в стремлении к экзистенциалистскому идеалу, который, по иронии судьбы, является «благом, которое исполняет себя в стремлении к нему».
- «Спасаясь от гигантской волны» Пег Кехрет, краткое содержание
- «Эревон» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Восстание Эсперансы» Пэм Муньос Райан, краткое содержание
- «Этика» Спинозы, краткое содержание
- «Эрек и Энида» Кретьена де Труа, краткое содержание
- «Второй пол» Симоны де Бовуар, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?