«Побег из лагеря 14» Блейна Хардена, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга «Побег из лагеря 14» – это история Син Дон Хёка, единственного известного человека, родившегося в северокорейском трудовом лагере и сбежавшего из него. Автор книги, Блейн Харден, много раз брал интервью у Шина, а также беседовал с бывшими охранниками лагеря и северокорейскими торговцами. В его книге подробно описывается жизнь Шина в лагере и за его пределами, а также политическая обстановка в Северной Корее.
Поскольку Шин родился в трудовом лагере, он вырос, ничего не зная о внешнем мире, и беспрекословно принял лагерный режим жестокости и обмана. Следует отметить, что заключённым не обязательно было совершать преступление, чтобы оказаться в лагере, так как отдельные люди могли быть заключены в тюрьму в результате вины по ассоциации. Отец Шина, например, был арестован из-за действий своего брата. Ни он, ни Шин не сделали ничего такого, за что можно было бы оказаться в лагере, однако в Северной Корее понятие кровного родства имеет первостепенное значение.
Харден рассказывает, что Ким Ир Сен, тогдашний лидер Северной Кореи, в 1957 году ввёл кастовую систему, которая разделила население Северной Кореи на три социальных слоя: «основной» класс жил в столице Пхеньяне и часто занимал государственные и военные должности, колеблющийся или нейтральный класс работал учителем или техником, а низший класс состоял из людей, подозреваемых в противостоянии правительству, а также их родственников. Таким людям разрешалось работать только на заводах и шахтах.
Однако автор отмечает, что даже основной класс вёл относительно скромный образ жизни, который меркнет по сравнению с южнокорейским городом, таким как Сеул. Единственные люди, живущие в Северной Корее в роскоши, – члены династии Кимов, которые живут в загородных поместьях с тирами, баскетбольными площадками и кинотеатрами. Неравенство очень острое, и большинство населения живёт в бедности.
Этой ситуации не способствовал голод, который случился в 1990-х годах. Вначале он был настолько сильным, что страна была вынуждена прибегнуть к иностранной помощи, хотя большая часть этой помощи не дошла до адресатов. Опрошенные свидетельствуют о коррупции в Северной Корее, а один торговец рассказал, что участвовал в государственной глобальной страховой афере, получая деньги за мнимые стихийные бедствия и промышленные аварии. Перестраховочные компании поняли, что их обманывают, но на какое-то время эта схема оказалась прибыльной для правительства.
Существование трудовых лагерей в Северной Корее является критической темой, поскольку, несмотря на явные спутниковые доказательства, эти лагеря привлекли мало внимания международного сообщества. Они имеют огромные размеры, в них содержится большое количество заключённых, и существуют они гораздо дольше, чем нацистские концентрационные лагеря, однако мир закрывает глаза на происходящее. Южная Корея, например, является богатой страной, жители которой амбициозны и конкурентоспособны. Поэтому их волнует собственный успех, а не бедность и неравенство, которые царят к северу от границы.
Поэтому одной из причин, побудивших автора написать эту книгу, является повышение уровня осведомлённости, а также желание Шина подробно рассказать о своей истории.
Значительная часть книги посвящена далёким, антагонистическим отношениям Шина со своей семьёй. Шин редко виделся с отцом и братом, а его общение с матерью было лишено привязанности. В то время понятие семьи было ему чуждо, и поэтому он не испытывал никаких сомнений, когда нужно было сообщить ночному охраннику лагеря, что его брат и мать разрабатывают план побега. Информирование заключённых поощрялось в лагере и влекло за собой перспективу лучшего обращения или вознаграждения. Мало того, принцип «вины по ассоциации» означал, что члены семьи наказывались друг за друга, и Шин знал, что его мать и брат подвергают его опасности. Его страх и гнев побудили его к предательству, кульминацией которого стала потрясающая сцена казни матери и брата.
Эта сцена запоминается тем, что, несмотря на ужас зрелища, Шин чувствовал, что члены его семьи заслуживают смерти. Читатели могут счесть эту сцену шокирующей, а Шина с тех пор мучает чувство вины и сожаления. Однако именно такой образ мышления был воспитан в лагере.
Хотя Шин много лет не задавался вопросом о своей участи, товарищи по заключению, имевшие опыт жизни во внешнем мире, побудили его задуматься и возжелать жизни за пределами лагеря. Это привело к рискованной, но успешной попытке побега, и автор описывает переживания Шина, когда он совершал долгий путь в Китай. Именно во время поиска работы в Китае Шин случайно встретился с журналистом, который выслушал его историю и сопроводил его в консульство Южной Кореи. Через шесть месяцев Шин оказался в Южной Корее, и так начался длительный, непрерывный процесс адаптации к внешнему миру.
Увидев важность и силу семейной любви, Шин стал испытывать чувство вины за то, как он вёл себя в лагере. Ему было трудно примирить своё прежнее и нынешнее «я», и психологические последствия пребывания в лагере были значительными. Тем не менее, Шин сделал успешную карьеру оратора и в настоящее время живёт в США. Он не знает, что его ждёт в будущем, но его подстёгивает цель повысить осведомлённость о трудовых лагерях Северной Кореи.
Комментирование недоступно Почему?