«Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, краткое содержание читать ~3 мин.
Книга историка и антрополога Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь» (1997) – это междисциплинарное исследование, в котором с помощью антропологического, биологического, эволюционного и социально-экономического анализа рассматриваются судьбы различных народов на протяжении всей истории человечества.
Под названием «Краткая история всех за последние 13 000 лет», а затем «Судьбы человеческих обществ», книга пытается понять, почему одни группы людей процветали, а другие не смогли достичь такого же прогресса. Даймонд объясняет, что «имущие» и «неимущие» в истории возникли в силу географических и экологических условий – он стремится опровергнуть идеологические аргументы о том, что неравенство обусловлено биологически.
Книга «Ружья, микробы и сталь» получила Пулитцеровскую премию, а также множество других наград, и была адаптирована в документальный фильм Национальным географическим обществом.
В этой книге Даймонд охватывает огромный временной период и географическую местность, начиная с зарождения человечества и охватывая его развитие и экспансию на пять пригодных для жизни континентов Земли: Африка, Европа, Евразия, Северная и Южная Америка. Однако вместо того, чтобы останавливаться на самых ранних стадиях развития человечества, Даймонд сосредоточивает своё внимание на том, что произошло, когда люди эволюционировали до уровня современных людей и продемонстрировали более развитую обработку мыслей и навыки (о чем свидетельствуют оставленные ими артефакты).
Прежде всего, Даймонда интересует переход от охоты и собирательства к производству пищи: этот переход происходил быстрее в одних условиях, чем в других, или не происходил вовсе. Это не просто вопрос питания, поскольку производство пищи было ключом к другим событиям, таким как более сложные технологии, письменность, религия, а также «оружие, микробы и сталь».
Микробы, источником которых был домашний скот, не могут показаться положительным фактором, особенно когда они вызывали эпидемии, прокатившиеся по сообществам, производящим продукты питания. Однако эпидемии позволяли выжившим выработать устойчивость. Это имело два преимущества: если другая группа людей пыталась вытеснить или завоевать общину, болезни, к которым захватчики не выработали устойчивость, могли помешать этим попыткам. Кроме того, те, кто «выработал» устойчивость, могли перевозить болезни за границу, чтобы использовать их в качестве оружия во время завоевательных войн.
Завоевательные войны составляют основную тему всей книги, хотя в некоторых случаях это были не столько войны, сколько случаи, когда одно сообщество, производящее пищу, побеждало группу охотников-собирателей. Тем не менее, Даймонд обращает внимание на крупные исторические эпизоды, связанные с завоеванием и колонизацией, одним из известных примеров которых является завоевание европейцами Америки в 1492 году. Даймонд подробно описывает такие события на пяти континентах, пытаясь выяснить, почему одни народы одержали победу над другими.
Главный аргумент состоит из двух частей: Производство продуктов питания было жизненно важным первым шагом на пути к созданию более развитых обществ, которые пользовались «оружием, микробами и сталью». Однако не все находились в одинаково благоприятном положении, когда дело доходило до освоения производства продуктов питания, поскольку различные географические и экологические проблемы ограничивали урожай и скот, доступные в некоторых регионах. Эти препятствия могли влиять как на местные ресурсы, так и на импорт ресурсов из других регионов.
Например, неблагоприятные климатические условия и рельеф местности могли препятствовать распространению производства продуктов питания среди народов, которые могли бы воспользоваться его преимуществами.
В конечном итоге, неспособность освоить производство продуктов питания не является признаком неполноценности или неумелости. Люди извлекали лучшее из того, что было им доступно, и в некоторых случаях охота-собирательство оставалось наиболее жизнеспособным – или единственным жизнеспособным – вариантом. Общины, которые преуспели в производстве пищи и превратились в более развитые общества, не состоят из людей, которые являются более «продвинутыми» или по своей природе более совершенными. Часто они просто были более удачливы с точки зрения своего географического положения и окружения.
- Как научиться рисовать архитектурные сооружения
- В Египте обнаружены русские иконы
- Обнаружен «Спаситель мира» кисти Леонардо, веками считавшийся пропавшим
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Кружева
- Кривое зеркало шаржа
- XIX век в европейском искусстве
- «Гарлемский дуэт» Джанет Сирс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?