«Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, краткое содержание читать ~4 мин.
«Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo’s Nest) — роман американского писателя Кена Элтона Кизи (Ken Elton Kesey), опубликованный в 1962 году. В основу произведения лёг личный опыт автора, который работал санитаром в госпитале для ветеранов, а также участвовал в экспериментах с психоактивными веществами, проводимых ЦРУ в рамках проекта MKUltra. Это позволило ему создать мощное высказывание, критикующее карательную психиатрию и устоявшиеся социальные нормы.
Центральный конфликт романа — это не только противостояние сильной личности и репрессивной системы, но и аллегория борьбы за индивидуальность. Кизи вводит метафору «Комбината» — обезличенной механистической силы, которая стремится подчинить себе всё общество. В условиях больницы главным представителем этой силы выступает старшая медсестра Милдред Рэтчед.

Вскоре после публикации роман был адаптирован для бродвейской сцены, а в 1975 году вышла знаменитая экранизация Милоша Формана с Джеком Николсоном в главной роли. Фильм получил пять премий «Оскар» в главных номинациях, включая «Лучший фильм». В 2005 году журнал «Time» включил роман в список 100 лучших англоязычных романов, изданных с 1923 года.
Действие разворачивается в психиатрическом отделении больницы штата Орегон. Повествование ведётся от лица «Вождя» Бромдена, пациента-индейца, который притворяется глухонемым, чтобы оставаться незаметным для персонала. Он страдает от паранойи и галлюцинаций, в том числе от «тумана», который застилает его сознание всякий раз, когда система «Комбината» усиливает своё давление.
Жизнь отделения меняется с появлением Рэндла Патрика Макмерфи, которого переводят из тюремной фермы. Он симулирует психопатию, надеясь избежать каторжных работ и провести срок в более комфортных условиях. Макмерфи быстро понимает, что отделением железной рукой управляет медсестра Рэтчед, установившая строгие и, на первый взгляд, бессмысленные правила.
Будучи азартным игроком, Макмерфи заключает с другими пациентами пари, что сможет за неделю сломить дух медсестры Рэтчед. Это становится началом открытой борьбы за власть, которая определяет весь сюжет. Сначала Макмерфи лишь высмеивает и оспаривает больничные порядки.
Вскоре, используя свою харизму, он убеждает врача отделения пойти против воли Рэтчед. Затем Макмерфи инициирует голосование, чтобы изменить распорядок дня и посмотреть Мировую серию по бейсболу. Рэтчед отказывает, несмотря на большинство голосов. В знак протеста пациенты во главе с Макмерфи усаживаются перед выключенным телевизором.
Рэтчед решает не переводить Макмерфи, а оставить его в отделении, чтобы на его примере показать тщетность бунта и сломить его волю. Для Макмерфи становится ударом осознание того, что, в отличие от тюрьмы, срок его пребывания в больнице зависит исключительно от решения Рэтчед. Он на время подчиняется правилам, что приводит других пациентов в уныние.
Узнав, что большинство пациентов находятся в лечебнице добровольно, Макмерфи возвращается к бунтарскому поведению. Когда Рэтчед отменяет привилегии для отделения, он в гневе разбивает кулаком стеклянную перегородку поста медсестры.
Следующей инициативой Макмерфи становится рыболовная прогулка в океане. Рэтчед пытается запугать пациентов, чтобы они отказались от поездки, но Макмерфи удаётся собрать группу. Эта поездка оказывает на пациентов терапевтический эффект: они возвращаются в больницу, вновь обретя чувство собственного достоинства.
Рэтчед пытается настроить пациентов против Макмерфи, публикуя финансовые отчёты, из которых следует, что он нажился на поездке. Однако, когда Макмерфи вступается за другого пациента и дерётся с санитарами, остальные понимают, что им движет не корысть. Бромден присоединяется к драке, после чего их обоих отправляют на электрошоковую терапию.
Процедуры не влияют на бунтарский дух Макмерфи. Напротив, для Бромдена шоковая терапия становится проясняющим опытом, помогая ему выйти из многолетнего «тумана». Когда они возвращаются в своё отделение, пациенты встречают их как героев.
Накануне запланированного побега Макмерфи устраивает в отделении прощальную вечеринку. Он откладывает свой уход, чтобы организовать свидание для застенчивого Билли Биббита с девушкой по имени Кэнди. Утром персонал обнаруживает следы ночного веселья и спящего Макмерфи.
Обнаружив Билли с Кэнди, Рэтчед угрожает рассказать обо всём его властной матери. Потрясённый Билли совершает самоубийство. Рэтчед холодно сообщает об этом Макмерфи, обвиняя его в смерти пациента. В ярости Макмерфи набрасывается на неё, срывает с неё униформу и пытается задушить.
После этого нападения многие пациенты, вдохновлённые Макмерфи, находят в себе силы покинуть больницу. Рэтчед возвращается на работу со следами побоев и потерянным голосом. Через несколько недель в палату привозят Макмерфи, перенёсшего лоботомию и превращённого в вегетативное состояние.
Не желая, чтобы Макмерфи оставался в памяти пациентов сломленным символом, Вождь Бромден душит его подушкой в качестве акта милосердия. После этого он поднимает тяжёлую консоль для гидротерапии, которую Макмерфи так и не смог сдвинуть, разбивает ею окно и сбегает из больницы на свободу.
- Волшебство каждого наброска на выставке «Этюд, эскиз, модель» Русского музея
- В драматическом театре показали эскиз спектакля «Фронтовичка»
- В столичном Сахаровском центре представили эскиз спектакля о Мандельштаме
- 30 000 фунтов стерлингов за эскиз Тициана стоимостью в миллионы
- Гамлет. Эскизы Шопена. Моноконцерт
- «Абсолютно почти» Лизы Графф, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?