«Военные слухи» Филипа Капуто, краткое содержание читать ~4 мин.
Мемуары Филипа Капуто «Военные слухи», написанные в 1977 году, рассказывают о подлинном опыте Капуто, служившего морским пехотинцем во время войны во Вьетнаме. Лейтенант Капуто прибыл во Вьетнам в марте 1965 года с первыми боевыми подразделениями, направленными для участия в боевых действиях, и вскоре узнал, что его романтические представления о войне не имеют никакого сходства с кровавой жестокостью, с которой он и его люди столкнулись в борьбе с Вьетконгом и армией Северного Вьетнама.
Помимо признания дегуманизирующей жестокости войны, мемуары Капуто также рассматривают сложную психологию культуры, которая учила своих молодых людей тому, что война и самопожертвование делают из мальчика мужчину, прославляя приключения и жажду крови, мужественность и убийственную ярость. Как пишет Капуто, его мемуары раскрывают “вещи, которые мужчины делают на войне, и вещи, которые война делает с мужчинами”.
Капуто вырос в городке недалеко от Чикаго, где средний класс был окружён дымкой яблочного пирога, бейсбола и рыбалки. Заскучав по безопасности и комфортной жизни, Капуто жаждал насилия и действий, которые, по его мнению, придадут ему мужественности и героического статуса. В колледже Капуто стал добровольцем программы ROTC для морских пехотинцев, а после окончания колледжа поступил на военную службу в звании второго лейтенанта. Причины, в которые верит Капуто, отражают его превращение из неопытного двадцатилетнего солдата в человека, доведённого до маниакального насилия в своём стремлении отомстить за погибших товарищей.
Брошенный в горные джунгли Вьетнама, его маленькая пехотная рота – рота Чарли 2-го взвода 1-го батальона 3-й бригады морской пехоты – пытается найти и уничтожить врага. Погода и местность просто убийственны: нестерпимая жара и зелёные джунгли из слоновьей травы и деревьев, густые и непроходимые. Вьетконговцы устраивают засады на американские войска, выходя из джунглей; вскоре никто из бойцов не выдерживает психологического напряжения.
Доведённые до безумия условиями и чувством неспособности защитить себя от Вьетконга, бойцы берут трофеи с павших вьетконговских солдат, включая уши, и без раздумий убивают раненых вьетконговцев. Желая лишь защитить своих людей и оправдать ожидания своего начальника, разум и рассудительность Капуто покидают его, и он испытывает убийственную ярость, за которой следуют чувство вины и раскаяние.
В течение нескольких месяцев Капуто работает в штабе, одержимый подсчётами трупов американцев, галлюцинациями с лицами погибших и возмущением по поводу тривиальных решений и приоритетов администраторов и руководителей войны. Этическое различие между массовым уничтожением деревень напалмом и убийством тех же жителей людьми Капуто подрывает веру Капуто в справедливость или честность войны. По мере того, как он становится все более эмоционально оцепеневшим, он становится ещё более яростным. Он жаждет смерти – высшей стадии отрешения от реальности.
Летний муссонный сезон, когда он по собственной просьбе возвращается к своим людям, неумолимая жара и дожди превращают в насмешку боевые действия на земле. Война превращается в кровавую бойню, сдерживаемую лишь нежной заботой мужчин друг о друге и случайными актами доброты, которые они оказывают гражданскому населению, как, например, когда солдат накладывает мазь на язвы ребёнка в джунглях после того, как рота подожгла целую деревню.
Когда его рота уничтожена, Капуто прибегает к любым средствам, чтобы найти и убить врага. Когда мальчик приносит ему весть о том, что в соседней деревне прячутся два солдата Вьетконга, Капуто посылает своих лучших снайперов в надежде, что они убьют, а не захватят вражеских солдат. Его снайперы убивают двух человек и приносят тела, но одним из них оказывается мальчик, который принёс им информацию. Капуто предстаёт перед военным трибуналом за убийство этих двух человек. Его оправдывают, но его вера в то, что они ведут справедливую или почётную войну, разрушена. Вскоре после этого он получает почётную отставку.
Почти десять лет спустя Капуто возвращается во Вьетнам в качестве корреспондента газеты «Чикаго трибюн», чтобы сделать репортаж о падении Сайгона под натиском северовьетнамцев. В смятении чувств Капуто размышляет о войне – о потере человечности, о растрате человеческих жизней и ресурсов. Он покидает Вьетнам 29 апреля 1975 года.
В конечном счёте, эти мемуары обвиняют как общественное безразличие к войне, так и безразличие генералов и политиков к страданиям американских солдат во Вьетнаме. Считаясь современной классикой о цене войны, в литературной традиции «Илиады» Гомера, «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка и «Голых и мёртвых» Нормана Мейлера, Капуто выступает как совесть Америки, его наследие сохраняется в правдивом, неискажённом портрете американской военной машины.
- «Челюсти» Питера Бенчли, краткое содержание
- «Инсургент» Вероники Рот, краткое содержание
- «Незначительные события в жизни кактуса» Дасти Боулинг, краткое содержание
- «Сойка-ворона» Уэнделла Берри, краткое содержание
- «Я прожила тысячу лет» Ливии Биттон-Джексон, краткое содержание
- «Эвримен», автор неизвестен
Комментирование недоступно Почему?