«Евангелие богатства» Эндрю Карнеги, краткое содержание читать ~8 мин.
Эндрю Карнеги написал «Евангелие богатства» в июне 1889 года. Карнеги начинает свой трактат с определения того, что он считает самой важной проблемой современности: “правильное управление богатством, чтобы узы братства по-прежнему связывали богатых и бедных гармоничными отношениями”.
Карнеги упоминает, что в прошлом «не было большой разницы» между условиями жизни лидера общины и её членов. Чтобы доказать свою точку зрения, Карнеги пишет о воспоминании о «посещении сиу»; во время этого посещения он заметил, что резиденция вождя “внешне выглядела так же, как и все остальные”.
Карнеги сравнивает условия жизни сиу с разницей между “дворцом миллионера и коттеджем рабочего в наши дни”, чтобы продемонстрировать изменения в американском обществе, произошедшие за эти годы. Эти изменения не являются негативными, а “необходимы для прогресса (человеческой) расы”. В конце концов, отмечает Карнеги, «старые добрые времена» не были добрыми старыми временами», и, кроме того, “независимо от того, к добру или к худу будут перемены, они настигают нас, и мы не в силах их изменить”.
По мнению Карнеги, объяснение изменениям можно найти в «производстве продукции», которое сейчас требует совсем другого процесса, чем раньше, когда “мастер и подмастерье работали бок о бок, причём последний жил вместе с мастером и, следовательно, находился в тех же условиях”. Теперь, когда благодаря индустриализации продукцию можно производить быстрее и проще, “(бедные) пользуются тем, что богатые раньше не могли себе позволить”. Общество платит за эти изменения высокую цену: поскольку работник и работодатель больше не работают вместе, и, фактически, поскольку “все сношения между ними прекращены”, между ними часто возникают трения.
Подобно цене, которую общество платит за более дешёвые товары, существует “цена, которую общество платит за закон конкуренции”. Несмотря на дорогостоящий характер конкуренции, “хотя закон может быть иногда тяжёлым для индивидуума, он лучше для расы, потому что обеспечивает выживание сильнейших в каждом отделе”. По крайней мере, самые талантливые люди «вскоре создают капитал», и некоторые из этих людей “становятся заинтересованными в фирмах или корпорациях, использующих миллионы”; они вскоре накапливают богатство, поскольку необходимо, чтобы “успешная деятельность была пока прибыльной”.
Карнеги указывает, что противники капиталистической системы, такие как “социалист или анархист, стремящиеся перевернуть существующие условия”, ставят под угрозу цивилизацию в целом, когда оспаривают “право рабочего на свои сто долларов в сберегательной кассе и в равной степени законное право миллионера на свои миллионы”. Индивидуализм, который стремятся уничтожить такие движения, как коммунизм, – это “то, что практически осуществимо в настоящее время”.
Что ещё более важно, “уничтожение высшего существующего типа человека” означает уничтожение “высших результатов человеческого опыта, почвы, на которой общество до сих пор давало лучшие плоды”. Исходя из этого утверждения, Карнеги уверен, что “единственный вопрос, с которым мы должны иметь дело”, заключается в следующем: “Как правильно распорядиться богатством после того, как законы, на которых основана цивилизация, передали его в руки немногих?”.
Карнеги называет три способа использования избыточного богатства. Первый касается случая наследования, когда богатство оставляют выжившим членам семьи, что Карнеги считает «самым неблагоразумным». В подтверждение своих слов он приводит примеры европейских традиций наследования, которые не способны “поддерживать статус наследственного класса”, считая эту практику формой «ошибочной привязанности» к своим детям.
Есть вероятность, что “сыновья миллионеров, не испорченные богатством”, будут хорошо распоряжаться деньгами, которые они не заработали, но, к сожалению, такие сыновья «встречаются редко». Кроме того, если богатый человек честен с самим собой, он “признается себе, что не благополучие детей, а семейная гордость вдохновляет его на такие огромные наследства”.
Второй способ траты богатства – “оставить богатство после смерти на общественные нужды”, что полезно только “при условии, что человек готов подождать до своей смерти, прежде чем оно станет полезным в мире”. Карнеги считает, что эти попытки совершить «посмертное благо» часто могут быть пресечены и “становятся лишь памятниками его глупости”. Хуже того, “люди, оставляющие огромные суммы таким образом, могут справедливо считаться людьми, которые вообще не оставили бы их, если бы могли забрать с собой”.
Карнеги отмечает, что высокие налоги, взимаемые с крупных наследств как в США, так и в Великобритании, “являются обнадёживающим признаком роста значимых изменений в общественном мнении”. Эти налоги являются доказательством того, что государство “осуждает недостойную жизнь эгоистичного миллионера”. На самом деле, “нации должны идти гораздо дальше в этом направлении” и “такие налоги должны быть постепенными”, пока «клад миллионера» не станет собственностью государства. Такой подход “мощно побудит богатого человека к управлению богатством в течение всей его жизни”, что является наиболее выгодным вариантом для общества.
Только один из трёх указанных Карнеги способов использования избыточного богатства является для него приемлемым, и “в этом мы имеем истинное противоядие от временного неравного распределения богатства, примирение богатых и бедных”. Карнеги обещает “идеальное государство, в котором избыточное богатство немногих станет в лучшем смысле собственностью многих”. Его решение намного лучше, чем распределение денег “в небольших количествах среди людей, которые были бы растрачены на потакание аппетиту”.
Решение, предложенное Карнеги, лучше всего иллюстрирует Институт Купера, финансируемый лично г-ном Купером, и “завещанные г-ном Тилденом пять миллионов долларов на бесплатную библиотеку”. Хотя было бы лучше, если бы мистер Тилден “посвятил последние годы своей жизни правильному управлению этой огромной суммой”, чтобы избежать вмешательства других заинтересованных сторон, польза от библиотеки для народа больше, чем если бы “миллионам позволили циркулировать небольшими суммами через руки масс”.
Поскольку богатые люди более удачливы, чем большинство других, они должны быть благодарны за возможность “организовать благотворительность, из которой массы их собратьев извлекут долговременную пользу, и тем самым достойно провести свою собственную жизнь”. Живя по примеру Христа, «трудясь на благо ближних», такие люди выполняют «долг человека Богатства». Жить неприхотливо и обеспечивать своих иждивенцев необходимо, но богатый человек должен также «рассматривать все излишки доходов, которые приходят к нему, просто как целевые фонды», доходы, которые должны «приносить самые полезные результаты для общества». Таким образом, богатый человек становится «агентом и попечителем своих более бедных собратьев», служа им “своей высшей мудростью, делая для них лучше, чем они могли бы или могли сделать для себя”.
Хотя процесс принятия решения о том, какую сумму денег оставить членам семьи, является непростым, состоятельные люди могут применять «правила хорошего вкуса в одежде мужчин и женщин», поскольку “все, что делает человека заметным, нарушает канон”. При использовании излишков богатства или при определении того, какую сумму завещать наследникам, очень важно избегать видимости экстравагантности.
Исследовательские фонды, такие как Институт Купера, и перспектива создания публичной библиотеки являются примерами «наилучшего использования излишков богатства». В конце концов, Карнеги считает, что “одним из серьёзных препятствий на пути совершенствования нашей расы является беспорядочная благотворительность”, которая только «поощряет ленивых, пьяных, недостойных». Такой вид трат он сравнивает с выбрасыванием денег в море. Чтобы подкрепить эту мысль, Карнеги описывает эгоизм писателя, который дал человеку на улице деньги, хотя “писатель имел все основания подозревать, что они будут потрачены не по назначению”. Этот писатель “только удовлетворил свои чувства и спас себя от раздражения”, когда дал человеку деньги – решение, которое Карнеги описывает как «вероятно, один из самых эгоистичных и самых плохих поступков в его жизни».
Отдавая деньги на благотворительность, «главным соображением было бы помочь тем, кто поможет себе сам». Карнеги уверен, что никто не выигрывает от безразборной помощи; на самом деле, те, кто «достоин помощи, за исключением редких случаев, редко нуждаются в ней». Далее Карнеги определяет истинного социального реформатора как человека, который старается «не помогать недостойным» и тем самым поощряет порок.
Богатые люди могут последовать примеру таких магнатов, как “Питер Купер, Енох Пратт из Балтимора, мистер Пратт из Бруклина, сенатор Стэмфорд и другие”, все из которых понимают, что их самый полезный вклад в общество принимает форму “парков и средств отдыха, с помощью которых люди получают пользу для тела и ума; произведений искусства, которые, несомненно, доставят удовольствие и улучшат вкус публики, и общественных учреждений различного рода, которые улучшат общее состояние народа”.
Это решение решает «проблему богатых и бедных», позволяя индивидуализму процветать, а миллионерам разумно использовать свои деньги, “распоряжаясь ими для общества гораздо лучше, чем оно могло или могло бы сделать для себя”. Карнеги предсказывает, что “человек, который умрёт, оставив после себя многие миллионы доступного богатства, которым он распоряжался при жизни, уйдёт из жизни неоплаканным, непочитаемым и невоспетым”. Этим предсказанием Карнеги завершает свой трактат, называя своё произведение «истинным Евангелием о богатстве», которое “принесёт мир на земле и добрую волю между людьми”.
- «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги, краткое содержание
- «Радуга Гравитации» Томаса Пинчона, краткое содержание
- «Девочки как мы: борьба за мир, где девочки не продаются» Рейчел Ллойд, краткое содержание
- «Большие надежды» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- «Джордж» Алекса Джино, краткое содержание
- «Гринлайт» Мэтью МакКонахи, краткое содержание
- «Большая любовь» Уилфреда Оуэна
- «Голос монстра» Патрика Несса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?