«Его кровавый проект» Грэма Макрей Бернета, краткое содержание читать ~6 мин.
«Его кровавый проект: Исторический триллер», написанный Грэмом Макреем Бернетом, – исторический криминальный роман, первоначально опубликованный в 2015 году. Представленный в виде серии беллетризованных исторических документов, составленных Бернетом, роман рассказывает о жутком тройном убийстве, совершенном Родериком Макреем, молодым фермером, жившим в Шотландском нагорье в середине XIX века.
Рассказанный через ряд часто противоречивых точек зрения, роман затрагивает вопросы природы свободы воли, истоков преступного поведения и социального неравенства. Роман «Его кровавый проект» получил несколько наград, а в 2016 году был включён в шорт-лист Букеровской премии.
Роман начинается с Предисловия, в котором беллетризованная версия автора представляет будущую книгу, представляя её как серию документов, касающихся дела Родерика Макрэя, молодого шотландского фермера, живущего в небольшой горной деревне Кулдуи, который совершил тройное убийство в середине XIX века.
Далее следует серия свидетельских показаний, данных полиции после убийства Родериком односельчанина Лахлана «Броуда» Маккензи и двух его детей, Флоры и Донни. В этих показаниях различные люди, знавшие Родерика, дают противоречивые характеристики мальчика: одни настаивают на том, что он был совершенно нормальным или даже обладал исключительным умом, другие характеризуют его как злого или выжившего из ума.
После этих заявлений следует самый длинный раздел книги, представляющий собой воспоминания Родерика о его жизни, предшествовавшей преступлениям. Он кратко описывает свою семейную жизнь и близкие отношения со старшей сестрой Джеттой. Его мать умерла при родах за полтора года до его преступлений, и он считает её смерть первой цепочкой в последовательности событий, приведших к совершенным им убийствам.
Вскоре после её смерти ему поручают присматривать за овцами общины, но он отвлекается, и овца, принадлежащая Лахлану Маккензи, получает травму. Родерик чувствует, что у него нет выбора, чтобы избавить овцу от страданий, и убивает её торфяным железом. На арбитражном собрании, состоявшемся после этого инцидента, городской констебль постановляет, что семья Родерика должна выплатить Лахлану Маккензи 35 шиллингов – из расчёта один шиллинг в неделю – в качестве компенсации за потерю овцы. Однако Лахлан недоволен этим решением и расстраивается, когда констебль отказывается применить к Родерику дальнейшее наказание.
Вскоре после этого Лахлан Маккензи выдвигает свою кандидатуру на выборах вместо нынешнего констебля. Он побеждает, практически не имея конкурентов, и начинает кампанию преследования семьи Макрей – уменьшает размер их участка, отказывается разрешить им собирать удобрения в море и заставляет Джетту заниматься с ним сексом. Тем временем Родерик завязывает дружбу с дочерью Лахлана, Флорой, и делает ей романтические предложения, на которые она отвечает отказом.
В то же время Джетта беременна ребёнком от Лахлана Маккензи и старается скрыть своё состояние от семьи. Отец Родерика, Джон, проводит неудачную встречу с чиновником, ответственным за надзор за их посёлком от имени короны, в ходе которой он пытается объяснить несправедливое отношение Лахлана Маккензи к семье Макрэй и терпит неудачу.
В день ежегодного летнего фестиваля Родерик сопровождает Джетту в город Эпплкросс, где она надеется продать несколько домашних изделий. Там он сталкивается со знакомым по имени Арчибальд Росс, болтливым мальчиком, ровесником Родерика. Они крепко выпивают, и Родерик признается Арчибальду в своих чувствах к Флоре, который советует ему высказаться ей. Они встречают Флору, и Родерик пьяно признается Флоре, которая даёт ему пощёчину и убегает. Позже Родерик и Арчибальд продолжают пить в ближайшем пабе, но их прерывает Лахлан Маккензи, который дразнит Родерика. Родерик пытается ударить Лахлана, который избивает мальчика до потери сознания.
На следующий день Родерик просыпается в канаве и идёт домой. В течение следующих нескольких дней он фантазирует о побеге из Калдуи и однажды отправляется в путь, чтобы уйти навсегда, но возвращается в приступе раскаяния при мысли о том, что оставил Джетту. Вечером он узнает, что его семью выселяют из дома. Джон приходит в ярость из-за беременности Джетты, жестоко избивает её и требует узнать, кто отец ребёнка. Он отступает после того, как Родерик признается, что отец – Лахлан Маккензи, а Джетта убегает в семейный амбар, где Родерик пытается её утешить.
На следующий день, подстёгнутый признанием Джетты о том, что ей было видение о смерти Лахлана Маккензи, Родерик отправляется к дому Лахлана с намерением убить его. Он застаёт Флору за чисткой картофеля и убивает её, прежде чем она успевает убежать. Он ждёт, пока Лахлан вернётся домой, но ему мешает сын Лахлана Донни, которого Родерик ударяет по голове, убивая ребёнка. Наконец, Лахлан возвращается домой и обнаруживает, что его дети мертвы. Родерик, который прятался, обнаруживает себя, и между ними завязывается драка. В конце концов Родерик одерживает верх и убивает Лахлана Маккензи, а в конце своего рассказа отмечает, что решил не убивать дряхлую мать Лахлана, которая была свидетелем всех трёх убийств Родерика.
За мемуарами следуют три кратких медицинских отчёта о телах Донни, Флоры и Лахлана. Хотя результаты этих отчётов в основном подтверждают рассказ Родерика об убийствах, они показывают, что Флора получила несколько ран в лобковой области, которые не учитываются в рассказе Родерика. За этими отчётами следует раздел из воспоминаний Дж. Брюса Томсона, криминолога, который обследовал Родерика по просьбе адвоката Родерика, Эндрю Синклера.
Томсон не впечатлён Родериком, но договаривается с Синклером о поездке в Кулдуи, чтобы узнать о его общине и семейном окружении. Там он беседует с одной из соседок Родерика, Карминой Мерчисон, которая рассказывает, что её муж иногда наблюдал, как Родерик предавался утехам у окна, ведущего в комнату её дочерей. Томсон пытается поговорить с Джоном Макреем, который не желает высказывать своё мнение по поводу чего бы то ни было, и точно так же упирается вдова Лахлана.
Следующий раздел представляет собой сжатый отчёт о суде над Родериком. Бернет отмечает, что дело стало печально известным ещё до начала судебного процесса, что привело к переполненному залу суда и большому вниманию прессы. В первый день Родерик признает себя невиновным по причине невменяемости. Корона вызывает нескольких свидетелей, знавших Родерика, чтобы они рассказали о его поведении и обстоятельствах убийства, пытаясь представить их как акт мести, который Родерик совершил из-за унижений, которым подверглась его семья из-за злоупотребления властью Лахланом.
Тем временем Синклер пытается вызвать высказывания, которые рисуют Родерика нездоровым, странным или откровенно сумасшедшим. Это продолжается в течение трёх дней и заканчивается тем, что защита вызывает своего единственного свидетеля: Дж. Брюса Томсона. Синклер ожидает, что Томсон будет утверждать, что Родерик страдает от так называемого морального помешательства, при котором человек обладает интеллектом, но его чувство добра и зла искажено. Томсон шокирует Синклера и зал суда, утверждая, что Родерик совершенно вменяем и что его главной целью была Флора. В качестве доказательства он приводит нерешительность Родерика в отношении сексуальных ран Флоры, даже когда он взял на себя ответственность за остальные преступления.
После заключительного слова присяжные совещались менее 24 часов, прежде чем вынести обвинительные вердикты по всем трём пунктам обвинения в убийстве. В эпилоге Бернет описывает, как Синклер пытался создать народное движение в защиту Родерика, чтобы добиться апелляции путём публикации рассказа Родерика. Эта попытка не удалась, и Родерик был повешен за свои преступления.
- «Неистовые часы» Кейси Сеп, краткое содержание
- «Мое небо Луизианы» Кимберли Уиллис Холт, краткое содержание
- «Моя последняя герцогиня» Дейзи Гудвин, краткое содержание
- «Моя сторона горы» Джин Крейгхед Джордж, краткое содержание
- «Моя жизнь как книга» Джанет Ташджиан, краткое содержание
- «Нада» Кармен Лафорет, краткое содержание
- «Ночь твистеров» Айви Ракман, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?