«Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса, краткое содержание читать ~6 мин.
«Поминки по Финнегану» – роман Джеймса Джойса 1939 года. Экспериментальный стиль романа создал ему репутацию одного из самых сложных текстов на английском языке. Использование Джойсом идиосинкразического языка и фразеологии, его структурные инновации и амбициозные темы пытаются исследовать границы между сном, грёзами и бодрствованием. Хотя «Поминки по Финнегану» не были полностью адаптированы в других средствах массовой информации, их влияние и наследие можно обнаружить в музыке, театре и многих других областях.
События романа начинаются с середины сна. Повествование начинается с середины предложения: хозяин паба в Дублине спит в своём семейном доме над своим бизнесом. Во время сна Портер, владелец паба, принимает множество различных обличий. Чаще всего это Хамфри Чимпден Эрвикер, на которого также ссылаются по его инициалам. Инициалы HCE обозначают имена Хамфри, а также более абстрактные фразы, такие как Here Comes Everybody.
Во время одного из снов Портера Бог объявляет о конце мифологической эпохи. Так называемое Падение – это момент, когда гигантам древнего мифологического мира приходит конец. Среди этих гигантов – традиционный ирландский народный герой Финн Маккул.
Подвиги Финна являются краеугольным камнем ирландской мифологии и фольклора. Точно так же во сне появляется герой баллады «Поминки по Финнегану», человек по имени Тим Финнеган. Согласно легенде, Тим Финнеган – строительный рабочий в Дублине. Когда он умирает, его жена Энни укладывает его тело на поминках. Она кладёт его тело на стол с едой, чтобы гости могли съесть его труп, но труп исчезает прежде, чем его успевают съесть.
Поминки Финнегана – лишь одно из серии видений ХКЭ, в которых он становится многими историческими, мифологическими и вымышленными фигурами из ирландской истории.
Во время сна ХКЭ переживает собственное падение. После того как он занял видное положение в высшем обществе Дублина, он падает со своего поста из-за неблаговидного поведения. Подобно Адаму в Библии, ХКЭ отпадает от милости Божьей. ХСЕ поставил себя в трудное положение. У него неприятности с властями после того, как он якобы обнажил свои гениталии перед женщинами в дублинском парке. Свидетелями его преступления стали три валлийских солдата, хотя реальные подробности инцидента неясны, и они меняются каждый раз, когда история пересказывается.
Возможно, инцидент на самом деле не имел места, но вскоре он становится предметом городских сплетен. Все попытки ХКЭ объясниться оказываются безуспешными, и в конце концов инцидент становится народной балладой и собственной уникальной частью ирландского фольклора. ХКЭ теряет контроль над историей и подвергается преследованию со стороны властей, которые ловят его возле паба.
Через некоторое время ХКЭ освобождается из тюрьмы и скрывается. Перед судом жена ХКЭ, Анна Ливия Плюрабель (также известная как ALP), написала письмо. В своём письме она пыталась защитить ХКЭ, но письмо так и не было доставлено. Она приходит в суд во время процесса над своим мужем и даёт показания в его защиту. Судья требует внимательно изучить письмо, но оно так и не доходит до адресата.
В серии загадок роман исследует второстепенные фигуры дублинской общины. Дети АЛП, Шем и Шон, спорят друг с другом. Шем, который переписывал письмо под диктовку матери, обвиняется своим братом Шоном в том, что он ленивый художник. Он считает, что АЛП защищает Шема. Две прачки сплетничают об ALP и HCE во время стирки одежды в реке Лиффи, протекающей через Дублин. Они обсуждают поведение АЛП после осуждения её мужа, но им с трудом удаётся поддерживать разговор через реку. В конце концов, женщины превращаются в камень и дерево.
Детей АЛП и ХСЕ зовут Шем, Шон и Исси. Программа из спектакля-пантомимы описывает героев романа. Шем играет в игру со своими братьями и сёстрами, пока отец не прерывает его. ГСЕ кричит детям, чтобы они шли в дом. Дети идут в жилое помещение над харчевней, где они готовятся к школе. Дети помогают друг другу учиться, указывая на сноски и комментарии, нацарапанные на полях их учебников. Шон и Шем (в роли Кева и Дольфа соответственно) рисуют диаграмму Евклида, а затем понимают, что их рисунок напоминает гениталии их матери.
Готовясь ко сну, дети пишут письмо своим родителям. Пока дети занимаются, ГСЕ работает в своём пабе, где одновременно транслируются радио и телевидение. ХКЭ перемещается между двумя конкурирующими повествованиями. В то же время он спорит со своими разбушевавшимися клиентами, пока не приходит полицейский, чтобы отправить пьяных мужчин домой. Пока мужчины спотыкаются в ночи, пьяный ХКЭ убирается в пабе и воображает себя фигурой из ирландской истории. Ему снятся библейские фигуры и персонажи старых, традиционных историй.
Шем и Шон продолжают спорить. Шон – почтальон, пытающийся доставить письмо ALP в защиту HCE. Далее Шон объясняет, как он и его брат играют роли кузнечика и муравья в старой басне, высмеивая художественные наклонности своего брата. В этой версии событий Шем – кузнечик и вынужден проявлять уважение к более практичному, менее артистичному подходу своего брата к жизни.
В конце концов, Шем одерживает победу над своим братом. Однако, когда он представляет себе свою великую победу, ему не хватает художественного таланта, чтобы донести свою победу до мира. Он катается на пустой пивной бочке по Лиффи, пытаясь общаться с жителями Дублина, пока не падает с бочки и не исчезает. Когда он появляется вновь, он читает лекции о сексуальных проблемах своей юной сестре и её одноклассникам, быстро превращаясь при этом из младенца в старика. Его неудачи заставляют Шема и Шона понять, что они никогда не смогут заменить своего отца и что на самом деле они лишь две части его единого целого. Исчерпав себя, они слышат голос отца, призывающий к возвращению богов.
Шем и Шаун восстанавливают свои отношения. Во сне Шем превратился в спящего великана, который покоится в Дублине. Однажды спящий великан проснётся в образе знаменитого Финна Маккула. Рядом со спящим, пьяным ХКЭ, АЛП видит свой собственный сон.
АЛП видит себя живым существом, но она возмущена своей старостью и неспособностью освободить место для своей дочери Исси. АЛП ощущает себя рекой Лиффи, плавно текущей через Дублин и неотвратимо приближающейся к морю. Она переключается между описанием своего письма и попытками разбудить мужа, который спит рядом с ней. Она вспоминает время, проведённое с ХСЕ, и надеется, что однажды они смогут воссоздать свои воспоминания, например, о долгой прогулке, которую они когда-то разделили. Пока она бесконечно течёт к морю, её мысли заканчиваются на середине предложения, которое снова начинается с начального предложения романа, создавая идеальную петлю.
- «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Мертвец» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Улисс» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Дублинцы» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Аравия» Джеймса Джойса, краткое содержание
- «Поведение в полёте» Барбары Кингсолвер, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?