«Федр» Платона, краткое содержание читать ~10 мин.
Учёные расходятся во мнениях относительно даты написания «Федра» Платона. Вторая речь Сократа возможно, намекает на многие идеи, высказанные Платоном в «Мено», «Федре» и «Республике». Следовательно, дата написания была с определённой уверенностью помещена между 375 и 365 годами до нашей эры.
В отличие от многих других платоновских диалогов, «Федр» – это буквально диалог, разговор исключительно между двумя людьми. В диалоге с молодым любителем речи Федром Сократ развивает идеи о природе эроса, риторики, философии и души. Немецкий теолог и философ Фридрих Шлейермахер отмечал, что диалог “обычно носит второе название «Или о прекрасном»; иногда его называли «О любви и разуме»”.
Такие названия – несомненно, добавленные рукой более поздней, чем Платон, – свидетельствуют о фундаментальной неопределённости центральной темы диалога. В первой половине диалога рассматривается тема эроса, в то время как во второй половине происходит, как кажется, явный перерыв для рассмотрения риторики. Служит ли философия, или «Ум», объединяющей темой? Этот мета-вопрос лежит в основе многих вопросов, которые диалог поднимает напрямую.
Федр – это во многом странный, несократовский диалог. Во-первых, Сократ покидает пределы Афин. Оказавшись в сельской местности, он вдохновляется божественным безумием богов и нимф, чтобы произносить речи. Учитывая демонстрируемое Сократом отвращение к длинным речам, великолепная вторая речь Сократа столь же удивительна, как и его непреодолимое желание услышать речь Лисия о любви.
Что это значило для Платона? Верил ли Платон взглядам, представленным Сократом? Помните, что в сократовском диалоге всегда есть как минимум два разговора: один – между Сократом и собеседником, а другой – между Платоном и читателем. О чем Платон побуждает читателя задуматься, изучая взаимодействие между Сократом и Федром?
Более полное введение в диалог и его место среди других платоновских диалогов см. во введении к изданию Нехамаса и Вудраффа.
Сюжет
Сократ встречает Федра в Афинах. Федр провёл утро, слушая речь Лисия о любви, и теперь хочет прогуляться за городом. Поскольку Сократ проявляет большой интерес к тому, чтобы послушать речь Лисия, Федру удаётся выманить его за город. У Федра под рукой есть копия речи Лисия, и он прочтёт её Сократу.
В речи Лисия утверждается, что в однополых отношениях юноша не должен оказывать свои услуги влюблённому в него. Влюблённый, утверждает Лисий, безумен и, как таковой, подвержен нездоровым наклонностям, которые не могут принести пользу мальчику. Нелюбовник же, напротив, предложит мальчику стабильную и поучительную дружбу.
Федр считает эту речь превосходной в том смысле, что она предлагает обширную аргументацию по рассматриваемой теме. Но Сократ не разделяет восхищения Федра. Он опровергает мнение Федра, утверждая, что Лисия больше интересовал стиль, чем содержание. Более того, что касается содержания, Сократ утверждает, что он может составить лучшую речь на основе идей, заимствованных у других писателей.
Первая речь Сократа представляет собой противопоставление аргументу Лисия. Вместо того чтобы рассказывать о преимуществах нелюбящего, Сократ обращается к негативному влиянию любящего. Любовь, или эрос, – это форма безумия, при которой врождённое стремление к прекрасному подавляет чувство морали и контроля. Такое безумие разрушает и душу, и тело юноши и не принесёт ему никакой пользы. Этим аргументом Сократ заканчивает свою речь.
Однако Федр остаётся неудовлетворённым: он думал, что Сократ собирается продолжить и рассказать о преимуществах любовника. Сократ оправдывает своё заключение, говоря, что его вдохновили нимфы и он не хотел увлекаться. Но когда Сократ собирается вернуться в Афины, появляется божественное знамение и предостерегает его от преждевременного возвращения. Сократ интерпретирует это как знак того, что он оскорбил богов. Поэтому он решает исправить ситуацию, произнеся вторую речь об эросе.
Вторая речь Сократа, известная как его Великая речь, устанавливает всеобъемлющее значение эроса в жизни. Существует четыре вида божественного безумия, происходящих от Аполлона, Диониса, муз и Афродиты – последнее из них – эрос. Чтобы понять, что любовь – это божественное и благотворное безумие, Сократ уподобляет душу колеснице с двумя лошадьми и возницей. Величайшее благо для души – вырастить крылья и летать по небесам вместе с богами. Если душа сильна и управляет своими конями, она улавливает за небесами такие истинные Идеи, как Красота и Самопознание. Души людей, однако, все имеют плохого коня и в конце концов падают обратно на землю. Теперь, когда душа видит на земле прекрасного юношу, она вспоминает о том видении Красоты, которое она видела за небесами. В результате возникает тоска – эрос. Душа, которая сможет контролировать эту тоску, получит благословение философа – раннее возвращение на небеса через три тысячи лет вместо десяти тысяч лет.
После того как Сократ заканчивает свою Великую речь, диалог переходит к обсуждению риторики и письма. Федр находится под влиянием софистического взгляда на риторику, который утверждает, что в искусстве риторики убеждение преобладает над истиной. Сократ опровергает этот аргумент, демонстрируя пагубное влияние речи без знания истины. Риторика, по сути, направляет душу. Поэтому ритор должен понимать души различных аудиторий и говорить соответственно. Такое понимание невозможно почерпнуть из книг по риторике. Настоящая риторика включает в себя диалектику, которая предполагает сбор и разделение знаний о предмете естественным образом. Это искусство диалектики можно приобрести только путём систематического философствования о природе жизни и души. Таким образом, по мнению Сократа, истинное искусство говорить предназначено только для философов.
Последняя тема дискуссии между Сократом и Лисиасом касается технологии письма. Сократ рассказывает миф о боге Теуте, который открыл письменность и передал её египтянам. Когда Теут представил письменность египетскому царю Фамусу, он провозгласил её как устройство, которое увеличит мудрость и память. Но Фамус ответил, что письмо скорее увеличит забывчивость, чем память. Ведь вместо того, чтобы усваивать и понимать вещи, ученики будут полагаться на письмо, чтобы напомнить себе о различных вопросах. Более того, ученики будут подвержены многим идеям без должного обдумывания. В связи с этим Сократ критикует письмо в основном за то, что оно не является речью: оно не может различать аудиторию и отвечать на вопросы или критику. Философ, таким образом, использует диалектическое письмо, да и то лишь для собственного развлечения.
Подтвердив важность философии как для устной, так и для письменной речи, Федр и Сократ отправляются в обратный путь в город.
Список персонажей
Сократ
Сократ – друг и иногда наставник Федра. Подробнее о Сократе читайте в разделе «О Платоне» в разделе «Дополнительное содержание» или перейдите по этой ссылке.
Федр
Федр – друг Сократа и преданный последователь Лисия. Он любит речи и стремится стать великим оратором.
Лисий
Лисий – знаменитый ритор, заочно названный в диалоге. Он сын Цефала, который фигурирует в «Республике» Платона.
Темы
Полис
Сократ – человек города, или полиса, независимо от того, согласен он с его режимом или нет. Поскольку он получает огромное удовольствие от общения с жителями Афин, у него нет причин выходить за пределы городских стен. Однако Федру удаётся заманить Сократа в сельскую местность, где Сократ оказывается совершенно не в своей тарелке. За пределами полиса нимфы и боги овладевают Сократом и вдохновляют его на произнесение двух речей. Таким образом, обстановка играет важную роль в диалоге и может служить для демонстрации характеристик определённого типа безумия (см. «Безумие» ниже).
Мифы
В начале диалога Сократ говорит о возможности демифологизации мифа о Борее и Орейтуе. Он утверждает, что при наличии достаточного времени можно было бы пересказать события, о которых говорится в мифе, с помощью естественных и логических объяснений. Тем не менее, мифы в их метафорическом аспекте оказываются полезными для Сократа.
На протяжении всего «Федра» Сократ ссылается на различные мифы и даже придумывает их для аргументации. Возможно, нехарактерное для Сократа уважение к мифам и традиционной теологии объясняется обстановкой вне полиса. Однако помимо того, что мы отмечаем повествовательное влияние богов и нимф, нам следует задуматься о роли, которую мифы играют в диалоге. Опирается ли Сократ на мифы, подрывая или поддерживая свои философские догадки?
Платоновская душа
Сократ сравнивает души людей и богов с колесницами, ведомыми двумя крылатыми конями. Боги обладают лошадьми исключительно хорошей породы и поэтому могут вечно летать в небесах. Души людей, однако, отягощены сочетанием хорошей и плохой лошади: их неизбежно тянет вниз, на землю. Оказавшись на земле, все души должны ждать десять тысяч лет, прежде чем отрастить свои крылья – за исключением философов, которые могут отрастить крылья и вернуться на небо через три тысячи лет.
Человеческая душа играет решающую роль в «Федре», потому что она связана и с эросом, и с риторикой; могут ли эти вещи держать под контролем обоих коней или хотя бы одного или другого? Правильный подход к эросу и риторике квалифицирует душу как философскую, и такая душа, соответственно, получает summum bonum – скорейшее возвращение на небеса.
Безумие
Безумие сначала критикуется за его негативное влияние на педерастические отношения. Оно делает старшего мужчину иррациональным и чрезмерным и тем самым лишает мальчика надёжного, дружелюбного наставника. Однако во второй речи Сократа показано, что безумие также имеет огромное значение в жизни. Существует четыре вида божественного безумия – от Аполлона, Диониса, муз и Афродиты, – которые приносят душе огромную пользу. В «Федре» особенно подробно рассматривается четвёртый вид безумия – безумие любви, или эрос.
Эрос
В «Республике» Платона эрос рассматривается как опасная, но важная часть души философа. Аналогично в «Федре» Сократ показывает эрос как божественное безумие, которое душа философа должна уметь контролировать. В педерастических отношениях эрос возникает у тех, кому удалось мельком увидеть истинную Красоту во время путешествия по небесам.
Красота мальчика вызывает воспоминание об этой идеальной Красоте. Соответственно, душа жаждет приблизиться к мальчику. Если это желание сдержанно, мужчина выполнит свою часть платонических отношений и внесёт вклад в благополучие души. Таково состояние любого созерцателя красоты, который контролирует свои желания ради своей души.
Риторика
Во второй половине «Федра» исследуется природа риторики. Сократ и Федр обсуждают хорошее и плохое в риторике, её связь с философией, её состав и структуру, и, наконец, разницу между риторикой письма и риторикой речи. Дискуссия также служит критикой предыдущих речей. Тема эроса, однако, по большей части не упоминается в явном виде, хотя убеждающая сила риторики часто использует эрос. Хотя дискуссии о риторике и эросе сходятся в своих последствиях для понимания природы философии, очевидное расхождение между этими двумя частями диалога остаётся популярной темой дебатов.
Писательство
В конце обсуждения риторики Сократ прибегает к мифу о Теуте для критики письменности. Проблема письма, по сути, заключается в том, что у него нет оратора, или «отца». В отличие от речи, письмо состоит из постоянных знаков и не может быть изменено: оно не может ни защищаться, ни различать аудиторию, чтобы изменить свои аргументы.
Поэтому, утверждает Сократ, большинство письменных произведений уступает речи. Эта язвительная критика письма вызвала много дискуссий – во-первых, потому что она, как представляется, подрывает само письмо «Федра». По этой причине читатель может намеренно искать признаки того, что Платон пытается «говорить» с читателями через тонкости и нюансы диалога – и может обнаружить нечто, что Платон оставил для глубоких читателей.
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Теэтет» Платона, краткое содержание
- «Евтифрон» Платона, краткое содержание
- «Республика» Платона, описание и анализ
- Горгиас
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
Комментирование недоступно Почему?