«Выселенные: Бедность и прибыль в американском городе» Мэтью Десмонда, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга «Выселенные: Бедность и прибыль в американском городе» была опубликована в 2016 году и получила Пулитцеровскую премию 2017 года за нехудожественную литературу. Она была написана Мэтью Десмондом, штатным профессором социологии Принстонского университета.
После пролога «Холодный город» книга состоит из трёх разделов по восемь глав в каждом: «Аренда», «Выход» и «После». За ними следует эпилог, «Дом и надежда», и заключительный раздел, «Об этом проекте».
Будучи студентом университета штата Аризона, Десмонд заинтересовался темой выселения и обнаружил, что практически не существует широкомасштабных исследований или статистических данных. Впоследствии, будучи аспирантом-социологом Висконсинского университета в Мэдисоне, он решил провести собственное этнографическое исследование.
На протяжении большей части 2008 и 2009 годов он жил среди бедных арендаторов жилья в Милуоки, штат Висконсин, сначала в преимущественно белом районе Саут-Сайд, а затем в чёрном Норт-Сайде. Однако Десмонд был заинтересован не только в том, чтобы писать о бедных людях и местах, где они живут. Он увидел, что выселение является продуктом отношений между богатыми и бедными, и решил сосредоточиться на обеих группах, чтобы выяснить, как процесс выселения происходит на практике.
С этой целью Десмонд тратит значительное количество времени на подробное описание двух домовладельцев: Шеррена Тарвер и Тобин Чарни, которые владеют арендной недвижимостью стоимостью в миллионы долларов. Тарвер, молодая чернокожая женщина и бывшая учительница начальной школы, которая построила свою собственную империю недвижимости из ничего, находится в центре внимания большей части книги. Поначалу она кажется образцом американской мечты, человеком, который поднялся на собственных ногах. Однако по ходу повествования читатели обнаруживают, что она забыла о всяком подобии морали и сострадания, вытягивая как можно больше денег как из своих арендаторов, так и из своих работников.
В то же время у неё патологическая слепота к этому и она постоянно видит себя жертвой злых сил, окружающих её: арендаторов, строительных инспекторов, работников и правовой системы. Чарни, старый, белый и молчаливый, – менее значимая фигура в книге. Им также движет корысть и отсутствие сочувствия к своим жильцам. Однако в конечном итоге он оказывается более благородным, чем Тарвер, хотя бы потому, что не притворяется, что его жильцы – не более чем средство достижения цели: деньги.
Десмонд следит за широким кругом бедных арендаторов, чтобы продемонстрировать последствия бедности и выселения. Среди чернокожих квартирантов Тарвера в Норт-Сайде – Арлин Бёлль, мать-одиночка, вечно терпящая неудачи, и Кристал Мэйберри, неуравновешенная молодая женщина с IQ 70. Среди других жильцов Тарвера – Ламар Ричардс, дважды ампутированный, который постоянно выполняет для Тарвера работу, чтобы наверстать упущенное, но безрезультатно, и семья Хинкстон, восемь человек, теснящихся в унылом дуплексе, который они окрестили «Крысиной дырой» и который по мере развития книги становится все более непригодным для жизни.
В парке трейлеров Чарни, расположенном в Саут-Сайде и принадлежащем преимущественно белым, College Mobile Home Park, Пэм Рейнке, Нед Кролл и их четыре дочери были выселены в самом начале книги. То же самое происходит с Лоррейн Уоррен, увядающей красавицей пятидесяти лет, которая умоляет и уговаривает предоставить ей одно место для проживания за другим. Скотт Банкер, бывший медбрат и наркоман в возрасте около тридцати лет, – единственный человек, который к концу книги, кажется, избежал сокрушительной нищеты и порождённого ею отчаяния.
В книге против жильцов работает множество сил. Прежде всего, это домовладельцы. Помимо них, программы помощи, правовая система, процесс выселения и полиция – все они не справляются с бедными. Ущерб от этого огромен. Это не только общая картина преступности и бедности, но и индивидуальные цены, которые платят эти люди и особенно их дети: мать, которая говорит своему сыну, что его жизнь – это наказание за отсутствие дома, маленький мальчик, который стоически наблюдает, как его мать приговаривают к тюремному заключению, и женщина, которая смотрит, как её пьяный расистский бойфренд заставляет её получерных дочерей маршировать вокруг, скандируя «White power!».
Большая часть книги намеренно беспристрастна, позволяя историям людей, статистическим данным и историческим фактам нести на себе вес этого исследования выселения. Кроме Бункера (и, возможно, Хинкстонов), здесь нет счастливых концов или даже реальной надежды на то, что жизнь этих людей изменилась к лучшему. Однако в эпилоге Десмонд, наконец, рассказывает читателям о том, что, по его мнению, следует сделать с выселением и его последствиями.
Во-первых, безопасное и стабильное жилье должно быть правом, а не привилегией. Во-вторых, арендаторам следует предоставлять больше бесплатных юридических ресурсов во время слушаний о выселении. В-третьих, финансируемая из федерального бюджета программа жилищных ваучеров должна быть распространена на всех бедных людей. В-четвёртых, арендная плата и повышение арендной платы должны контролироваться.
Десмонд признает, что в книге присутствуют две противоборствующие силы: накопление богатства против права на безопасный и стабильный дом. Однако для него решение проблемы экономических и психологических страданий, причиняемых бедным, гораздо важнее необходимости зарабатывать деньги. Напротив, он говорит, что то, что терпят эти люди, не просто неправильно, а нарушает ценности, которые мы, американцы, коллективно поддерживаем.
Наконец, в последнем разделе Десмонд объясняет, что послужило толчком к написанию книги: когда он был студентом, дом его родителей был конфискован. Он решил изучить проблему бедности и выселения, тем более что комплексных исследований не было. Он сделал сознательный выбор не выставлять себя в книге, чтобы сосредоточиться на людях, о которых идёт речь. Однако Десмонд ясно даёт понять, что удручающие события, свидетелем которых он стал, затронули его на глубоком уровне. Но в то же время именно небольшие проявления человеческой доброты и милосердия со стороны людей, которых он изучал, возродили его веру в человеческий дух.
- «Нет будущего без прощения» Десмонда Туту, краткое содержание
- «Страх полета» Эрики Йонг, краткое содержание
- «Далекий путь пройден: воспоминания мальчика-солдата» Измаила Биха, краткое содержание
- «И всё осветилось» Джонатана Сафрана Фоера, краткое содержание
- «Превосходные овцы» Уильяма Дересевича, краткое содержание
- «Пятьдесят слов для дождя» Аши Лемми, краткое содержание
- «Ограды» Огаста Уилсона, краткое содержание
- «Фантомина» Элизы Хейвуд, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?