«Теэтет» Платона, краткое содержание читать ~7 мин.
«Теэтет» – один из диалогов Платона, написанный около 369 года до нашей эры. Это диалог между Сократом и математиком Теэтетом, в котором они пытаются определить понятие «знание». Живший в период с 428 по 347 гг. до н.э., Платон был одним из учеников Сократа, и многое из того, что мы знаем о философии Сократа, почерпнуто из трудов Платона. Платон, а также другие ученики Сократа (такие как Аристотель и Ксенофонт), заложили основу современной западной философии.
Платону приписывают тридцать пять диалогов, хотя неизвестно, действительно ли он написал их все. Существует также неопределённость относительно того, в каком порядке Платон писал свои диалоги и сколько раз они пересматривались. Однако, об их порядке можно сделать предположение основываясь на стиле письма. Поэтому его диалоги разделены на три периода: ранний, средний и поздний. Исходя из стиля написания, «Теэтет» попадает в категорию «поздних», хотя и находится в самом начале. Независимо от того, в какую эпоху он был написан, Платон никогда не включает себя в диалог в качестве персонажа.
Содержание
В 365 году до н.э. у ворот города Мегара Эвклеид и Терпсион слышат, как раб читает Эвклеиду воспоминания о дискуссии, состоявшейся в 399 году до н.э. В этой беседе ученик Теэтет представляется Сократу своим учителем Теодором.
Сократ спрашивает Теэтета, что такое знание, что предопределяет продолжение беседы. Теэтет отвечает на вопрос Сократа, называя традиционные академические примеры знания: геометрия, арифметика, астрономия. Сократ говорит Теэтету, что примеры – это не то же самое, что определение, и Теэтет соглашается. Тогда Сократ предлагает Теэтету помочь ему дать определение знания, сравнивая себя с повитухой: его долг – помочь другим родить то знание, которым они обладают.
После аналогии Сократа Теэтет предлагает более приемлемое определение знания: «Знание – это восприятие». Далее следует дискуссия о восприятии и релятивизме, в ходе которой Сократ в конечном итоге приходит к выводу, что восприятие и знание – это разные вещи.
Затем Теэтет предлагает третье определение знания, в котором знание определяется как «истинное убеждение». Сократ спрашивает Теэтета, что такое ложное убеждение и оба пытаются придумать ложное убеждение. Они пытаются пять раз и каждый раз им не удаётся придумать ложное убеждение. Тогда Сократ отвергает новое определение Теэтета на том основании, что случайное истинное убеждение не может считаться «знанием».
Теэтет уточняет своё определение, утверждая, что знание – это «истинное убеждение с примером (logos)». Теэтет и Сократ обсуждают, что означает «логос», и в итоге оба остаются без ответа. Диалог заканчивается тем, что Сократ говорит Теэтету, что все, что они вдвоём произвели, – это «ветряные яйца». Он уходит, чтобы предстать перед судом.
Список персонажей
Теэтет
Ученик математика Теодоруса, которого Теодорус хвалит в разговоре с Сократом. Сократ заинтригован описанием Теодора и просит его прийти поговорить с ним. Теэтет, встретив Сократа, спрашивает его, что такое «знание». Он отвечает, что не знает, но хочет продолжить разговор с Сократом, чтобы попытаться выяснить это.
Сократ
Философ и друг Теодоруса. Сократ спрашивает Теэтета, что такое «знание», и Теэтет говорит, что не знает, как ответить на этот вопрос. Сократ уверяет его, что он готов помочь ему разобраться в этом, сравнивая себя с акушеркой. Однако вместо того, чтобы помогать принимать роды, Сократ помогает людям родить мысль. Поэтому он направляет Теэтета в ходе беседы, пока тот пытается понять, что значит обладать знанием.
Евклид из Мегары
Евклид из Мегары открывает диалог, рассказывая своему другу Терпсиону о диалоге между Сократом и Теэтетом. Диалог, по его словам, относится к тому времени, когда Теэтет был ещё молод. Разговор Эвклида из Мегары с Терпсионом выступает в качестве рамки для самого диалога.
Терпсион
Друг Евклида из Мегары, который читает диалог Сократа и Теэтета вместе с Евклидом из Мегары.
Темы
Знание
Диалог Платона посвящён беседе между Сократом и учеником по имени Теэтет, в которой Сократ просит Теэтета дать определение понятию «знание». На протяжении всей беседы Сократ задаёт Теэтету вопросы, чтобы заставить его пересмотреть и уточнить свои определения. Например, в начале диалога Сократ спрашивает, являются ли знание и мудрость одним и тем же, на что Теэтет отвечает утвердительно. Однако после некоторой подсказки Теэтет меняет своё мнение.
Истина
Сократ проводит значительную часть диалога, обсуждая утверждение Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», утверждение, которое придаёт авторитет индивидуальному мнению каждого. Это известно как релятивизм. Теэтет соглашается с тем, что истины (или мнения) каждого человека относительны по отношению к нему самому, но Сократ заставляет его пересмотреть своё согласие с Протагором. Сократ опровергает утверждение Протагора, указывая на то, что хотя все придерживаются различных мнений, это не означает, что каждое мнение является правильным или истинным.
Обучение и учение
Обучение и учение – одна из главных тем «Теэтета». Он ожидает, что Сократ станет его учителем в выяснении того, что такое знание, но Сократ говорит ему, что он «бесплоден в отношении мудрости», и его задача – помочь Теэтету «родить» его собственную мудрость. Однако, таким образом, Сократ все равно выступает в роли учителя Теэтета: он направляет его и помогает ему открыть собственное знание. Хотя Сократ не говорит Теэтету ответ на вопрос, что такое знание, он все же учит его, как найти этот ответ. Точно так же Теэтет выступает в роли учителя Сократа, выясняя, что такое знание. И Теэтет, и Сократ одновременно являются учителями и учениками друг друга, демонстрируя изменчивость и взаимосвязанность этих ролей.
Чтобы понять это произведение искусства и философии, читатель должен подумать о том, что, возможно, Платон имеет в виду то, что говорит Сократ, и хотя Сократ говорит это Теэтету, Платон говорит это читателю. Когда Сократ поправляет Теэтета за то, что тот дал ему ответ на его первый вопрос «Что такое знание?». Платон также поправляет нас. Ошибка Теэтета проста: Вместо того чтобы метакогнитивно задуматься о том, что такое знание (в философии этот вопрос известен как эпистемология), он отвечает со своей точки зрения.
Вместо того чтобы рассматривать знание с точки зрения его полезности, Сократ вырабатывает новую гипотетическую точку зрения с помощью вопроса. Обратите внимание, что метод Сократа – это не то, что сегодня люди назвали бы «сократовским методом», потому что вместо того, чтобы позволить ученикам учить себя самим с помощью открытых вопросов, Сократ чётко наставляет Теэтета с помощью наводящих вопросов и вызывающей риторики, и, как обычно, есть аудитория учеников, но опять же, в истинном сократовском диалоге должен быть конкретный ученик, достаточно смелый и компетентный, чтобы правильно ответить учителю.
Это означает, что хотя кажется, что студенты учатся, на самом деле они не учатся. Вместо того, чтобы учитель читал лекцию, он медленно ставит под сомнение предположения учеников, пока они не осознают всю тяжесть своих предположений. Просто нет удовлетворительной причины не анализировать саму природу реальности в этом вопросе, потому что, в конце концов, как замечает Сократ, человеческие существа привыкли к знанию и разуму, так что это кажется нормальным, но если принять философский смысл аргументов Сократа, то подразумевается, что реальность основана на порядке, а знание – это правильное понимание «логоса». Тем временем Сократа судят, и читатель знает, что он умрёт. Он размышляет о природе реальности, потому что скоро умрёт.
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- «Евтифрон» Платона, краткое содержание
- «Республика» Платона, описание и анализ
- Горгиас
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
Комментирование недоступно Почему?