«В шкуре льва» Майкла Ондатже, краткое содержание читать ~6 мин.
Роман «В шкуре льва» – это разветвлённая, часто похожая на сон история Патрика Льюиса, канадца, который переезжает из родной деревни в Торонто в 1920-х годах. Роман был написан канадско-шриланкийским писателем Майклом Ондатже и опубликован в 1987 году. Повествование в свободной хронологии представляет собой сплетение ярких, загадочных, непрочно связанных между собой историй, из которых складывается путешествие Патрика на протяжении двух десятилетий, с конца 1910-х до конца 1930-х годов.
Сюжет и его герои прочно укоренились в этом бурном периоде индустриальной истории Канады, когда Патрик работает на различных промышленных предприятиях и пересекается с рабочими-иммигрантами, социалистическими активистами, капиталистическими магнатами и ворами.
В этом историческом пейзаже прослеживаются насилие и дегуманизация, порождённые промышленным прогрессом, несправедливость экономического неравенства, испытания иммиграции и дискомфорт, связанный с формированием личности из сложных факторов этнической принадлежности, национальности, социально-экономического статуса и языка.
Роман начинается с пролога на полстраницы, в котором излагаются события: Мужчина рассказывает эти истории девушке (Патрик и Хана, соответственно, как станет ясно в конце романа), пока они едут в утренней темноте в сторону Марморы, Онтарио.
Роман разделён на три части, каждая из которых состоит из нескольких длинных глав. Внутри этих глав Ондаатже выделяет подразделы с помощью разрывов в прозе (обычно с помощью переносов строк для разделения связанных сюжетных эпизодов и звёздочек для обозначения значительной смены сцен), а повествование часто переходит от настоящего к прошедшему времени через эти разрывы в тексте.
Ондаатже предпочитает настоящее время для повествования о более драматических, физически непосредственных сценах, в то время как прошедшее время он использует для менее сенсационных отрезков времени или при заполнении фоновой информации. Эта постоянная двусмысленность времени усиливает сюрреалистичность истории.
В первой главе описывается детство Патрика в отдалённом фермерском городке Беллрок. Он живёт со своим отцом, Хейзеном Льюисом, который работает фермером-скотоводом. Патрик наблюдает за подёнщиками, которые приезжают в город, чтобы работать на лесозаготовках, но в остальном никак не связаны с городом. Кульминацией этой главы является ужасный случай, произошедший в морозный зимний день, когда Патрику и его отцу приходится спасать корову, провалившуюся под лёд в близлежащей купальне.
Когда Патрику исполняется 15 лет, его отец бросает скотоводство и становится динамитчиком, сначала в компании Rathbun Timber Company, а затем в Richardson Mines. Позже выясняется, что его отец погиб в результате несчастного случая при добыче полевого шпата.
Патрик отсутствует в следующей главе, которая посвящена Николасу Темелкоффу, македонскому иммигранту и смельчаку-строителю, который помогает строить виадук на Блур-стрит. В романе появляются первые буржуазные персонажи: Роуленд Харрис, комиссар общественных работ, и Помфри, архитектор. Наблюдая за строительством издалека, Харрис и Помфри видят группу монахинь, потерявшихся в ночи, переходящих мост. Ветер раскачивает их, и одна из монахинь срывается с моста. Николас, висящий на верёвке во время работы в воздухе, инстинктивно ловит её во время падения, и они чудом успевают спастись. Он ведёт её в местный македонский бар. Он заговаривает с ней, но она не отвечает. После того, как он теряет сознание в пьяном виде, она срывает с себя привычку, отказываясь от монашеской жизни, и убегает.
В главе 3 Патрик возвращается в качестве героя, недавно переехавшего в Торонто в возрасте 21 года. Он находит работу в качестве «искателя», независимого детектива-любителя, нанятого, чтобы помочь разыскать Эмброуза Смолла, миллионера, магната недвижимости, который пропал в последние годы. Поиски приводят Патрика в дом Клары Диккенс, актрисы и последней известной любовницы Эмброуза. Клара соблазняет Патрика. Она знакомит его со своей подругой Элис Гулл, другой актрисой. Перед тем как Патрик должен уехать, они вместе проводят время в идиллическом месте на ферме Элис.
Патрик и Клара продолжают свой роман, пока Клара, наконец, не покидает его, чтобы присоединиться к Амброзу, скрывающемуся от правосудия. Патрик скорбит по ней, а Элис неожиданно приезжает в Торонто и помогает ему выйти из депрессии. Патрик понимает, где прячутся Клара и Эмброуз, и отправляется на встречу с ними. Амброуз пытается убить Патрика, но Патрик убегает, хотя и тяжело раненный. Клара помогает Патрику оправиться от ран, и между ними ненадолго возобновляется роман, после чего Клара снова возвращается к Эмброузу.
Спустя годы Патрик работает промышленным рабочим на стройке водопровода под озером Онтарио. Он живёт среди иммигрантских общин рабочего класса, которые приветствуют его, несмотря на то, что он не говорит на их языках. Его приглашают на представление политического театра, где он становится свидетелем того, как «человеческая кукла» в натуральную величину бьётся об пол. Находя это зрелище невыносимым, он прыгает на сцену, чтобы остановить его. После этого он обнаруживает, что марионетка – это женщина, Алиса Гулл. Элис знакомит Патрика со своей девятилетней дочерью Ханой, чей покойный отец был политическим активистом.
Элис и Патрик становятся партнёрами и живут вместе с Ханой. Патрик некоторое время работает на кожевенном заводе. Хана знакомит Патрика с Николасом Темелкоффом, владельцем её любимой пекарни (и главным героем главы 2). Постепенно собирая воедино улики из сувениров, которые показывает ему Хана, Патрик понимает, что Элис – это монахиня, упавшая с виадука на Блур-стрит, останки которой так и не были найдены. Патрик потрясён прекрасным совпадением этих разрозненных историй. Трагическая смерть Элис предрешена; позже выясняется, что она погибла в результате взрыва динамита.
Доведённый до безумия горем по поводу безвременной смерти Элис, Патрик становится поджигателем, нападая на богатых людей. В конце концов его ловят и сажают в тюрьму за нападение на роскошный отель. В тюрьме он знакомится с Караваджо, итальянским иммигрантом и профессиональным вором. Патрик помогает Караваджо бежать из тюрьмы. После освобождения из тюрьмы Патрик возвращается в Торонто и воссоединяется с Ханой. Им звонит Клара, которая сообщает, что Эмброуз умер, и просит их выехать за ней в Мармору. (Читатель теперь понимает, что мужчина и девушка в прологе – это Патрик и Хана).
Караваджо и Патрик, теперь оба вышедшие из тюрьмы, создают преступный союз вместе с женой Караваджо, Джаннеттой. Все трое разрабатывают план проникновения на вечеринку в яхт-клубе, манипулируют богатой парой, приглашая их на свою яхту, захватывают эту яхту и плывут к гидротехническим сооружениям, чтобы Патрик мог проникнуть на завод, проплыв по туннелям. Патрик проделывает этот нелёгкий путь в темноте, по пути нанося себе серьёзные травмы, но в конце концов он добирается до офиса комиссара Харриса, руководителя этого строительного проекта, а также организатора строительства виадука на Блур-стрит. Патрик захватил с собой динамит, который он планирует взорвать, разрушив водопровод и унеся с собой множество жизней. Патрик вступает в схватку с Харрисом, но Харрису удаётся подчинить его и не дать ему взорвать взрывчатку. Харрис милосердно устраивает так, что Патрика отпускают, чтобы он не понёс наказания за своё преступление.
Роман заканчивается тем, что Патрик и Хана начинают свой путь, чтобы встретиться с Кларой в Марморе. Патрик начинает рассказывать Хане свою историю.
- «В саду зверей» Эрика Ларсона, краткое содержание
- «В поисках садов наших матерей» Элис Уокер, краткое содержание
- «В лесном озере» Тима О’Брайена, краткое содержание
- «В разгар ночи» Джона Дадли Болла, краткое содержание
- «Посреди зимы» Исабель Альенде, краткое содержание
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
- «В замке из моей кожи» Джорджа Ламминга, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?