«Тонкая работа» Сары Уотерс, краткое содержание читать ~11 мин.
Захватывающая история о воровстве, предательстве и ошибочной идентификации, «Тонкая работа» («Fingersmith») валлийской писательницы Сары Уотерс рассказывает о двух женщинах из двух совершенно разных слоёв общества, чьи судьбы неразрывно связаны.
Действие романа происходит в 1860-х годах, повествование ведётся поочерёдно от лица Сью Смит (также известной как Сью Триндер) и Мод Лилли. Одна из них – юная “fingersmith”, что на жаргоне означает вор, с любовью оберегаемая миссис Саксби от худшего в её мире; другая – аристократическая дама, секретарь своего развратного дяди.
Обе они считают себя сиротами, и в ходе романа раскрывается их переплетённая история, а также заговор с целью выдать Мод замуж за Джентльмена, который является кем угодно, только не Джентльменом, чтобы украсть её состояние. Сью должна выступать в роли её служанки, соучастницы заговора, но в процессе общения эти две женщины постепенно сближаются, понимая, что всё это время они работали друг против друга.
Опубликованный в 2002 году, роман «Тонкая работа» был включён в шорт-лист Букеровской премии, став одним из трёх романов Сары Уотерс, удостоенных этой награды. Книга также была включена в шорт-лист премии Orange Prize и получила награду Британской ассоциации писателей-криминалистов за лучшую историческую криминальную фантастику.
Телевизионная адаптация на канале BBC была номинирована в категории «Лучший драматический сериал», а в роли Сью снялась актриса Салли Хокинс, номинированная на премию «Оскар». Этот роман – одновременно диккенсовская басня и готический роман, переполненный увлекательными персонажами, историческими подробностями и многочисленными сюжетными поворотами.
В первой части повествование ведётся от лица Сьюзен Триндер, имя которой впоследствии меняется на Сью Смит, чтобы скрыть её настоящую личность. Она воспитывается миссис Саксби, чей основной источник дохода – содержание фермы для младенцев, и мистером Иббсом, который якобы управляет кузницей, но при этом тайно руководит бандой воров-энтузиастов. Таким образом, Сью сама становится кем-то вроде кузнеца, хотя для миссис Саксби она остаётся особенной. Ее пребывание здесь длится уже 17 лет, потому что миссис Саксби обещала своей матери – которую повесили за убийство – заботиться о юной Сью.
Однажды темным зимним вечером Джентльмен – он же Ричард Риверс – без предупреждения появляется на пороге дома миссис Саксби. Время от времени он останавливается в доме, но в этот раз он хочет заручиться помощью Сью в одном из своих планов – плане, который, несомненно, обеспечит им состояние. Хотя миссис Саксби до сих пор держала Сью поблизости, она с энтузиазмом рекомендует Сью для этой работы: “Ваше состояние ещё не сделано. Ваше состояние, Сью, и наше вместе с ним”. Сью должна выдать себя за горничную, которая будет прислуживать молодой Мод Лилли, наследнице состояния, как только та уедет от своего властного дяди и вступит в законный брак.
Задача Сью – убедить Мод, что Джентльмен – именно тот человек, за которого она должна выйти замуж; после замужества Джентльмен поместит Мод в психиатрическую больницу. Деньги будут поделены между ними, хотя Джентльмен будет претендовать на большую их часть. Сью соглашается на этот план, и после нескольких уроков, как быть служанкой, её отправляют в Брайар, дом семьи Лилли, работать на Мод.
Мод Лилли – ещё одна сирота, которую содержит её дядя и работает секретарём в его огромной библиотеке. Джентльмен сообщил Сью, что Мод – невинная, даже простодушная девушка, которая ничего не знает о мире. Сью принимает её доброту, и Мод отвечает ей взаимностью. Они проводят дни, посещая могилу матери Мод после того, как она заканчивает утреннюю работу. Сью начинает спать в постели Мод по ночам, чтобы утешить её и отогнать кошмары. Их неумолимо тянет друг к другу, и они постепенно влюбляются.
Когда Джентльмен возвращается, якобы для того, чтобы помочь мистеру Лилли привести в порядок его большую коллекцию фотографий, отношения между Сью и Мод становятся напряжёнными. Сью пытается убедить Мод принять ухаживания Джентльмена, но с течением времени Мод становится все более подавленной.
Наконец, Сью застаёт Джентльмена целующим ладонь Мод – её руки обычно заключены в скромные перчатки – и понимает, что их план близок к успеху. Втроём они разрабатывают план побега из Брайара под покровом ночи через три недели. Когда Мод спрашивает Сью, что Джентльмен может сделать с ней в брачную ночь, Сью отвечает ей поцелуями и ласками; они занимаются любовью, но к следующему утру Сью проявляет стыд – хотя Мод не совсем понимает причину этого – её предстоящее предательство – и план продвигается вперёд.
Троице удаётся бежать, и Мод выходит замуж за Джентльмена в ту же ночь на поспешной церемонии в маленькой деревушке за несколько миль отсюда. Однако, к ужасу Сью, Мод худеет и становится все более вялой, как и планировалось. Она носит то же изношенное платье, испачканное грязью, в котором была в ночь их побега. С другой стороны, Сью по настоянию Мод одевается в более изысканную одежду. Наконец, вызывают врачей, и Сью говорит им, что Мод нужно увезти, чтобы обеспечить её безопасность: “Я бы хотела, чтобы вы оставили её в таком месте, где никто не сможет её тронуть или причинить ей боль…”. Хотя она, конечно, играет свою роль, Сью искренне переживает за женщину, которую она полюбила.
На следующий день приезжают врачи и отвозят Мод в психиатрическую больницу, но после того, как карета останавливается, врачи вводят в дом именно Сью. Им сказали, что Сью – это Мод Лилли, теперь миссис Риверс, которая в своих галлюцинациях притворяется горничной Мод. Сью начинает кричать и ругаться, понимая, что её обманули: “Ты приняла её за голубя. Голубь, моя задница. Эта (нецензурное выражение) все знала. Она с самого начала была в этом замешана”.
Часть 2 рассказывает о событиях с точки зрения Мод. Мод далеко не простая, невинная леди, она подверглась физическому и психологическому насилию со стороны своего развратного дяди. Ее работа в качестве его секретаря заключается в том, чтобы помогать ему индексировать его огромную библиотеку порнографических материалов; она с детства читает вслух такие тексты своему дяде и его гостям-мужчинам. Когда Джентльмен предлагает ей свой план – освободить её из заточения дяди за половину её состояния, – Мод со страхом, но надеждой соглашается. Сначала она ничего не думает о невинной девушке, которую принесут в жертву, но после приезда Сью Мод тоже влюбляется.
После того как Сью оставили в психиатрической больнице, Мод неохотно отправляется с Джентльменом в Лондон. Она ужасно виновата, у неё разбито сердце, но даже если бы она решила не доводить заговор до конца, она бы потеряла Сью. Однако, когда они приезжают в Лондон, Джентльмен приводит её не к себе домой, как обещал, а доставляет к миссис Саксби.
Оказывается, что организатором всего заговора была миссис Саксби. Около 17 лет назад она пообещала одной аристократической даме позаботиться о её дочери и не допустить, чтобы ребёнок попал в руки её нечестивой семьи. На самом деле этой дочерью была Сью, а Мод – одним из её брошенных младенцев; их подменили, и миссис Саксби опекала Сью и скрывала её от семьи Лилли, в то время как Мод все эти годы подвергалась жестокому обращению.
Миссис Саксби объясняет, что когда она получит состояние, то оставит Мод при себе; ей нужна джентльменка рядом с ней, когда она разбогатеет. Мод в смятении и думает только о побеге. Получив шанс, она пересекает весь город, чтобы добраться до мистера Хоутри, джентльмена, который когда-то слушал её чтения в доме её дяди. Он отправляет её с женщиной, обещая, что о ней позаботятся, но женщина отводит её в богадельню – не что иное, как тюрьма под другим названием.
Мод возвращается, побеждённая, в дом миссис Саксби. Миссис Саксби, кажется, переполнена облегчением при виде её, хотя Мод расстраивается из-за преувеличенной, по её мнению, сентиментальности. Наконец, миссис Саксби признаёт, что Мод – не случайный ребёнок, которого ей поручили продать; Мод – родная дочь миссис Саксби.
Часть 3 возвращает читателя к точке зрения Сью. Она начинается с шока и ярости Сью от того, что её оставили в психиатрической больнице, и подробно описывает грубое обращение с ней. Врачи убеждены, что бред Сью будет преодолён, если только она вспомнит, как читать и писать; в конце концов, все эти годы она работала секретарём у своего дяди.
Проблема в том, что Сью на самом деле неграмотна, и она не может убедить врачей, что её неспособность написать что-либо, кроме своего имени, не является притворством. Она уже почти потеряла надежду, когда Чарльз, мальчик с ножом из Брайара, приходит навестить её, думая, что она на самом деле Мод во время медового месяца с Джентльменом. Мистер Риверс пообещал Чарльзу поехать с ним в Лондон, и Сью замышляет побег, взяв Чарльза в сообщники и пообещав помочь ему найти Джентльмена, когда они приедут. Чарльз приносит ей бланк и папку, и Сью удаётся сделать оттиск ключа от психиатрической больницы. Ей удаётся сбежать, и они возвращаются в Лондон.
Однако, оказавшись там, Сью начинает бояться, не зная, что она найдёт у миссис Саксби. Она предполагает, что о ней рассказывали неправду и что миссис Саксби будет потрясена её потерей, не зная, что на самом деле это миссис Саксби сговорилась запереть Сью. Она снимает комнату напротив дома миссис Саксби и наблюдает. Увидев Мод в спальне миссис Саксби, она приходит в ярость от гнева и ревности. Она поручает Чарльзу передать письмо миссис Саксби, но его перехватывает Мод, которая пытается подать Сью сигнал – что она все ещё любит её.
Сью врывается в дом с ножом, собираясь убить Мод, но пьяный Джентльмен прерывает сцену. И Мод, и миссис Саксби хотят защитить Сью от правды о том, что её суррогатная мать предала её; Мод защищает её из любви, а миссис Саксби – из финансовых интересов. Когда Джентльмен угрожает раскрыть правду, Мод и миссис Саксби бросаются на него; у кого-то оказывается нож Сью, и Джентльмен получает смертельный удар. Когда прибывает полиция, миссис Саксби даёт признательные показания. Происходит сенсационный суд, и её приговаривают к повешению.
Сью остаётся в доме, зная, что в конце концов ей придётся уйти и начать все заново – соседи ополчились против неё, решив, что она предала миссис Саксби и нарушила воровской кодекс чести. Она получает из тюрьмы пакет с личными вещами миссис Саксби, включая платье, которое было на ней в ту роковую ночь. Пытаясь очистить его от пятен крови, Сью натыкается на письмо. Она платит уличной торговке, чтобы та прочитала его ей, и наконец Сью узнает всю правду: Сью и Мод должны были получить по половине состояния своей настоящей матери.
Леди Лилли написала, что “Сьюзен Лилли (должна) ничего не знать о своей несчастной матери, но что она старалась оградить её от забот. Мод Саксби (должна) вырасти джентльменкой и знать, что её мать любила её больше собственной жизни”. Обе женщины – миссис Саксби и леди Лилли – думали, что поступают наилучшим образом для своих дочерей (и, конечно, для её будущего состояния в случае миссис Саксби).
Сью сразу же решает найти Мод, которую она по-прежнему глубоко любит, и отправляется в Брайар в надежде, что сможет определить её местонахождение. Мод, оказывается, все ещё в Брайаре. Ее дядя умер, и Мод свободна. Мод также признаётся, о чем были книги её дяди и чему её заставили научиться.
Сначала Сью шокирована и расстроена, понимая, что Мод знала все об их сексуальной связи, пока Сью была ещё невинной. Мод также рассказывает, что именно так она теперь зарабатывает на жизнь – пишет литературу, которая считается непристойной, но говорит об этом с гордостью. Сью понимает, что любит Мод, независимо от того, что она знает и что пишет: “В конце концов, – думала я, – это всего лишь чернила”. Они целуются и трепещут, и Мод показывает Сью то, что она написала.
- «История волков» Эмили Фридлунд, краткое содержание
- «Как украсть собаку» Барбары О’Коннор, краткое содержание
- «Как остановить время» Мэтта Хейга, краткое содержание
- «Веснушчатый сок» Джуди Блум, краткое содержание
- «Как Европа недоразвила Африку» Уолтера Родни, краткое содержание
- «Как мы пережили коммунизм и даже смеялись» Славенки Дракулич, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?