«Ион» Платона, краткое содержание читать ~7 мин.
Греческий философ Платон написал «Ион» приблизительно в 380 году до нашей эры. Этот философский диалог посвящён взаимоотношениям между поэзией и вдохновением. Главный герой, Сократ, спрашивает рапсода по имени Ион о его способности интерпретировать поэзию Гомера.
Ион Эфесский прибывает в Афины из Эпидавра, где он только что посетил фестиваль Асклепия, греческого бога медицины. На фестивале Ион участвовал в состязаниях, чтобы определить, кто является величайшим рапсодом (разновидность поэта, актёра, певца и исполнителя). Ион выиграл первый приз. Сократ выражает свою зависть к профессии Иона.
Как рапсод, Ион носит изысканные одежды, прекрасно выглядит и проводит свои дни, изучая и читая стихи вместе с другими рапсодами и поэтами. Ион соглашается, что профессия рапсода приятна, и утверждает, что никто не может так хорошо декламировать поэзию Гомера, как он.
Сократ проводит различие между заучиванием стихотворения и пониманием его смысла. Он говорит, что для правильного чтения поэмы необходимо и то, и другое. Когда Ион говорит о своей способности толковать Гомера, Сократ спрашивает, может ли он толковать и других поэтов. Ион отвечает, что не может. Сократ интересуется почему и спрашивает Иона, может ли он одинаково хорошо толковать Гомера и Гесиода, если поэты согласятся по какому-то вопросу. Ион отвечает, что смог бы. Когда Сократ спрашивает, может ли Ион одинаково хорошо интерпретировать Гомера и Гесиода, если они не согласны, Ион отвечает, что не может. Ион говорит, что если поэты расходятся во мнениях, то лучше всего их истолкует специалист по теме, по которой они расходятся.
Сократ спрашивает, почему Ион может толковать только Гомера. Ион отвечает, что это потому, что Гомер – лучший поэт. Но этот ответ не удовлетворяет Сократа, который приводит примеры других профессионалов, которые могут судить как о хорошем, так и о плохом в своём искусстве, например, математиков, врачей, художников, скульпторов и музыкантов. Они соглашаются, что если кто-то искусен в каком-то искусстве, то он должен быть способен судить как о хороших, так и о плохих примерах. Однако Ион утверждает, что у него нет никаких навыков, когда дело доходит до интерпретации любого поэта, кроме Гомера: “Когда кто-то обсуждает другого поэта, я не обращаю на это внимания, и у меня нет сил внести что-то стоящее: Я просто дремлю. Но стоит кому-нибудь упомянуть Гомера, и я сразу же просыпаюсь, внимаю и могу многое сказать. Сократ приходит к выводу, что Ион может исполнять и толковать Гомера, потому что его вдохновляют боги”.
Чтобы объяснить, что он подразумевает под вдохновением, Сократ использует метафору магнита, утверждая, что «это божественная сила движет тобой (Ионом), как «магнитный» камень движет железные кольца». Сократ объясняет, что магнит наделяет металлический предмет способностью притягивать другие металлические предметы, и так далее, причём сила магнетизма становится слабее по мере удаления от первоначального магнита.
Сократ говорит, что бог непосредственно вдохновляет поэта Гомера, и что вдохновение приходит к Иону через поэзию Гомера, которую Ион передаёт тому, кто смотрит, как он читает стихи. Настоящая поэзия – дело рук богов, а люди – всего лишь их глашатаи, когда они вдохновляются. Сократ приводит пример ужасного поэта, который никогда не писал ничего стоящего, кроме одного невероятного стихотворения, которое все знают и любят. Сам поэт объясняет, что он смог написать это потрясающее стихотворение только потому, что Музы заставили его это сделать. Итак, заключает Сократ, поэты – это толкователи богов, потому что боги используют поэтов, чтобы через них передавать свои божественные послания.
Сократ говорит, что для того, чтобы быть вдохновлённым, человек должен быть «одержимым» или «не в своём уме». Он утверждает, что если бы поэты использовали свой разум для написания стихов, их стихи уступали бы тем, которые они создают по божественному вдохновению. Ион согласен с тем, что он не в своём уме, когда читает стихи, поскольку он чувствует себя перенесённым в ту ситуацию, которую описывает его стихотворение; если история, которую он рассказывает, грустная, то на глаза наворачиваются слезы, а если пугающая, то волосы встают дыбом.
Эти реакции противоречат разуму, потому что в действительности он стоит в комнате и читает стихотворение. Более того, его зрители чувствуют те же эффекты, когда слышат, как Ион читает стихи, показывая, что утверждение Сократа о том, что божественное вдохновение действует подобно магниту, имеет под собой основание: вдохновение течёт от богов к поэту, от рапсода к зрителям.
Ион утверждает, что может хорошо рассказать о любом предмете, о котором писал Гомер. Но Сократ не убеждён, поскольку не считает, что понимание Ионом этих предметов равнозначно знанию – источник его способности говорить о них был определён как вдохновение.
Чтобы показать разницу между вдохновением и знанием, Сократ спрашивает Иона, знает ли он столько же о вождении колесниц, сколько знает возница, только потому, что об этом пишет Гомер. Ион признает, что возница знает больше. Тогда Сократ говорит: “То, что мы узнаем, овладев одной профессией, мы не узнаем, овладев другой, верно?”. Ион соглашается: Если возница и рапсод – разные профессии, то Ион не может научиться быть возницей, изучая поэзию Гомера, даже если она о вождении колесниц. Сократ приводит ещё несколько примеров профессий, которые можно найти в произведениях Гомера, и Ион соглашается, что люди, овладевшие этими профессиями, были бы лучшими судьями в том, насколько точно Гомер представил их профессии.
Сократ продолжает: Если возница лучше всего разбирается в отрывках, связанных с вождением колесниц, а врач – в отрывках, связанных с медициной, то в каких отрывках лучше всего разбирается рапсод? “Во всех”, – отвечает Ион, видимо, забыв, что только что согласился, что такого быть не может. Сократ напоминает ему, что у разных профессий разные области знания и что рапсод не может знать о профессии больше, чем тот, кто занимается этой профессией.
Ион утверждает, что “рапсод будет знать, что подобает говорить мужчине или женщине – рабу или свободной, последователю или лидеру”. Например, он думает, что рапсод будет знать, “что должен сказать мужчина, если он полководец, чтобы воодушевить своих солдат”.
Сократ настаивает на том, что даже если Ион и знает, что должен сказать генерал, он знает это не благодаря своим навыкам рапсода. Ион считает, что “всякий, кто является хорошим рапсодом, оказывается и хорошим полководцем”, но не “всякий, кто оказывается хорошим полководцем, является хорошим рапсодом”. Теперь Ион утверждает, что раз он лучший рапсод, то он и лучший полководец.
Сократ спрашивает его, почему он тратит своё время на “исполнение рапсодий, а не на командование войсками”, ведь Греции больше нужен полководец, чем рапсод. Ион отвечает, что это потому, что Афины и Спарта не понимают, каким хорошим полководцем он мог бы быть, так как он иностранец. Сократ утверждает, что если бы Ион был таким хорошим полководцем, как он говорит, Афины и Спарта поняли бы это. Сократ говорит, что из Иона не получится хорошего полководца, потому что он не знает, как им быть. Однако он знает, как быть рапсодом, хотя и не может точно определить, что должен знать рапсод. Сократ заключает: “Именно как божественный человек, а не как мастер профессии, ты (Ион) поешь хвалу Гомеру”.
- «Изгнанники Свободы» Майи Ясанофф, краткое содержание
- «Шпионка Гарриет» Луизы Фитцхью, краткое содержание
- «Рабы на сорок миллионов долларов» Уильяма Родена, краткое содержание
- «Бросок на миллион долларов» Майка Лупики, краткое содержание
- «Справедливость и политика различий» Айрис Марион Янг, краткое содержание
- Горгиас
Комментирование недоступно Почему?