«Царь Эдип» Софокла, краткое содержание читать ~4 мин.
Пьеса «Царь Эдип» (Οἰδίπους Τύραννος), написанная великим афинским драматургом Софоклом (Σοφοκλῆς) и впервые поставленная около 429 года до н.э., является одной из самых известных и влиятельных трагедий, дошедших до нас из древнегреческой культуры. Основанная на фиванском мифологическом цикле, пьеса рассказывает о царе Эдипе, которому судьбой предначертано убить собственного отца и жениться на матери. В произведении исследуются вечные темы рока, свободы воли, противостояния знания и неведения, а также буквальной и метафорической слепоты.
Сюжет открывается сценой великого бедствия: на славный город Фивы обрушилась чума. Ничто не может укрыться от мора — ни зерно в полях, ни скот, ни младенцы в материнских утробах. Горожане в отчаянии приходят к дворцу своего царя Эдипа, мудрого и решительного правителя. Он взошёл на престол после того, как спас город от Сфинкса, и женился на вдове предыдущего царя Лая, чьё убийство так и осталось нераскрытым. Эдип утешает свой народ и сообщает, что уже отправил своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы вопросить оракула Аполлона о причинах несчастий и способах их преодоления. Креонт возвращается с ответом: изгнание или казнь убийцы Лая, который всё ещё скрывается в городе, — вот что спасёт Фивы.

Эдип, не зная, что произносит проклятие в свой собственный адрес, клянётся найти и покарать преступника. Он призывает слепого прорицателя Тиресия, говорящего от имени богов. Старец сначала отказывается отвечать, не желая навлекать на царя ещё большее горе, но Эдип в гневе обвиняет его в причастности к убийству. Тогда Тиресий открывает страшную правду: “Убийца, которого ты ищешь, — это ты”.
Эдип не верит ему и видит в его словах заговор, организованный Креонтом с целью захвата власти. Он в ярости прогоняет прорицателя. Позже в разговор вмешивается его жена Иокаста. Желая успокоить мужа, она убеждает его не доверять пророчествам. В качестве примера она рассказывает, что ей и Лаю когда-то предрекли, будто их сын убьёт отца и женится на матери. Чтобы избежать этого, они пронзили младенцу лодыжки и приказали бросить его умирать в горах. “И вот видишь, — говорит она, — Лай был убит разбойниками на перекрёстке трёх дорог, а значит, пророчество не сбылось!”
Однако упоминание перекрёстка трёх дорог тревожит Эдипа: он вспоминает, как много лет назад в похожем месте убил в ссоре знатного вельможу. Его беспокойство усиливается, когда гонец из Коринфа приносит весть о смерти царя Полиба, которого Эдип всегда считал своим отцом. Эдип радуется, полагая, что пророчество об отцеубийстве теперь точно ложно. Но гонец разрушает его надежду, сообщая, что Полиб и его жена не были Эдипу кровными родителями — они лишь усыновили младенца, которого пастух нашёл в горах.
Расспрашивая гонца и чудом выжившего старого пастуха, некогда служившего Лаю, Эдип постепенно складывает воедино ужасающую мозаику правды. Он — тот самый брошенный сын Лая и Иокасты, который, не ведая того, исполнил пророчество во всех его деталях.
Осознав весь ужас произошедшего, Иокаста в отчаянии уходит в свои покои и кончает с собой. Эдип, найдя её бездыханное тело, срывает с её платья золотые застёжки и выкалывает себе ими глаза, считая себя недостойным видеть свет солнца. “Зачем мне зренье, если мне уж нечего увидеть в жизни светлого?”
Ослеплённый и сломленный Эдип предстаёт перед своим народом. Власть в Фивах переходит к Креонту, который обещает позаботиться о дочерях Эдипа, Антигоне и Исмене. Трагедия завершается тем, что Эдип просит изгнать его из города, полностью принимая свою ужасную судьбу и готовясь встретить новую главу своей жизни в скитаниях и искуплении.
Одной из главных художественных особенностей пьесы является трагическая ирония. Зритель с самого начала знает правду или догадывается о ней, в то время как главный герой находится в полном неведении. Каждое действие Эдипа, направленное на поиск убийцы и спасение города, лишь приближает его к саморазоблачению. Его уверенность в собственной невиновности, его острый ум, когда-то позволивший разгадать загадку Сфинкса, теперь ведут его к катастрофе. Эта ирония создаёт мощное напряжение и подчёркивает беспомощность человека перед лицом судьбы.
«Царь Эдип» оказал колоссальное влияние на развитие европейского театра и литературы. Пьесу считали образцом трагического жанра Аристотель, Гёте, Шиллер и многие другие. В XX веке трагедия получила новое осмысление благодаря Зигмунду Фрейду, который использовал имя её главного героя для обозначения «Эдипова комплекса» — одного из центральных понятий в психоанализе. И сегодня, спустя почти две с половиной тысячи лет, история Эдипа продолжает волновать зрителей и читателей, заставляя задуматься о природе истины, вины и человеческого удела.
Комментирование недоступно Почему?