«Грендель» Джона Гарднера, краткое содержание читать ~4 мин.
Роман Джона Гарднера 1971 года «Грендель» – это пересказ истории «Беовульф», англосаксонской эпической поэмы VI века, с точки зрения злодея, чудовища Гренделя. В «Гренделе» чудовище Грендель – антигерой, бросающий вызов условностям традиционно героического поведения и пытающийся понять мир, в котором он живёт.
В 1982 году в крупных городах Америки вышла анимационная австралийская экранизация романа под названием «Грендель Грендель Грендель», обращённая в первую очередь к зрителям артхаусного кино.
События романа нелинейны, а характеристика главного героя яркая. Роман также раскрывает противоборствующие философии, когда Грендель рассказывает свою версию истории и описывает свои встречи с другими существами и людьми.
Грендель – глубокий мыслитель и чувствительный чувственник, и он описывает своё состояние взрослой экзистенциальной тревоги с самоуничижительным юмором, поэзией и, временами, яростью, подобающей одному из самых страшных чудовищ мифологии.
Американский писатель Гарднер жил с 1933 по 1982 год, и многие его романы, включая «Гренделя», касаются философских идей и внутреннего мира его героев. Он является выпускником престижной Мастерской писателей штата Айова при Университете Айовы и преподавал художественную литературу в нескольких американских университетах, включая Оберлинский колледж и Бингемтонский университет. Гарднер погиб в аварии на мотоцикле недалеко от своего дома в Пенсильвании, когда ему было 49 лет.
Повествование в романе нелинейное; большую часть первых восьми глав повествование следует за воспоминаниями Гренделя, чудовища, выросшего в пещере с матерью, которая любит его, но не может говорить на его языке. К восьмой главе повествование переходит в настоящее время и следует за Гренделем до конца его истории.
Роман открывается горьким намёком Гренделя на 12-летнюю войну, который, как вскоре узнает читатель, относится к привычному терроризированию Гренделем человеческой общины, которая много лет назад вызвала его злобный гнев. Грендель вспоминает свою первую встречу с людьми: Однажды, будучи совсем маленьким ребёнком, он встретил в пустыне группу человеческих воинов, которых называли данами. Во время этой встречи он узнал, что он страшен для людей. Его попытки общаться с людьми не увенчались успехом, и он в страхе стал звать свою мать. Эта встреча задала тон всем дальнейшим отношениям Гренделя с датчанами, так как он начал ненавидеть людей и их вождя, короля Хротгара, в частности.
Грендель рассказывает читателю, что в нём открылась кровожадная сторона его личности, и он начал нападать на датчан и совершать набеги на их meadhall, чтобы отомстить им за то, что они напугали его и заставили чувствовать себя изгоем. Во время этих набегов (которые он совершает до сих пор) он убивает и поедает людей, демонстрируя выжившим, что он действительно тёмная сила.
Однако Грендель рассказывает, что после начала набегов, хотя он и наслаждался своей властью над людьми, он обнаружил, что эти эпизоды не совсем ему по душе. Он начал задумываться о смысле жизни и причине собственного существования и откликнулся на призыв страшного, но эрудированного дракона, который пытался научить его путям мира.
От ясновидящего дракона Грендель узнал, что он существует прежде всего для того, чтобы создавать смысл жизни для людей, которых он теперь терроризирует. Это знание изменило Гренделя; хотя он остался таким же чувствительным к красоте и искусству, как и всегда, его экзистенциальная тревога приняла нигилистический оборот.
Новая перспектива Гренделя изменила его отношение к песне Шейпера, барда, который развлекает и успокаивает короля Хротгара и датчан в равной степени поэзией и музыкой. Грендель также вспоминает о том, как шпионил за датчанами и узнал их порочные пути. Эти и другие события создают атмосферу волнения и смятения для Гренделя, который ищет выражения своей неудовлетворённости собственным существованием.
Повествование, наконец, переходит в настоящее; рассказчик Грендель уже не говорит о своём прошлом, а действует в настоящем. Когда из Геатланда прибывает Чужеземец, переправившийся за море, чтобы помочь королю Хротгару справиться с проблемой ночного мародёра, Грендель испытывает нелепое, но сильное чувство счастья: Хотя появление Чужеземца означает для Гренделя верную смерть, это также подтверждение того, что жизнь Гренделя имеет смысл.
Чужеземец и Грендель сражаются в мидхолле, и роман заканчивается тем, что Грендель, смертельно раненный, называет свою смерть «несчастным случаем».
- «Изобретая Эллиота» Грэма Гарднера, краткое содержание
- «Искусство вымысла» Джона Гарднера, краткое содержание
- Выставка «Картинки народной жизни. Завод Гарднера. XIX век»
- «Здравствуй, Вселенная» Эрин Келли, краткое содержание
- «Бог устал от нас» Джона Буль Дау, краткое содержание
- «Люди доброй деревни» Фланнери О’Коннор, краткое содержание
- «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, краткое содержание
- «Бессердечная» Мариссы Мейер, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?