«Сид» Пьера Корнеля, краткое содержание читать ~5 мин.
«Сид» – пятиактная трагикомическая пьеса Пьера Корнеля, впервые поставленная в 1636 году в театре дю Марэ в Париже. В основе сюжета лежит испанская пьеса Гильена де Кастро «Las mocedadas del Cid», которая сама основана на легенде о Родриго Диасе де Виваре (1043-1099), кастильском рыцаре и национальном герое Испании, чей титул «Эль Сид» происходит от арабского слова «сайид», означающего повелитель.
Корнель (1606-1684) считается одним из величайших французских драматургов XVII века, который часто называют золотым веком французской литературы. Творчеству Корнеля покровительствовал влиятельный кардинал Ришелье, хотя они расстались после ссоры из-за нововведений Корнеля в стандартные для того времени пьесы.
Сам «Сид» имел противоречивый успех. Это была новаторская для своего времени трагедия со счастливым концом, в которой не было чётких героев и злодеев и которая не поддавалась классическому единству времени, места и действия, предписанному аристотелевской драматической теорией. Пьеса вызвала дебаты – известные как «Ссора о Сиде» – о важнейшей эстетике драмы.
Корнель показал, что трагедии могут иметь самые разные концовки и не обязательно заканчиваться тяжёлой моралью или придерживаться классических правил написания пьесы. Кроме того, центральный конфликт пьесы – главный герой должен сделать выбор между любовью к невесте и защитой чести отца – породил термин «корнелевская дилемма», означающий трудный или невозможный выбор. Сегодня «Сид» считается лучшей пьесой Корнеля.
Хотя «Сид» изначально был написан рифмованным стихом, некоторые переводчики превратили пьесу в прозу.
В 11 веке в городе Севилья в Кастильской области Испании дон Санчо и дон Родриго стремятся жениться на одной и той же женщине, Чимене. И Чимена, и её отец, дон Гомес, граф де Гормас, предпочитают Родриго в качестве жениха, но Чимена боится, что судьба каким-то образом вмешается.
Инфанта, дочь дона Фернандо, короля Кастилии, также любит Родриго, но не может выйти за него замуж из-за его более низкого социального статуса. Инфанта решает помочь соединить Родриго и Чимену, надеясь, что их брак ослабит её собственные чувства к Родриго.
Граф де Гормас ревнует, что король назначил отца Родриго, дона Диего, воспитателем принца. Граф сталкивается с Диего, обезоруживает и оскорбляет его. Униженный Диего, который слишком стар и слаб, чтобы сражаться, просит Родриго отомстить за него. Родриго знает, что борьба с графом означает потерю любви Чимены, но все равно соглашается сражаться за честь своего отца.
Во втором акте дон Ариас предупреждает графа, что король не разрешит ему дуэль с Родриго, но графу все равно. Он пытается оскорбить Родриго, но когда Родриго не реагирует, граф хвалит его мужество и просит отказаться от поединка. Родриго отказывается.
Чимена, расстроенная предстоящей дуэлью между её возлюбленным и отцом, доверилась инфанте. Инфанта воображает, что если Родриго победит, то Чимена отвергнет его ради отца, оставив Инфанте возможность самой добиваться его.
Король недоволен тем, что граф оскорбил Диего и настаивает на дуэли с Родриго, а также обеспокоен приближением мавританского флота. Дон Алонзо объявляет, что Родриго убил графа на дуэли, лишив короля одного из его лучших бойцов-ветеранов, поскольку мавританская угроза приближается.
Акт III открывается, когда Родриго говорит кормилице Чимены, Эльвире, что знает, какое горе он причинил Чимене, и хочет, чтобы Чимена убила его в отместку за своего отца. Эльвира велит Родриго спрятаться, пока Чимена не вернулась домой.
Чимена, полагая, что она наедине с Эльвирой, признается, что не может заставить себя ненавидеть Родриго, но признает, что должна отомстить за отца. Родриго открывается и просит Чимену убить его на месте, но она не может этого сделать. Чимена говорит Родриго, что понимает, что он должен был бросить вызов графу, чтобы защитить честь дона Диего, но в свою очередь она должна защитить честь собственного отца. Чимена считает, что у неё нет другого выбора, кроме как убить Родриго.
Родриго возвращается домой, и Диего сообщает ему, что мавры собираются напасть на город. Если Родриго сразится, он сможет заслужить похвалу короля и вернуть себе место в сердце Чимены.
В IV акте Родриго возвращается с войны героем. Мавры, которых он захватил в плен, благоговеют перед ним и называют его «Сид». Инфанта просит Чимену отказаться от мести, но та не может. Диего говорит королю, что Чимена все ещё любит Родриго и хочет спасти его. Король делает вид, что Родриго убит, чтобы понаблюдать за реакцией Чимены, и её горе доказывает, что она все ещё любит его. Дон Санчо объявляет, что будет сражаться с Родриго от её имени, и она соглашается выйти замуж за победителя поединка.
В заключительном акте Родриго говорит Чимене, что не будет защищаться от Санчо, потому что ему лучше умереть, чем жить с обидой Чимены. Она говорит ему, что он должен защищаться, чтобы спасти её от необходимости выйти замуж за Санчо.
Инфанта произносит монолог, в котором заявляет, что Родриго и Чимена должны быть вместе, так как после всего случившегося между ними нет ненависти.
Появляется Санчо с окровавленным мечом, и Чимена боится, что Родриго мёртв. Она признается в любви к Родриго и умоляет не выходить замуж за Санчо, а уйти в монастырь, где она проведёт всю жизнь, оплакивая отца и возлюбленного.
Король сообщает Чимене, что Родриго ещё жив: он обезоружил Санчо, но решил не убивать его. Санчо говорит, что, поскольку Родриго и Чимена явно влюблены друг в друга, им следует пожениться. Король говорит Чимене, что она достаточно отомстила за своего отца. Он предлагает ей выйти замуж за Родриго, но сначала подождать год, чтобы её душевные раны зажили. В течение этого года Родриго продолжит борьбу с маврами и завоюет себе честь.
- «В поисках Джей Джей» Энн Кэссиди, краткое содержание
- История персидских ковров
- «Расколотая Индия» Бапси Сидхвы, краткое содержание
- «Персидские письма» Монтескье, краткое содержание
- «Защита поэзии» Филипа Сидни, краткое содержание
- Корнелиусу Гурлитту будут возвращены произведения искусства, конфискованные у него ранее
Комментирование недоступно Почему?