«Призрак короля Леопольда» Адама Хохшильда, краткое содержание читать ~5 мин.
Книга Адама Хохшильда «Призрак короля Леопольда» предлагает содержательный обзор периода с 1895 по 1908 год, когда бельгийский король Леопольд II управлял Конго – или, по крайней мере, очень большой территорией вокруг бассейна реки Конго, на которую он претендовал как на свою собственную.
В книге также рассматриваются годы, предшествовавшие приобретению Леопольдом Конго, и годы, последовавшие за переходом колонии под контроль бельгийского правительства. Хотя большая часть книги посвящена историческому рассказу Хохшильда о жизни Леопольда и людей, которые помогали ему создавать и управлять Конго, а также о жизни людей, которые помогали вырвать Конго из-под контроля Леопольда, главная фраза «призрак короля Леопольда» вполне уместна, поскольку именно наследие европейского империализма и колониализма больше всего волнует Хохшильда.
В отличие от героя своей книги, Э.Д. Мореля, Хохшильд признает, что на очень важном уровне тема Конго является лишь одним из многих возможных средств для изучения долгосрочных последствий европейской колонизации Африки. Другими словами, Конго не уникален в своём опыте европейского колониализма – практически весь африканский континент был разделён на части и передан Британии, Франции, Германии, Португалии и, в меньшей степени, Италии и Испании. Наследие этого масштабного и насильственного захвата Африки – это «призрак», и хотя король Леопольд является удобным и достойным символом этих тревожных последствий, он не единственный человек, который должен нести ответственность.
Хотя Конго не было уникальным в том, что его колонизировала европейская держава, оно «было» уникальным в том, что его колонизировал один человек, а не страна. Именно это делает эту историю такой интересной и важной для рассказа; это и тот факт, что до 1970-х годов почти никто за пределами страны не имел представления о зверствах, совершенных в Конго во времена правления Леопольда.
Даже бельгийцы, которые получили контроль над Конго после того, как Леопольд продал его им в 1908 году, не имели коллективной культурной памяти о массовых убийствах, совершенных там под руководством их собственного короля. Сам Хохшильд признается, что ничего не знал о Конго, несмотря на свой профессиональный интерес к истории прав человека, и книга, которую он пишет, является сознательным и явным вкладом в раскрытие того, что он называет одним из «умолчаний» истории.
В книге есть и Введение, и Пролог. Во Введении Хохшильд даёт обзор основных персонажей книги, начиная, как и следовало ожидать, не с короля Леопольда, а с Эдмунда Мореля, потому что Морель – герой книги, а король Леопольд II – явный злодей. Хохшильд также даёт обзор целей и тем книги, а затем в Прологе переходит к более глубокой истории и рассказывает о первом контакте между жителями Конго и европейцами в конце XV века. Этот ранний контакт и порождённая им работорговля, как показывает Хохшильд, стали основой для более позднего, девятнадцатого века, колониализма, поскольку значительно ослабили способность африканских народов в этом регионе дать отпор европейским вторжениям.
Остальная часть книги состоит из двух частей, которые делят повествование на период, предшествующий появлению Эдмунда Мореля на сцене, и время, которое он проводит, подрывая власть Леопольда в Конго. В первой части, озаглавленной «Идущие в огонь», мы знакомимся с самим Леопольдом, бельгийским королём и Генри Мортоном Стэнли, исследователем Африки, который заложил основы Конго Леопольда, создав станции на верхнем течении реки и проследив за строительством железной дороги.
Мы также встречаем «первого еретика», Джорджа Вашингтона Уильямса, чернокожего американца, который первым публично раскритиковал управление Леопольдом Конго; Уильяма Шеппарда, первого чернокожего американского миссионера в Конго; и молодого Джозефа Конрада. Часть I заканчивается рассказом о том, как Морель осознал, что в Конго Леопольда что-то не так и что он «"наткнулся на тайное общество убийц с королём в качестве покровителя"».
Часть II, озаглавленная «Король в бухте», документирует борьбу между Морелем и Леопольдом за судьбу Конго. В то время как Морель пытался раскрыть правду о Конго, Леопольд пытался манипулировать общественностью и правительством, заставляя их поверить в то, что он является образцом гуманизма, чей интерес к Конго носит чисто филантропический характер. В этом разделе мы получаем более полное представление о задачах и методах Мореля, а также знакомимся с некоторыми из его главных союзников – прежде всего Роджером Кейсментом, а также Хезекией Эндрю Шану, Джоном и Элис Харрис, Марком Твеном, Букером Т. Вашингтоном и Артуром Конан Дойлом. В этом разделе описываются некоторые успехи короля в преодолении бури в СМИ, которую вызвали откровения о Конго, а также его основные ошибки, которые включали в себя принятие шестнадцатилетней проститутки в качестве своей любовницы, когда ему было шестьдесят пять лет, наем не того человека для лоббирования в США и отправку якобы фиктивной комиссии по расследованию, которая раскрыла те же злодеяния, о которых говорили его критики.
Предпоследняя глава завершает отдельные истории Мореля, Кейсмента и Шеппарда и поднимает вопросы об успехе реформаторского движения Мореля, учитывая, что система принудительного труда оставалась в силе в Бельгийском Конго вплоть до Второй мировой войны, и учитывая, что большая часть остальной Африки к югу от Сахары, в частности, регионы производства каучука, продолжали подвергаться жестокому обращению со стороны европейских держав.
Книга заканчивается объяснением того, как тщательно этот период истории был вычеркнут из коллективной памяти, даже из коллективной памяти людей, которые пережили самое худшее. Последняя глава также включает в себя рассказ о том, как сложилась судьба Конго в годы после обретения независимости от Бельгии в 1960 году и как призрак Леопольда все ещё живёт там.
Наконец, в ней обсуждается наследие Мореля, отмечается, что хотя он и не достиг своей цели реформ в Конго, он «сохранил живую традицию, способ видения мира», который, по сути, является моральным признанием основных прав человека. Именно в этой традиции Хохшильд видит участие своей книги.
- «Звезда по имени Генри» Родди Дойла, краткое содержание
- «Жизнь на границе» Майка Роуза, краткое содержание
- «Легенда» Мари Лу, краткое содержание
- «Маленький дом в большом лесу» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- «Леди Сьюзен» Джейн Остен, краткое содержание
- «Маленький домик в прериях» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- «Меньше, чем ноль» Брета Истона Эллиса, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?