«Евтифрон» Платона, краткое содержание читать ~4 мин.
Философ Сократ и человек по имени Евтифрон встречаются в суде магистрата, отвечающего за религиозное право. Они узнают, что им обоим предстоит выступить в суде. Сократ объясняет, что молодой человек по имени Мелет обвинил его в том, что он развращает афинскую молодёжь, подвергая сомнению традиционные представления о богах и вводя новых богов.
Евтифрон говорит, что он тоже получал подобные обвинения раньше, и что нужно «встретить их лоб в лоб». Сократ отвечает, что его ситуация более серьёзная, поскольку в отличие от Евтифроно он учит своим убеждениям других и тем самым вызывает большее осуждение. Евтифрон оптимистично предсказывает, что просьба Сократа будет успешной.
Евтифрон объясняет, что пришёл в суд, чтобы выдвинуть обвинение против своего отца за убийство наёмного работника, который напился и перерезал горло рабу. Отец Евтифроно оставил работника связанным в канаве, пока ждал, что делать, и тот умер от голода и облучения. Родственники Евтифроно сердятся на него за то, что он преследует собственного отца за убийцу, совершая тем самым акт нечестивости по отношению к отцу. Евтифрон считает это серьёзным непониманием природы и требований благочестия.
Заберите бумажную книгу себе навсегда
Скидки внутри!
Платон
Диалоги. Протагор, Большой Иппий, Иппий Меньший, Евтидем, Евтифрон, Апология Сократа, Критрон
Платон
Платон. Диалоги (’Протагор’, ’Ион’, ’Евтифрон’, ’Парменид’)
Платон
Полное собрание сочинений в одном томе
Платон
Ион, Протагор и другие диалоги
Сократ заявляет, что раз Евтифрон такой знаток святости и благочестия, то он (Сократ) должен стать его учеником, и это поможет ему защитить себя в его тяжбе с Мелетом. Сократ начинает с того, что просит Евтифроно рассказать о святости и благочестии. Евтифрон отвечает, определяя святость как то, чем он сейчас занимается: “преследование преступника за убийство или святотатственную кражу… независимо от того, является ли этот человек его отцом, матерью или вообще кем-либо другим”. Евтифрон защищает свои действия по отношению к отцу, ссылаясь на Зевса, который заключил в тюрьму собственного отца за то, что тот проглотил своих сыновей.
Сократ отвечает, что Евтифрон просто привёл пример святости, а не дал её определение. Сократ призывает Евтифроно предложить «универсальное определение» или «единый стандарт» святости. Евтифрон предлагает следующее определение: “То, что угодно богам, свято, а то, что не угодно, не свято”. Сократ не соглашается с этим, потому что боги часто расходятся во мнениях о том, что свято. Евтифрон изменяет своё определение: Святое – это “то, что одобряют все боги”, а несвятое – “то, что не одобряют все боги”.
Однако Сократ хочет пойти дальше и выяснить сущностную основу святости. Он ставит вопрос следующим образом: Святое одобряется богами потому, что оно свято, или оно свято потому, что одобряется богами? Сократ отдаёт предпочтение первому варианту, заявляя, что вещь «получает одобрение, потому что она свята: она не свята по причине того, что получает одобрение».
В этот момент Сократ обвиняет Евтифроно в том, что тот избегает описывать сущность святости, а лишь описывает её атрибуты. Евтифрон соглашается с предположением Сократа, что святость – это разновидность справедливости: “Все святое справедливо”. Затем Сократ хочет выяснить, каким именно видом справедливости является святость. Евтифрон отвечает, что святость – это та часть справедливости, которая «связана с заботой о богах».
Сократу не нравится фраза «заботиться», потому что она подразумевает, что человек каким-то образом улучшает или приносит пользу богам, что кажется невозможным. Евтифрон уточняет свою фразу, уподобляя «заботу о богах» заботе рабов о своих хозяевах. Теперь Сократ спрашивает, какова цель или конечный результат такого служения богам. Евтифрон отвечает, что она заключается в умении молиться и приносить жертвы так, чтобы угодить богам и принести удачу домочадцам и городу. В противоположном случае, если боги будут недовольны, это приведёт к гибели.
Отсюда Сократ делает вывод, что “жертвоприношение – это подношение богам, а молитва – это просьба к ним”. Таким образом, святость – это своего рода “умение торговать между богами и людьми”. Итак, Сократ спрашивает: Что боги получают от этой торговли, что им выгодно?
Евтифрон отвечает, что единственная выгода, которую боги получают от нас, – это почёт, уважение и удовлетворение. Сократ понимает, что они вернулись к мысли о том, что святое – это то, что одобрено богами, но так и не пришли к пониманию того, что же такое святое.
Сократ все настойчивее призывает Евтифрону дать определение; он должен знать, ведь он взял на себя ответственность преследовать собственного отца и тем самым рискует вызвать недовольство богов, если он ошибся в святости. Евтифрон отстраняется от разговора, так как у него назначена срочная встреча. Сократ с некоторой иронией сетует, что теперь он никогда не узнает от Евтифроно, что такое святость, и таким образом сможет защитить себя от обвинений Мелета.
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Теэтет» Платона, краткое содержание
- Горгиас
- «Ион» Платона, краткое содержание
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
Комментирование недоступно Почему?