«Опыт и образование» Джона Дьюи, краткое содержание читать ~6 мин.
Впервые опубликованная в 1938 году книга «Опыт и образование» является наиболее полным выражением теории образования Джона Дьюи. Один из самых влиятельных американских философов начала XX века, Дьюи был выдающимся защитником прогрессивного образования, прочитав сотни лекций на эту тему по всему миру и выступая в популярных СМИ с обсуждением новых педагогических подходов. Книга «Опыт и образование» отражает опыт Дьюи как философа, а также его интерес к работе с широкой аудиторией.
В этом кратком, но теоретически насыщенном философском трактате Дьюи приводит аргументы в пользу образования, основанного на живом опыте отдельных учеников. Дьюи выделяет два основных принципа: непрерывность опыта и взаимодействие между внутренними (психическими) и объективными (внешними) условиями обучения. Он обсуждает вопросы социального контроля и свободы, а также то, как учителя могут помочь ученикам сформировать чёткие цели обучения. Дьюи также рекомендует подход к разработке прогрессивных учебных программ.
Дьюи начинает работу «Опыт и образование» с предостережения против слепого следования какому-либо движению. Он отмечает тенденцию мыслить в терминах абсолютных противоположностей и бесполезную склонность определять теории, меняя местами постулаты конкурирующих подходов. Сделав это общее предупреждение, Дьюи противопоставляет старый традиционный подход и новый прогрессивный подход к образованию. Традиционное образование строится по принципу «сверху вниз», при этом учителя чётко отделены от учеников в учебной среде.
Традиционное образование передаёт знания и навыки, определённые в прошлом, через учебники и лекции, ориентированные на учителя. Учащиеся в этой старой модели школы пассивны и послушны. Традиционные педагоги сосредоточены на контроле внешних условий обучения и навязывании внешних форм порядка, и их не волнуют внутренние (психические) факторы обучения.
В отличие от традиционного образования, которое легко обосновать ссылкой на наследие и ортодоксальность практики, более новая прогрессивная форма образования должна исходить из разумно спланированной теории образования. Дьюи поддерживает теорию прогрессивного образования, основанную на учёте индивидуального опыта учащихся.
Теория Дьюи об образовании на основе опыта опирается на два основных принципа. Во-первых, принцип непрерывности гласит, что весь прошлый, настоящий и будущий опыт человека существует во взаимосвязи. Каждый опыт формирует виды опыта, с которыми сталкиваются учащиеся, и их отношение к новому опыту. Во-вторых, принцип взаимодействия признает равную важность рассмотрения внутренних и внешних условий обучения.
Не весь опыт имеет одинаковое образовательное качество. Определённый опыт, например, дрели, используемые в традиционных школах, могут наскучить учащимся или сделать их менее открытыми для нового опыта. Кроме того, не все обучение происходит непосредственно в процессе изучения предмета; оно может включать отношение и взгляды, полученные случайно в процессе непосредственного обучения. Дьюи называет это сопутствующим обучением.
Учащиеся растут через опыт, но не всякий рост является здоровым, поскольку человек может развивать свои способности в социально вредных направлениях. Роль прогрессивного педагога заключается в том, чтобы учитывать траектории обучения каждого отдельного ученика, стремясь помочь ученикам постепенно расширять и углублять знания в полезных областях.
У прогрессивных педагогов более сложная работа, чем у традиционных учителей, потому что они должны думать о том, как должен согласовываться прошлый, настоящий и будущий опыт каждого ученика. Люди могут подумать, что прогрессивное образование, отвергая дисциплинарную строгость традиционного образования, позволяет ученикам делать все, что они хотят, без особого вмешательства взрослых. Дьюи утверждает, что это неверно, что прогрессивные педагоги должны более, а не менее активно участвовать в учебном процессе.
Прогрессивное образование выдвигает на первый план студентов как активных участников процесса обучения и предоставляет им большую личную свободу. Дьюи обсуждает вопросы свободы и социального контроля. Он утверждает, что не весь социальный контроль исходит извне и сверху, как учителя относятся к ученикам в традиционных школах. Он приводит пример игры, где все участники согласны с правилами, без которых это была бы не та игра.
Дьюи представляет себе прогрессивное образование как исходящее из совместно выработанных целей и подходов, при этом учителя действуют внутри группы, они более зрелые, чем ученики, но не отделены от них в построении учебного опыта. Дьюи также утверждает, что препятствия на пути к свободе возникают как изнутри, так и извне, поскольку неконтролируемые импульсы могут помешать ясности цели. Таким образом, самоконтроль является одной из главных целей образования.
Студенты должны развивать способность действовать, исходя из ясных целей. Дьюи обсуждает природу цели. Цель начинается как импульс, который, будучи прерванным, становится желанием. На этом этапе необходимо собрать информацию об объективных условиях ситуации, интерпретировать, что эти условия означают, и рассмотреть последствия возможных вариантов действий.
Традиционное образование игнорирует импульсы учащихся, но это не значит, что прогрессивное образование просто позволяет учащимся следовать каждому импульсу без участия учителя. Напротив, прогрессивные педагоги должны поощрять учеников откладывать действия по импульсам и желаниям, помогать им делать соответствующие наблюдения, оценивать эмпирические данные и разумно планировать действия, позволяющие достичь конкретных, сформулированных целей.
Дьюи утверждает, что одним из самых серьёзных упрёков в адрес прогрессивного образования является отсутствие учебных программ по конкретным предметам. Он говорит, что вполне объяснимо, что пока не существует прогрессивного подхода к организации учебных программ, поскольку движение прогрессивного образования является новым. Некоторые люди считают, что учебные программы должны исходить из самых основных положений логики или первых принципов в философском смысле. Вместо этого Дьюи верит в применение научного метода, формируя и проверяя гипотезы, основанные на эмпирических наблюдениях. Он отказывается допустить возможность единой учебной программы для всех прогрессивных школ, поскольку это нарушило бы основную ценность образования, основанного на опыте конкретных учащихся.
Ещё не став взрослыми, учащиеся не могут овладеть навыками и знаниями, которыми обладают эксперты. Однако способности экспертов в определённых областях представляют собой конечные цели, к которым прогрессивные педагоги могут направлять обучение. Начиная с базовых навыков и знаний, прогрессивные педагоги могут планировать все более сложные уроки, которые подготовят учащихся к тому, чтобы стать будущими экспертами. Дьюи говорит, что наука может ссылаться на повседневные предметы, а педагоги могут подходить к математике как к прикладному, а не абстрактному предмету.
Дьюи заканчивает «Опыт и образование», заявляя о своей уверенности в философии образования, изложенной в книге. Однако он делает два последних предупреждения. Он повторяет, что просто следовать одной полемике или называть практику прогрессивной недостаточно. Его намерение состоит в том, чтобы выработать надёжную основу для образования в целом. Дьюи также предостерегает от тенденции думать, что если традиционное образование зависит от формальных структур контроля, то прогрессивное образование может быть просто вопросом импровизации. Прогрессивное образование не проще традиционного.
Комментирование недоступно Почему?