«Ядовитое дерево» Уильяма Блейка читать ~6 мин.
«Ядовитое дерево» было написано Уильямом Блейком и опубликовано в его сборнике поэзии в 1794 году, который объединил его тома «Песни невинности» и «Песни опыта».
Помимо написания стихов, Блейк также был художником, специализировавшимся на живописи, иллюстрациях и гравюрах. Он писал и работал в период, который называют романтическим периодом английской литературы (1785-1832), названным так из-за его сосредоточенности на романтическом жанре и возвращении к средневековой эстетике и тропам. Блейка часто причисляют к так называемой «большой шестёрке» поэтов романтической литературы, разделяя внимание с такими писателями, как Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тейлор Кольридж, Джон Китс, Перси Байш Шелли и Джордж Гордон, лорд Байрон. Эти шесть писателей изначально были в центре внимания романтического литературоведения, хотя учёные расширили исследования на других авторов и продолжают включать новых писателей в литературный канон.
Помимо идеализации прошлого, литературные произведения романтического периода, как правило, сосредоточены на внутренней работе разума и воображения, эмоциях и чувствах, природе, сверхъестественном и человеке как личности, а также на других чертах.
Блейк был как буквальным, так и метафорическим визионером. Утверждая, что видел видения умерших, ангелов и Бога, Блейк в своих произведениях часто затрагивал теологические темы, а также политические и социальные комментарии. Лирическое стихотворение – то есть сосредоточенное на мыслях и чувствах говорящего – «Ядовитое дерево» легко вписывается в романтический канон, поскольку в нём основное внимание уделяется эмоциям и тем катастрофическим последствиям, которые могут возникнуть, когда чувствам даётся свобода.
Биография поэта
Уильям Блейк родился в Лондоне в 1757 году в семье Джеймса (чулочника) и его жены Кэтрин; оба родителя были нонконформистами. Всего у его родителей было семеро детей, но только пятеро пережили младенчество. С раннего детства Блейк признавался, что видел видения Бога, пророка Иезекииля и ангелов.
В раннем возрасте Блейк также проявлял художественные наклонности, и когда ему было 10 лет, родители записали его в школу рисования Генри Парса. Когда школа оказалась слишком тяжёлым финансовым бременем для его родителей, в возрасте 14 лет Блейк поступил в ученики к гравёру Джеймсу Брасиру. Блейк работал с Брасайром в 1772-79 годах, в это время он «был послан в Вестминстерское аббатство, чтобы сделать рисунки гробниц и памятников, где зародилась его любовь к готическому искусству».
После окончания ученичества у Брасира, в возрасте 21 года, он некоторое время учился в Школе дизайна Королевской академии искусств, а также работал «внештатным» гравёром для таких работодателей, как книготорговцы.
Одним из самых значительных событий в жизни Блейка стало то, что его брат Роберт, с которым он был очень близок, умер в 1787 году от чахотки или туберкулёза. Блейк утверждал, что видел, как дух Роберта покинул свою телесную форму и вознёсся на небо. Даже после смерти Роберта Блейк заявлял, что видел дух своего брата, и даже утверждал, что именно этот дух направил его в 1788 году
создать свой текст и дизайн на медной пластине с непроницаемой жидкостью. Затем пластину окунали в кислоту, чтобы текст и рисунок оставались рельефными. Пластину можно было использовать для печати на бумаге, а окончательный вариант раскрашивался вручную.
Этот стиль печати и иллюстрирования Блейк назвал «иллюминированной печатью». После «Поэтических набросков» Блейк использовал вышеупомянутый новый стиль «иллюминированной печати» для публикации «Песен невинности» в 1789 году и объединённого издания «Песен невинности» и «Песен опыта» в 1794 году. Хотя названия обеих этих публикаций звучат раздельно, «Песни невинности» и «Песни опыта» Блейка часто стирают границы между этими двумя состояниями.
Некоторые из других публикаций Блейка включают «Видения дочерей Альбиона», опубликованные в 1793 году, «Книгу Уризена», опубликованную в 1794 году, и «Брак небес и ада» в 1790-1793 годах. Поскольку Блейк писал во время и после Французской революции, его тексты часто включают политические темы и социальные комментарии против тирании. Блейк также общался с различными политическими радикалами, такими как Мэри Воллстонкрафт и Уильям Годвин.
Блейк начал писать стихи в возрасте 12 лет; в 1783 году он опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Поэтические наброски». Стихи, опубликованные в этом первом сборнике, были собраны в течение 14 лет. Примерно в это же время Блейк женился на Кэтрин Буше. Помимо того, что она была его женой, Баучер служила своего рода «ученицей» Блейка.
Он научил её читать, писать и помогать ему печатать. После женитьбы и смерти отца в 1784 году Блейк попытался открыть типографию вместе с Джеймсом Паркером, но дело не увенчалось успехом.
В 1800 году Блейк переехал в Фелфэм. Там он работал на своего покровителя Уильяма Хейли и был обвинён в подстрекательстве к мятежу после того, как насильно выдворил солдата по имени Джон Шофилд с его участка.
В 1803 году Блейк и его жена вернулись в Лондон, а в 1804 году с него было снято обвинение в подстрекательстве к мятежу. Однако время, проведённое в Фелфаме, не прошло даром: к этому периоду своей жизни он также относил различные духовные переживания, которые вдохновили его на последующие публикации. Среди этих «великих провидческих эпопей» были «Мильтон» (1804-1808), «Четыре Зои» (1797) и «Иерусалим» (1804-1820).
В последние годы жизни Блейк выставлял свои работы и продолжал создавать гравюры и заказы. Его работы не всегда вызывали самые положительные отзывы; один критик назвал Блейка «несчастным сумасшедшим».
По мере того, как падала его уверенность в своей работе, падали и его финансы. Последние годы жизни он провёл в компании Джона Линнелла и группы начинающих художников под названием «Древние», которые помогали Блейку деньгами и повышали его профессиональную самооценку. Он познакомился с Линнеллом в 1818 году и поддерживал контакт с ним и «Древними» до своей кончины в 1827 году. До самой смерти последним проектом Блейка была серия рисунков к произведениям Данте.
«Ядовитое дерево» Уильяма Блейка рассказывает классическую историю о вражде и ревности. Читатели узнают о ненависти и гневе, которые испытывает автор к своему врагу. Однако вместо того, чтобы попытаться обратить эту ненависть во что-то более позитивное или продуктивное, оратор подпитывает свой гнев и ненависть. Он создаёт видимость ложной доброжелательности, чтобы его заклятый враг чувствовал себя спокойно. Под этим фасадом гнев оратора растёт и растёт, пока не становится достаточно сильным, чтобы заманить врага, маскируясь под нечто завидное. Враг оратора не может устоять перед искушением и попадает в ловушку оратора, погибая от его рук.
- «Песни невинности и опыта» Уильяма Блейка, краткое содержание
- «Американский волк» Нейта Блейксли, краткое содержание
- «Рекурсия» Блейка Крауча, краткое содержание
- Сотни офортов Уильяма Блейка обнаружено в библиотеке университета Манчестера
- «Дыры» Луи Сачара, краткое содержание
- «Все, всегда: Становление любви в мире, полном неудач и трудных людей» Боба Гоффа, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?