«Как мы пережили коммунизм и даже смеялись» Славенки Дракулич, краткое содержание читать ~5 мин.
Сборник «Как мы пережили коммунизм и даже смеялись» (1992) хорватской эссеистки и журналистки Славенки Дракулич подробно описывает жизнь в коммунистической Восточной Европе, особенно в бывшей Югославии (которая после 1989 года превратилась в восемь отдельных стран, включая Хорватию, Сербию, Словению и Черногорию).
Дракулич написала этот сборник в ответ на падение Берлинской стены в 1989 году и распад СССР. По её мнению, в нём было больше политических репортажей, чем размышлений о том, как коммунизм влияет на повседневную жизнь. За десятилетие до публикации этой книги Дракулич работала популярным журналистом в Загребе, столице Хорватии.
Темы книги – надежда, влияние политики на личную жизнь и авторитарные возможности политики. Девятнадцать глав расположены по темам и не являются хронологическими.
Отец Дракулич, родившейся в 1949 году, был опытным армейским офицером. Будучи коммунистами, семья не праздновала Рождество и Пасху. В школе Дракулич быстро поняла, что за высказывания, противоречащие утверждённой государством доктрине, её ждёт наказание. В повседневной жизни она поняла, что постоянно находится под наблюдением государства, и против своей воли начала подвергать себя цензуре, не позволяя себе даже думать о подрывных мыслях.
В бакалавриате Дракулич изучала социологию и сравнительную литературу. В это время она решила стать писательницей и делилась своими произведениями с другими. В итоге она привлекла так много читателей, что югославское правительство опасалось, что она скажет что-то «неподобающее». Они назначили ей цензора из полиции государственной безопасности, с которым она должна была встречаться регулярно и по его требованию.
По словам Дракулич, в условиях этой системы она и люди, которых она знала, потеряли надежду на то, что их жизнь когда-нибудь станет лучше. Если журналист предлагал социальное улучшение, не одобренное Коммунистической партией, его или её публично позорили в прессе. Различие в силах и способностях не поощрялось. Дракулич вспоминает один случай, когда она видела молодую женщину, за которой гналась толпа за то, что она надела шубу; в тот момент они ненавидели её за то, что она напомнила им о том, что они не могут себе позволить.
Теоретически, коммунизм больше не правит в Восточной Европе. Однако Дракулич утверждает, что его влияние остаётся живым и активным в повседневной политической и культурной жизни. Она пишет, что последствия коммунизма можно увидеть в том, как люди себя ведут, как они относятся друг к другу и в ограниченном диапазоне их мышления.
После обретения Хорватией независимости Дракулич училась в США, но новая среда не означала, что её поведение будет изжито. Она рассказывает о том, как в нью-йоркском метро увидела, что на пол упал вполне симпатичный кекс. Она начала двигаться к булочке, но потом вспомнила, где находится, и поняла, что бороться за булочку больше не нужно.
Иосип Броз (он же Тито) правил Югославией с 1953 года до своей смерти в 1980 году. Тито, считавшийся в мире диктатором, благоволил определённым этническим группам и, будучи харизматичным человеком, пользовался высоким рейтингом одобрения как среди управляемых, так и в коммунистической партии. Дракулич отмечает, что после его смерти националистические партии, особенно Хорватии и Словении, почувствовали необходимость отделиться от Югославии. После распада СССР они, по сути, стали первыми странами бывшей Югославии, провозгласившими независимость.
Во время правления коммунистов женщины, несмотря на возможные наказания, контрабандой ввозили косметику. Дракулич утверждает, что лишение женщин возможности иметь женские товары, от платьев до тампонов, было жестоким способом не дать женщинам почувствовать себя более сильными.
Поскольку коммунистические лидеры были так настроены на то, чтобы избежать влияния Запада, они не придавали значения тем бытовым приборам, которые освободили бы время женщин. По её наблюдениям, для женщин в Югославии это было эффективным средством контроля со стороны мачо – лидеров коммунистических партий.
После окончания коммунистического правления в Хорватии многие люди испытали простые удовольствия, в которых раньше им отказывали. Дракулич наблюдает удивлённое лицо человека, который впервые ест банан. В 1990 году в Хорватии был назначен первый президент Франьо Туджман, бывший генерал армии. Он начинает некоторые реформы, направленные на либерализацию страны, поощряет понятие личной свободы и частного пространства, однако влияние коммунистической партии по-прежнему широко распространено по всей стране.
Будучи популярным журналистом с 1982 по 1992 год, Дракулич исследовала положение женщин в Югославии. Она выявила факты жестокого насилия в отношении женщин, часто совершаемого по этническому признаку.
Когда Дракулич посетила Нью-Йорк, она была поражена тем, что клубника завозится так далеко на север. Она вспомнила, как желанны были в Хорватии некоторые товары, которые в США являются обычным делом. Это кофе, банки с газировкой, качественная одежда и пицца.
Однако она прекрасно понимает, что США – это не идеальная утопия. В Нью-Йорке есть бездомные. Дракулич предполагает, что их появление в Америке так сильно, потому что в Хорватии, хотя все были бедны, у них был доступ к базовому, пусть и небольшому, доходу, в Америке же можно быть полным изгоем, опускаясь до нуля.
Рассматривая феминизм, Дракулич замечает, как часто людей, выступающих за равные права женщин, считают радикалами, желающими дестабилизировать страну.
Даже после падения СССР граждане Хорватии сохраняют все ценные вещи, готовясь к войне, в отличие от Запада, где утилизация является «обязательным условием». Дракулич смотрит на мать одного из своих друзей, которая не может удержаться от мытья стаканчиков из-под йогурта – она уверена, что в будущем найдёт способ использовать стаканчики повторно.
Даже в США Дракулич не может заставить себя поверить, что никто не подслушивает её телефонные разговоры.
- «Хороший человек» Анджело Гетера
- «Прощай всё это» Роберта Грейвса, краткое содержание
- «Как это случилось» Кеклы Магун, краткое содержание
- «Как Европа недоразвила Африку» Уолтера Родни, краткое содержание
- «Герой» Майка Лупики, краткое содержание
- «Как остановить время» Мэтта Хейга, краткое содержание
- «Как приручить дикий язык» Глории Анзальдуа, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?