«Фриндла» Эндрю Клементса, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман 1996 года для подростков, написанный детским писателем Эндрю Клементсом и проиллюстрированный Брайаном Селзником. Повесть рассказывает о мальчике из пятого класса по имени Ник Аллен, который – как для развлечения, так и для того, чтобы досадить своему строгому учителю иностранных языков, особо трепетно относящемуся к словарному запасу, – придумывает новое слово для обозначения «ручки»: «фриндла».
Новое слово Ника привлекает больше внимания, чем он ожидал, и вскоре город и страна вступают в спор о том, как люди должны использовать словарный запас.
В романе рассматриваются темы различия взглядов взрослых и учеников, поступки и их последствия, а также сила языка. В разработке тем и персонажей Клементс черпает вдохновение из своего опыта преподавания в четвёртом классе, восьмом классе и средней школе.
С 1985 года Клементс опубликовал более 80 книг, включая «Extra Credit» и «No Talking». Роман «Фриндла» – его первый и самый признанный критиками роман, получивший 48 наград и номинаций, таких как премия Кристофера (1997) и премия «Феникс» (2016), которая присуждается книгам, ставшим со временем более влиятельными, и подтверждает его репутацию современной классики.
Николас «Ник» Аллен переходит в пятый класс начальной школы Линкольна в Вестфилде, штат Нью-Гэмпшир, имея давнюю репутацию любителя устраивать неприятности. Ему нравится воплощать творческие идеи в реальность, реализовывать своё воображение настолько, насколько это возможно, пока он не попадёт в беду.
В начальной школе он учится без особых последствий, но когда он переходит в пятый класс, он встречает свою пару: Миссис Грейнджер, учительницу иностранных языков, страстно любящую лексику, уважающую традиции и не терпящую глупостей. В первый учебный день Ник решает сбить миссис Грейнджер с пути, но его план срывается. Он спрашивает её об истории слов, делая стратегический комплимент её массивному словарю, стоящему перед кабинетом, но миссис Грейнджер отклоняет его вопрос, назначая его темой исследовательского доклада.
Вечером расстроенный Ник начинает писать доклад, и тут ему в голову приходит идея. На следующий день он представляет длинный, обстоятельный доклад, который занимает большую часть урока миссис Грейнджер – это окончательная потеря времени. Когда миссис Грейнджер наконец прерывает его, он спрашивает, почему люди используют те слова, которые они используют. Миссис Грейнджер отвечает, что все, кто говорит на каком-либо языке, пополняют свой словарный запас, просто разговаривая друг с другом и понимая друг друга, а затем она решительно заканчивает урок.
После обеда, когда Ник шёл домой из школы, он подобрал на обочине дороги золотое перо, и у него возникла новая замечательная идея: вместо того чтобы называть этот предмет пером, он назовёт его фриндлой и убедит своих одноклассников сделать то же самое. Как сказала миссис Грейнджер, если все будут использовать и понимать его новое слово, то оно может стать настоящим словом.
Ник и его одноклассники клянутся использовать только слово «фриндла» вместо «перо», к большому раздражению миссис Грейнджер. Эта идея начинает вызывать проблемы в школе, когда это слово начинают использовать другие классы.
Миссис Грейнджер задерживает учеников после уроков, если слышит, что они говорят «фриндла» вместо «перо», что вызывает недовольство родителей. В результате директор школы, миссис Чатем, посещает дом Алленов в надежде положить конец выходкам Ника, но, к всеобщему удивлению, мама Ника защищает безобидное творчество своего сына. Ник понимает, что даже если бы он пообещал прекратить использовать это слово, его используют столько других людей, что он не смог бы заставить его исчезнуть, даже если бы захотел.
Джуди Морган, репортёр местной газеты, услышав о драматическом переполохе в начальной школе Линкольна, начинает расследование. Поговорив с миссис Чатем, миссис Грейнджер и Ником, она пишет сенсационную статью, которая вовлекает в спор весь город. Миссис Чатем в ужасе от такой огласки, но и миссис Грейнджер, и Ник стоят на своём. Другие более влиятельные новостные агентства узнают об этой истории, и вскоре фриндла становится национальным феноменом.
Вернувшись в Вестфилд, местный предприниматель Бад Лоуренс спокойно получает прибыль, продавая слово «фриндла» без консультации с семьёй Алленов. Когда адвокат предупреждает его о возможном судебном иске, Бад привлекает отца Ника. Мистер Аллен не хочет сам заниматься мерчендайзингом и не хочет, чтобы его сын потерял свою справедливую долю прибыли, поэтому он заключает сделку с Бадом. Деньги идут прямо в трастовый фонд для колледжа Ника. Ник и не подозревает, что его простая идея однажды оставит ему огромное наследство.
Хотя феномен фриндлы бурно развивается по всей стране, он становится обыденным в Вестфилде, где ажиотаж спадает. Все живут дальше, кроме Ника, который теперь опасается того переполоха, который вызвала его идея. Он начинает подавлять свои идеи в страхе перед неожиданными последствиями, что в свою очередь заглушает его яркую индивидуальность. Миссис Грейнджер замечает эту перемену в Нике: он стал тише и больше не шутит с друзьями, на что она обращает внимание в последний день пятого класса. Она уверяет Ника, что он не сделал ничего плохого, поощряет его идти на риск и продолжать вынашивать идеи. Ее поддержка помогает Нику вновь обрести уверенность в себе, и он продолжает воплощать новые идеи на протяжении всей средней школы и колледжа.
Десять лет спустя, когда Ник учится в колледже, он получает посылку от миссис Грейнджер с двумя записками и последним изданием словаря Вебстера. Одна записка направляет его на страницу словаря, где Ник находит первое официальное признание фриндлы. В другой записке Ника поздравляют с победой в игре; его слово выдержало испытание временем и теперь является частью английского языка.
Понимая, что миссис Грейнджер поддерживала его все это время, Ник, получивший доступ к трастовому фонду, организованному его отцом и Бадом Лоуренсом, учреждает стипендию в колледже на имя миссис Грейнджер и дарит ей ручку с разрешением называть её любым именем.
- «Без разговоров» Эндрю Клементса, краткое содержание
- «Деньги на обед» Эндрю Клементса, краткое содержание
- «Скромное предложение» Джонатана Свифта, краткое содержание
- «Из крови и пепла» Дженнифер Л. Арментроут, краткое содержание
- «Смешной мальчик» Шьяма Сельвадурая, краткое содержание
- «Цветы на чердаке» Вирджинии Си Эндрюс, краткое содержание
- «Фурия» Ямиле Саид Мендес, краткое содержание
- «Флэш» Карла Хиасена, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?