«Оскар» Ривы Марин, краткое содержание читать ~4 мин.
Биография канадской писательницы Ривы Марин «Оскар» (2003) рассказывает о жизни и карьере Оскара Питерсона, канадского джазового пианиста, обладателя восьми премий «Грэмми», игравшего с рядом известных музыкантов, включая Каунта Бейси и Херби Хэнкока.
15 августа 1925 года Оскар Эммануэль Питерсон родился в семье двух иммигрантов из Вест-Индии, живших в Монреале, Квебек, Канада. Отец Оскара, Дэниел Петерсон, работал в поездах носильщиком на Канадской Тихоокеанской железной дороге. Дэниел также был пианистом-любителем и трубачом. Воспитание в преимущественно чёрном районе Монреаля Little Burgundy в сочетании с музыкальностью и учением отца помогло Оскару в раннем возрасте проникнуться любовью к джазу.
К пяти годам Оскар уже умело играл на трубе и фортепиано. В возрасте семи лет Оскар заболел туберкулёзом. Хотя он выжил, врачи сказали его семье, что он никогда больше не сможет играть на трубе. Оскар переключил своё музыкальное внимание на фортепиано. Помимо исполнения джазовых риффов, Оскар учился играть на классическом фортепиано у своей сестры Дейзи.
Вскоре Оскар был одержим игрой классических этюдов и на короткий период забросил джаз. Он брал уроки у уроженца Венгрии Пола де Марки, который учился у пианиста-виртуоза Иштвана Томана, который сам учился у Ференца Листа, одного из самых знаменитых пианистов и композиторов в истории. Однако притягательность джаза, регтайма и других жанров, которыми наслаждались в его районе, оказалась слишком сильной.
К 14 годам Оскар уже заслужил среди местных музыкантов и энтузиастов репутацию «коричневого бомбардировщика буги-вуги», что является отсылкой к чемпиону мира по боксу в тяжёлом весе Джо Луису. На протяжении всей своей юности и в зрелом возрасте Оскар не переставал заниматься по четыре-шесть часов в день. Его тренировки окупились в 1940 году, когда он выиграл национальный музыкальный конкурс Канадской радиовещательной корпорации. В 1949 году, когда Оскару было 23 года, нью-йоркский джазовый импресарио Норман Гранц услышал по радио живое клубное выступление Оскара в такси по дороге в монреальский аэропорт.
Среди джазовых музыкантов, которые в тот или иной момент работали с Гранцем, были Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи и Каунт Бейси. Гранц был настолько потрясён способностями Оскара, что отменил свой рейс и попросил таксиста отвезти его в клуб, где проходила запись. После знакомства с Оскаром Гранц сразу же стал его менеджером, и эти отношения продлились почти всю карьеру Оскара. В том же году Гранц представил Оскара в США в нью-йоркском Карнеги-холле на серии концертов «Джаз в филармонии».
По сообщениям, связь Оскара с Гранцем была больше, чем связь клиента и менеджера. Например, когда Гранц путешествовал с Оскаром по сегрегационному Югу, он часто заступался за Оскара и других чернокожих джазовых музыкантов, которым отказывали в определённых услугах, даже когда им заказывали выступления в крупнейших концертных залах страны. Например, в начале 1950-х годов, когда Оскар выступал на Юге в трио с басистом Рэем Брауном и гитаристом Хербом Эллисом, Гранц отказался отступить, когда вооружённый пистолетом полицейский потребовал, чтобы Оскар и Браун – оба чернокожие – покинули такси, предназначенное только для белых.
Помимо работы с трио Оскара Питерсона, на протяжении 1950-х и 1960-х годов он выступал дуэтом с рядом известных джазовых музыкантов, включая Каунта Бейси и Херби Хэнкока. Кроме того, в 1960-х годах Оскар основал и возглавил Продвинутую школу современной музыки в Торонто. Школа просуществовала пять лет, но без государственного финансирования и с учётом напряжённого гастрольного графика Оскара, учебное заведение закрылось. Однако Оскар до конца своей карьеры оставался наставником и педагогом.
В 1974 году Оскар получил свою первую премию «Грэмми» за альбом «The Trio», который выиграл приз за лучшее джазовое исполнение группой. Оскар получил ещё семь премий «Грэмми», включая премию «За жизненные достижения» 1997 года. Оскар продолжал записываться и выступать вживую, хотя его игра на фортепиано стала затруднительной после того, как в 1993 году инсульт ограничил подвижность левой стороны его тела.
О способности Оскара играть после инсульта его друг и канадский политик Боб Рэй сказал: «Однорукий Оскар играл лучше, чем любой человек с двумя руками». В 2007 году здоровье Оскара стало резко ухудшаться. 23 декабря того же года, в возрасте 82 лет, Оскар умер от почечной недостаточности. «Оскар» – это солидная и полная биография, подробно описывающая карьеру одного из величайших канадских джазовых музыкантов.
- «Оскар Уайльд» Ричарда Эллмана, краткое содержание
- «Оскар и Люсинда» Питера Кэри, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Краткая удивительная жизнь Оскара Вао» Хунота Диаса, краткое содержание
- «Оскар и дама в розовом» Эрика-Эмманюэля Шмитта, краткое содержание
- «Дорога в Хлифу» Мишель Марино, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?