«Выселенные:
Бедность и прибыль в американском городе» Мэтью Десмонда, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга «Выселенные: бедность и прибыль в американском городе» (Evicted: Poverty and Profit in the American City) была опубликована в 2016 году. В 2017 году она получила Пулитцеровскую премию за нехудожественную литературу. Автор книги — Мэтью Десмонд (Matthew Desmond), профессор социологии Принстонского университета.
После пролога «Холодный город» книга состоит из трёх частей: «Аренда», «Выселение» и «После», в каждой из которых по восемь глав. За ними следуют эпилог «Дом и надежда» и заключительный раздел «Об этом проекте».
Ещё во время учёбы в Университете штата Аризона Десмонд заинтересовался темой принудительного выселения. Он обнаружил, что по этому вопросу практически нет масштабных исследований или статистических данных. Позже, будучи аспирантом-социологом в Висконсинском университете в Мадисоне, он решил провести собственное этнографическое исследование.

Большую часть 2008 и 2009 годов он прожил среди бедных арендаторов в Милуоки, штат Висконсин. Сначала Десмонд поселился в трейлерном парке на юге города с преимущественно белым населением, а затем переехал в афроамериканский район на севере. Однако автор стремился описать не только бедных людей и места их проживания. Он рассматривал выселение как результат взаимоотношений между богатыми и бедными, поэтому решил изучить обе группы, чтобы понять механизм этого процесса.
Исследование проводилось в разгар Великой рецессии, что усугубляло положение арендаторов. Десмонд не просто опрашивал людей — он полностью погрузился в их жизнь, разделяя с ними бытовые трудности, присутствуя на судебных заседаниях по выселению и наблюдая за их взаимодействием с арендодателями, полицией и социальными службами. Такой подход позволил ему собрать уникальный материал, отражающий не только статистику, но и человеческие трагедии, стоящие за сухими цифрами.
Для этого Десмонд подробно описывает двух арендодателей: Шеррену Тарвер и Тобина Чарни, владеющих арендной недвижимостью на миллионы долларов. В центре повествования находится Тарвер — молодая афроамериканка и бывшая школьная учительница, с нуля построившая собственную империю недвижимости. Поначалу она кажется воплощением «американской мечты». Однако читатели вскоре обнаруживают, что она лишена моральных принципов и сострадания, стремясь выжать максимум денег из арендаторов и работников.
При этом она патологически не замечает своего поведения и постоянно представляет себя жертвой окружающих её «злых сил»: арендаторов, строительных инспекторов, работников и правовой системы.
Тобин Чарни, пожилой и немногословный белый мужчина, — менее заметная фигура в книге. Им также движет корысть и отсутствие сочувствия к жильцам. Однако он выглядит честнее Тарвер, поскольку не скрывает, что арендаторы для него — лишь средство для заработка денег.
Десмонд наблюдает за жизнью множества бедных съёмщиков, чтобы показать последствия нищеты и выселений. Среди афроамериканских жильцов Тарвер в Норт-Сайде — Арлин Бёлль, вечно терпящая неудачи мать-одиночка, и Кристал Мэйберри, неуравновешенная молодая женщина с IQ 70. Другие её арендаторы — Ламар Ричардс, человек с ампутированными ногами, который безуспешно пытается расплатиться с долгами, выполняя для Тарвер разную работу, и семья Хинкстон. Восемь человек этой семьи ютятся в убогом дуплексе, который они прозвали «Крысиной норой» и который со временем становится всё менее пригодным для жизни.
В принадлежащем Чарни трейлерном парке «Колледж Мобил Хоум» на преимущественно белом Саут-Сайде в самом начале книги выселяют Пэм Рейнке, Неда Кролла и их четырёх дочерей. Та же участь постигает Лоррейн Уоррен, увядающую пятидесятилетнюю красавицу, которая отчаянно ищет новое жильё. Лишь Скотт Банкер, бывший медбрат и наркозависимый в возрасте около тридцати лет, к концу книги, кажется, вырывается из тисков нищеты и отчаяния.
Против жильцов в книге действует множество сил. В первую очередь это сами арендодатели. Кроме них, с бедными не справляются программы помощи, правовая система, процедура выселения и полиция. Ущерб от этого огромен — не только в масштабах общей картины преступности и бедности, но и в личных трагедиях. Автор приводит шокирующие примеры: мать говорит сыну, что его жизнь — это наказание; маленький мальчик стоически наблюдает, как его мать осуждают; женщина смотрит, как её пьяный сожитель-расист заставляет её дочерей-мулаток маршировать с криками “White power!”.
Ключевой тезис Десмонда заключается в том, что выселение является не просто следствием, а причиной бедности. Потеря жилья запускает цепную реакцию: люди теряют работу; их дети вынуждены менять школы, что сказывается на успеваемости; стресс подрывает физическое и психическое здоровье. Выселение оставляет «чёрную метку» в биографии человека, из-за которой найти новое достойное жильё становится практически невозможно, загоняя людей в ещё более неблагополучные районы.
Большая часть книги написана намеренно беспристрастно. Десмонд позволяет историям людей, статистике и историческим фактам говорить самим за себя. За исключением Скотта Банкера (и, возможно, семьи Хинкстон), в книге нет счастливых финалов или реальной надежды на улучшение жизни героев. Однако в эпилоге автор наконец делится своим мнением о том, какие меры следует принять для решения проблемы выселения и её последствий.
Десмонд предлагает несколько решений. Во-первых, безопасное и стабильное жильё должно стать правом, а не привилегией. Во-вторых, арендаторам необходимо предоставлять бесплатную юридическую помощь в судах по делам о выселении. В-третьих, федеральную программу жилищных ваучеров следует расширить на всех малоимущих. В-четвёртых, необходимо ввести контроль за размером арендной платы и её повышением.
Автор признаёт столкновение двух сил: стремления к накоплению богатства и права на безопасный дом. Для него решение проблемы экономических и психологических страданий бедных людей важнее коммерческой выгоды. Десмонд утверждает, что такое положение дел не просто неправильно — оно нарушает фундаментальные американские ценности.
В заключительном разделе Десмонд раскрывает личную мотивацию. Толчком к написанию книги послужила конфискация дома его родителей, когда он был студентом. Этот опыт, а также отсутствие комплексных исследований по теме, побудили его заняться изучением проблемы бедности и выселений. Автор сознательно убрал себя из повествования, чтобы сосредоточить внимание на героях книги. Тем не менее он даёт понять, что удручающие события, свидетелем которых он стал, глубоко его затронули. В то же время проявления доброты и милосердия со стороны изучаемых им людей укрепили его веру в человеческий дух.
- «Нет будущего без прощения» Десмонда Туту, краткое содержание
- «Страх полета» Эрики Йонг, краткое содержание
- «Далекий путь пройден: воспоминания мальчика-солдата» Измаила Биха, краткое содержание
- «И всё осветилось» Джонатана Сафрана Фоера, краткое содержание
- «Превосходные овцы» Уильяма Дересевича, краткое содержание
- «Пятьдесят слов для дождя» Аши Лемми, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?