«Мару» Бесси Хэд, краткое содержание читать ~4 мин.
В книге «Мару» (1971) автор Бесси Хэд сталкивается с глубоко укоренившимися предрассудками по отношению к народу масарва в Ботсване. Масарва, которых большинство жителей Ботсваны считают недочеловеками, ведут в ботсванском обществе неприемлемое и отчаянное существование. Живя за счёт земли, масарва кочуют с места на место в буше, добывая пищу и воду, ведя натуральный образ жизни. Само название «масарва» является оскорблением, оно примерно эквивалентно английскому термину «ниггер».
Мать Маргарет Масарва умирает при родах; её тело и новорождённого оставляют на обочине дороги. Маргарет Кэдмор, шотландская миссионерка, принимает ребёнка и называет его в свою честь. Юная Маргарет воспитывается в условиях миссии, где она получает справедливое обращение, доброту и, в частности, образование. Будучи отличной ученицей, она со временем получает диплом преподавателя. События романа начинаются с того, что Маргарет получает своё первое учительское задание в маленькой деревушке Дилепе.
Маргарет, которая могла бы сойти за «цветную», будучи наполовину белой, наполовину африканкой по национальности, вместо этого смело объявляет всем, кто спрашивает, что она – масарва, которых большинство жителей Ботсваны считают нелюдями. Однако, будучи учительницей, она занимает уважаемое положение в ботсванском обществе. Через сопоставление этнической принадлежности Маргарет и её положения Хед исследует взаимодействие между расой, полом и классом. Борьба Маргарет за преодоление расизма – центральная тема романа.
Другие значимые персонажи романа – Дикеледи, коллега-учительница Маргарет по школе и сестра будущего верховного вождя; Мару, будущий верховный вождь; Молека, любовный интерес Дикеледи, лучший друг Мару и вождь низшего уровня – все они сталкиваются с реальностью человечности, честности и интеллекта Маргарет. Каждый из них отказывается относиться к Маргарет как к недочеловеку из-за её этнической принадлежности, несмотря на то, что и Молека, и Мару имеют много рабов-масарва, которые работают в их домах и на их скотоводческих ранчо. Значительная часть богатства каждого богатого человека происходит за счёт порабощения народа масарва в качестве скотоводов, фермеров или слуг.
Благодаря своей дружбе и любви к Маргарет – и Молека, и Мару борются за руку Маргарет – эти три высокопоставленные фигуры оказывают влияние на остальных жителей деревни и бросают вызов древним убеждениям о врождённой неполноценности масарва. Патентное скромное достоинство, честность и храбрость Маргарет в раскрытии её истинного происхождения и то, как она ведёт себя, представляют собой крушение расовых предрассудков в ботсванском обществе.
Этот роман в значительной степени опирается на собственную жизнь автора и предрассудки, с которыми она столкнулась, когда росла в Южной Африке. Хед, как и её героиня Маргарет, стала учительницей. Хед бежала из Южной Африки после того, как столкнулась там с юридическими проблемами, и попала в Ботсвану в качестве беженца.
Роман действует как современная сказка, в которой Маргарет выступает в роли Золушки, а Мару и Молека – в роли влюблённых прекрасных принцев. Эта метафора становится тем более резонансной, что Мару суждено стать верховным вождём, или королём, своего народа, а Молека уже является королём другого королевства. Подчёркивая различия между Маргарет и её женихами, Маргарет описывается как дикая собака, к хвосту которой привязаны консервные банки. Более того, она постоянно сталкивается с предрассудками, изоляцией и отчуждением:
Это никогда не прекращало грохота жестяных банок, но сохраняло рассудок жертвы жестяных банок. Никто криками, воплями или плевками не мог избавить её от бушмена. Оставалось только одно – выяснить, как бушмены собираются остаться в живых на земле, ведь никто не хотел, чтобы они остались, разве что в качестве рабов и приблудных собак батсвана. Эта половина проблемы, которую ей предстоит решить в одиночку, является основной темой романа, связанной с поиском Маргарет признания и места в обществе. К сожалению, она так и не находит его.
В Дилепе она становится пешкой двух могущественных вождей, каждый из которых стремится использовать её в своих целях и при этом признается в любви. Только в своём собственном доме, сначала в заброшенной библиотеке в Дилепе, а затем в супружеском доме с Мару, она находит признание и любовь. Она обнаруживает, что её игнорируют и пренебрегают ею, вместо того чтобы найти путь к принятию в более широком обществе Дилепе. Хотя Маргарет никогда не принимают, её также не убивают, о возможности чего Дикеледи упоминает в начале романа. Золушка выходит замуж за прекрасного принца, но жизнь её не «счастлива до конца».
- Рисование тушью и маркерами
- Мария Дэви Христос
- Творчество художников-маринистов
- Марина Демпстер: обувь как самовыражение в искусстве
- PAN Amsterdam собрала более 125 арт-дилеров и владельцев галерей
- Ярмарка современного искусства в Мехико потеряла лоск
- Ярмарка галерей в Бразилии представляет собой сочетание инновации и искусства
- «Найденный» Маргарет Петерсон Хэддикс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?