«Натан Мудрый» Готхольда Лессинга, краткое содержание читать ~4 мин.
Действие моральной пьесы Готхольда Эфраима Лессинга «Натан Мудрый» (первоначально опубликованной на немецком языке под названием «Nathan der Weise», 1779) происходит в Иерусалиме во времена крестовых походов. В произведении рассказывается сложная история идентичности, в которой участвуют персонажи трёх основных монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. В конечном счёте, пьеса предлагает сильную поддержку религиозной терпимости.
Первый акт пьесы открывается возвращением еврейского купца Натана домой из деловой поездки. Пока он отсутствовал, его дом загорелся, и его дочь Реха едва не погибла. Однако таинственный христианский рыцарь-тамплиер вытащил её из пламени и исчез. С тех пор Реча находится в лихорадочном обмороке и хочет снова увидеть тамплиера.
До начала действия пьесы тамплиер был захвачен войсками мусульманского султана Саладина. Как вражеский рыцарь, тамплиер мог быть убит, но Саладин пощадил его жизнь, потому что он похож на своего покойного брата Ассада. Теперь тамплиер узнает, что патриарх (глава христианской церкви в этой местности) хочет завербовать его в качестве агента, возможно, для убийства Саладина. Слуга Натана Даджа находит тамплиера и сообщает ему, что он будет приглашён в дом Натана.
Во втором акте Саладин и его сестра Ситтах играют в шахматы, когда прибывает казначей Саладина (и друг Натана) Аль-Хафи. Выясняется, что Саладин неправильно распорядился финансами султаната. Ситтах убеждает его обратиться за займом к Натану, который, как известно, очень богат.
Натан и тамплиер встречаются. Они обсуждают религии и различия между христианами и иудеями и решают стать друзьями. Даджа рассказывает тамплиеру, что Саладин послал за ним. Перед уходом рыцарь упоминает, что его фамилия фон Штауффен, которую Натан узнает. Прибывает аль-Хафи и упоминает, что Саладин, скорее всего, захочет занять у Натана денег.
В третьем акте тамплиеры посещают дом Натана, где он влюбляется в Речу. Ситтах убеждает Саладина обмануть Натана, чтобы тот одолжил ему денег, задав ему вопрос о религии, поставив его в затруднительное положение и заставив почувствовать себя обязанным султану. Саладин спрашивает Натана, какая религия лучше. Вместо прямого ответа Натан рассказывает притчу о волшебном кольце: Когда группа сыновей ссорится из-за того, кому достанется кольцо, отец даёт каждому сыну фальшивое кольцо. Мораль этой истории, пояснил Натан, заключается в том, что невозможно определить, в чем одна религия превосходит другую. Саладин находит рассказ Натана трогательным.
Тамплиер просит у Натана благословения на брак с Рекой, но Натан отказывается его дать, не объясняя причин. Тамплиер в смятении. Он беседует с Даджей, которая рассказывает, что Реча не является биологической дочерью Натана, а родилась христианкой, была удочерена и воспитана как еврейка.
Потрясённый, тамплиер встречается с патриархом в четвёртом акте и спрашивает его, что произойдёт, если еврей будет воспитывать приёмного христианского ребёнка как еврея. Патриарх жестоко настаивает на том, что еврей будет сожжён на костре. Тамплиер встречается с Саладином, и они обсуждают истинное происхождение Речи. Признавая, что Натан может быть наказан, Саладин защищает поступок своего друга как благородный.
Натан встречается с братом-мирянином, который много лет назад принёс ему младенца Речу. Мирянин также защищает действия и намерения Натана. Натан просит брата-мирянина достать старую записную книжку, которая была передана ему вместе с Рекой, в надежде найти подтверждение её прошлого.
В пятом акте тамплиер и Натан обсуждают правду о прошлом Речи и примиряются. Натан получает подтверждение из старой записной книжки, что Реча и тамплиер являются родными братом и сестрой. Он сообщает тамплиеру, что брат Речи был обнаружен, и поэтому он не может дать своё благословение тамплиеру, но не говорит тамплиеру, что он брат Речи.
В финальной сцене встречаются все основные персонажи. Натан объясняет, что Реча и тамплиер – родные брат и сестра, дети мужчины по имени Вольф фон Фильнек и немки, чья фамилия была фон Штауффен. Саладин и Ситтах спрашивают о Вольфе, и Натан рассказывает, что Вольф на самом деле был Ассадом, который влюбился в фон Штауффен и взял в качестве дани немецкую фамилию фон Фильнек. Таким образом, Реча и тамплиер являются племянницей и племянником Саладина и Ситтаха. Когда правда об их взаимоотношениях полностью раскрыта, вся группа обнимает друг друга.
- «Золотая тетрадь» Дорис Лессинг, краткое содержание
- «Трава поёт» Дорис Лессинг, краткое содержание
- «Сквозь туннель» Дорис Лессинг, краткое содержание
- «Родной сын» Ричарда Райта, краткое содержание
- «Природа» Ральфа Уолдо Эмерсона, краткое содержание
- «Моё рабство и моя свобода» Фредерика Дугласса, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?