«Эвмениды» Эсхила, краткое содержание читать ~5 мин.
Известный как отец трагедии, греческий драматург Эсхил поставил «Эвмениды» в 458 году до нашей эры. Это произведение является последним в трилогии, известной под названием «Орестея»; первые две пьесы – «Агамемнон» и «Носители возлияний». Трилогия рассказывает об убийствах в доме Атрея, элитной греческой семье.
Темы «Евменидов» включают природу мести, верховенство закона и вмешательство высших сил в человеческие дела. В «Агамемноне» и «Носителях возлияний» Агамемнон, греческий царь, одержавший победу над городом Троя, как это описано в «Илиаде» Гомера, убит своей женой Клитемнестрой, которая мстила за бессмысленное убийство своей дочери Ифигении.
Действие «Евменидов» начинается у храма Аполлона, бога музыки и истины, в священном греческом городе Дельфы, который находится в ста пятнадцати милях к северо-западу от Афин. На сцену выходит верховная жрица и возносит хвалу богам. Она уходит в храм Аполлона со сцены, но быстро возвращается, ужаснувшись увиденному. Орест, сын Клитемнестры и Агамемнона, спит в храме с окровавленным мечом в одной руке.
В конце «Носителей возлияний» Орест убил свою мать, чтобы отомстить за смерть отца. Вскоре после этого фурии – три богини, которые мучают смертных за их проступки, – непрерывно преследуют его. Находясь на грани безумия и самоубийства, Орест бежит в Дельфы, чтобы очиститься за своё преступление.
Когда Орест приходит в себя, он встречает самого Аполлона. Аполлон – покровитель Дельф. Аполлон говорит, что фурии доведут его до безумия, если он не отправится в Афины и не добьётся справедливого суда у Афины, богини мудрости и справедливости. Пока фурии спят, Аполлон наделяет Ореста силой духа, чтобы тот смог бежать и отправиться в Афины. Назначенный посланник богов Гермес защищает Ореста на пути в Афины. Но все осложняется тем, что призрак Клитемнестры приходит к фуриям, чтобы разбудить их. Она призывает их отомстить за её жизнь и свести с ума её сына Ореста.
Фурии разгневаны на Аполлона за то, что он позволил Оресту сбежать. В греческом хоре фурии протестуют против вмешательства младших богов, таких как Аполлон и Афина, в исполнение их традиционных представлений о справедливости. Фурии встречаются с Аполлоном перед его храмом. Они спорят о том, кто имеет право убивать кого-либо: Орест и Клитемнестра, в конце концов, отомстили за смерть кровного родственника, убив другого кровного родственника. Фурии успешно находят Ореста в Афинах.
Орест умоляет Афину завершить очищение его преступления. Афине он также предлагает использовать его многочисленную армию. Фурии насмехаются над ним и начинают скандировать заклинания, которые парализуют Ореста. Они рассказывают о своём предназначении в этом мире: наводить ослепляющий ужас на тех, кто (подобно Оресту) совершил ужасные злодеяния. Появляется Афина. Она спрашивает, почему фурии считают, что Орест заслуживает их наказания. Они отвечают, что он убил свою мать.
Когда Афина спрашивает, почему он убил свою мать, они отвечают, что это совершенно неважно, он должен быть наказан. Чтобы быть справедливой, Афина приказывает, чтобы Орест предстал перед судом в Афинах. Поскольку Афина почтительно предлагает им это, фурии соглашаются. Орест также соглашается. Она созывает жюри из двенадцати человек, состоящее из афинских граждан.
В ожидании суда фурии в очередном греческом хоре сетуют на то, что новые методы Афины поставят крест на истинном правосудии. Фурии считают, что справедливость поддерживается страхом; если другие греки услышат, что Орест не был наказан за смерть матери, то никто не будет колебаться, убивать ли собственных отца и мать.
Позже Афина говорит, что страх – необходимая часть правосудия, но лучше всего с ним справится суд, а не группа безумных женщин. Во время суда Аполлон выступает как свидетель и обвинитель Ореста. Фурии спрашивают, почему он убил свою мать. Он отвечает, что так велела ему пророчица Аполлона, а память об отце подтолкнула его к этому. Тогда Орест спрашивает, почему фурии никогда не мучили Клитемнестру за убийство мужа.
Они не вмешивались, потому что она не убила кровного родственника. Аполлон говорит, что его оракулы никогда не издают приказов, противоречащих воле Зевса. Поскольку Зевс следит за всеми вопросами правосудия, все, что говорят оракулы, по умолчанию одобрено Зевсом. Фурии приводят веские аргументы, чтобы опровергнуть это утверждение.
Аполлон прямо говорит Афине, что предоставит больше ресурсов её городу, если Орест будет помилован. Выслушав все аргументы, присяжные голосуют с идеальным раскладом 6-6. Афина должна сделать перелом. Она подаёт свой голос: Орест не должен быть убит за свой поступок. Она считает, что отец важнее матери (это объясняется женоненавистничеством в Древней Греции и личным предубеждением Афины: в греческой мифологии у Афины не было матери, и она полностью сформировалась из лба Зевса). Он благодарит всех, говорит, что его города навсегда останутся союзниками Афин, и уходит со сцены.
Фурии в ярости. Они недоумевают, почему такая молодая богиня, как Афина, может посягать на власть старших богов, таких как фурии. Они танцуют, угрожая отравить всех афинян и развязать гражданскую войну. Афина доказывает, что они должны использовать свои значительные полномочия по наблюдению и принуждению на благо Афин. Она обещает им убежище в Афинах и говорит, что воздвигнет храмы в их честь. Когда они всё ещё отказываются, Афина напоминает им, что она всего лишь бог, имеющий доступ к молниям Зевса; если они выйдут из-под контроля, она может поразить их насмерть. Но фуриям все равно. Тогда Афина говорит, что уже оказала им почести, и только от них зависит, примут они эти почести или нет.
Понимая, что они уже что-то получили, фурии наконец прислушиваются к Афине. Афина говорит, что для того, чтобы и дальше получать эти почести, женщины должны проявлять милосердие, благодарность и благодать по отношению ко всем людям. Фурии соглашаются на эти новые роли. Афина называет их «эвменидами», что переводится как «добрые». Афина также постановляет, что будущие споры должны решаться в общественном суде, а не в злонамеренном, произвольном и беспорядочном правосудии, как в доме Атрея.
Комментирование недоступно Почему?