«Медитации о первой философии» Рене Декарта, краткое содержание читать ~3 мин.
«Медитации о первой философии» – философский трактат Рене Декарта. Первоначально опубликованный на латинском языке в 1641 году, этот текст оказал влияние на европейскую и мировую философскую традицию. В этой работе Декарт доказывает существование Бога и бессмертие души. Два его главных вклада в философию – дуализм «ум-тело» и знаменитая фраза “Я мыслю, следовательно, я есть”.
Книга состоит из шести размышлений, в которых Декарт пытается подвергнуть сомнению все свои прежние убеждения в надежде установить ясное и чёткое знание. Он пытается лишить реальность всех ненужных атрибутов, чтобы познать её истинную сущность. Декарт пытается привести аргументы, которые убедят даже атеистов и скептиков в том, что Бог существует, а душа бессмертна.
Декарт начинает «Медитации» с почтительного письма к теологическому факультету в Париже, в котором защищает достоверность и авторитет своей работы. Это письмо было бы очень важным во времена Декарта из-за атмосферы религиозной нетерпимости. Затем Декарт излагает содержание каждой медитации, заявляя, что он осознает свою склонность к ошибкам.
Первую медитацию Декарт начинает с представления своего метода исследования. Он заявляет, что будет стремиться сомневаться во всем и проверять, может ли он найти какие-либо неопровержимые истины. Он сомневается в том, что сидит у огня и что его руки принадлежат ему. Затем приводится аргумент о сне, поскольку Декарт замечает, что человек не всегда может легко отличить бодрствование от сна. Во второй медитации Декарт начинает проводить различие между разумом и телом. Для этого он экспериментирует с воском.
Он обнаруживает, что после того, как воск расплавляется, он предстаёт перед органами чувств как совершенно новый объект. Первоначальные качества воска – цвет, вес, рост и запах – были заменены другими качествами. Как же тогда, спрашивает Декарт, можно узнать, что этот кусок воска – тот же самый объект, с которым он начал эксперимент? Этот вопрос заставляет Декарта провести широкое различие между внешней сущностью, которая относится к частностям и может претерпевать бесконечные изменения, и внутренней сущностью, которая относится к универсалиям и представляет собой непрерывность среди изменений.
Это различие позволяет Декарту утверждать, что физические тела придерживаются определённого и изменчивого представления частностей, в то время как душа неделима. В этой медитации Декарт также заявляет, что поскольку он мыслит и не может сомневаться в том, что он мыслит, он может быть уверен в своём существовании.
В третьей медитации Декарт доказывает существование Бога. Он утверждает, что раз у него есть представление о существе, которое больше него, то это существо должно существовать, потому что следствие не может быть больше своей причины. Поскольку Декарт – существо конечное, он мог постичь бесконечно совершенное существо только в том случае, если бы это существо вложило в него мысль. В четвёртой медитации Декарт проводит различие между истиной и ложью.
Он считает человеческое понимание ограниченным и, следовательно, подверженным ошибкам. Однако, если Бог совершенен, то разве способности, заложенные в нас Им, не должны быть надёжными? Декарт утверждает, что ошибки возникают из-за свободы воли человека и неправильного использования наших интеллектуальных способностей. Свобода воли позволяет нам формировать мнения о вещах, которые мы не можем понять до конца. В пятой медитации Декарт представляет чистую математику как способ субстанции, который может быть постигнут душой.
В последней медитации Декарт утверждает, что факты о материальных телах, так же как и математические истины, могут быть познаны. Тело относится к органам чувств и поэтому даёт нам лишь привходящее знание. Например, если человек чувствует тепло, он знает, что источник тепла находится рядом. В этом разделе Декарт утверждает, что тело и разум настолько неразрывно связаны друг с другом, что только в результате изнурительной медитации можно увидеть, что они обладают разной природой.
- «Затерянные в Тихом океане, 1942» Тода Олсона, краткое содержание
- «Мемуары гейши» Артура Голдена, краткое содержание
- «Мексиканский белый мальчик» Мэтта де ла Пенья, краткое содержание
- «Прекрасная война» Джули Берри, краткое содержание
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
- «В поисках Джей Джей» Энн Кэссиди, краткое содержание
- «Медитация 17» Джона Донна, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?