«Абенг» Мишель Клифф, краткое содержание читать ~3 мин.
«Абенг» (1984) – беллетризованный полуавтобиографический роман ямайско-американской писательницы Мишель Клифф (1946-2016). Клифф родилась в Кингстоне, но большую часть своей жизни провела в США, где преподавала в нескольких престижных колледжах и университетах.
«Абенг», первый из трёх романов Клифф, – это подрывная история Ямайки, а также история взросления бирасовой девушки Клэр Сэвидж. Пытаясь понять своё окружение и собственное место в мире, Клэр постепенно раскрывает ужасный опыт, прошлый и настоящий, формирующий жизнь окружающих её людей. Изображая жизнь на острове в 1950-х годах и используя воспоминания, виньетки и исторические факты, книга представляет собой сложный, альтернативный рассказ о жестоком прошлом Ямайки и даёт возможность высказаться исторически маргинализированным и замалчиваемым группам населения острова.
Книга часто воспринимается как приквел к самому известному роману Клифф «Без телефона в рай» (1987), в котором рассказывается о жизни Клэр после того, как её семья покидает Ямайку. Название романа отсылает к раковине конх, которая использовалась как для вызова рабов на поля, так и для передачи сообщений между маронами. Противоречивое использование «абенга» отражает цель повествования – переосмыслить и переосмыслить историю Ямайки.
Роман открывается летом 1958 года на Ямайке, когда остров изобилует манго. Главная героиня, Клэр Сэвидж, – 12-летняя бирасовая девочка, которой необходимо научиться ориентироваться в обеих сторонах своего наследства. Ее отец, Бой, – потомок английского графа, а мать, Китти, – эмоционально отстранённая женщина из смешанной, или «красной», семьи.
Прослеживая истории её материнской и отцовской семей, книга постепенно раскрывает ужасную судьбу коренных индейцев и завезённых чернокожих рабов под британским колониальным владычеством. История заполняет пробелы, намеренно оставленные пустыми в официальном британском изложении, которое преподавалось в школах Ямайки в то время, ссылаясь на великие африканские королевства, которые ни в чем не уступали европейским, и на маронов, беглых рабов, которые боролись против белых людей и пытались сохранить свои обычаи и верования.
Ряд виньеток раскрывает краткие моменты жизни различных людей, с которыми знаком Клэр. Несмотря на официальную эмансипацию рабов в XIX веке, к чёрным и цветным людям на острове продолжают относиться как к неполноценным как белые, так и темнокожие жители.
Клэр, светлокожая дочь бирасовой матери и белого отца, застряла между этими двумя группами: бывшими колонизаторами и их бывшими рабами. Она осознает своё шаткое положение и непростые отношения между различными группами на острове благодаря дружбе с деревенской девочкой Зои и в школе, где цвет кожи определяет поведение учителей по отношению к ученикам.
В год, когда ей исполняется 12 лет, Клэр читает «Дневник Анны Франк» и задаётся вопросом как о Холокосте, так и о социальных структурах, формирующих её опыт. Во время пребывания на ферме своей бабушки в сельской местности Клэр также сталкивается со многими негласными разногласиями и мелкими несправедливостями, такими как неприятие соседями Безумной Ханны после смерти её сына из-за его предполагаемой гомосексуальности или молчаливое принятие инцеста, совершенного важным местным человеком.
Отец Клэр, Бой, является потомком младшего сына английского аристократа, который приехал на Ямайку в качестве судьи и стал владельцем плантации. Англичанин наиболее известен тем, что лично наказывал и убивал своих беглых рабов, а также сжигал большинство из них заживо накануне их освобождения. Мальчик – незрелый транжира, который убеждён, что семья Сэвидж относится к пресвитерианской избранной фамилии и достигнет спасения в загробной жизни, несмотря ни на что. Китти, мать Клэр, напротив, происходит из бедной семьи смешанной расы. Она, как и её собственная мать, эмоционально сдержана и отстранена от общения со своими детьми, вместо этого занимаясь помощью бедным незнакомцам.
В конце лета стремление Клэр к приключениям приводит к тому, что она случайно убивает ценного быка своей бабушки, в результате чего родители отправляют её жить к старой белой женщине, которая ненавидит Ямайку и проявляет непринуждённую жестокость к своим слугам и другим чернокожим. В новом доме Клэр учится быть «леди»: молчать и мириться с узким кругозором, чтобы прослыть белой женщиной и добиться успеха в широком мире.
- «Без телефона в рай» Мишель Клифф, краткое содержание
- «Девятый орел» Розмари Сатклифф, краткое содержание
- «Интерпретация культур» Клиффорда Гирца, краткое содержание
- «Олив Киттеридж» Элизабет Страут, краткое содержание
- «О, Уильям» Элизабет Страут, краткое содержание
- «О мышах и людях» Джона Стейнбека, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?