«Теория справедливости» Джона Ролза, краткое содержание читать ~3 мин.
Джон Ролз опубликовал «Теорию справедливости» в 1971 году, и эта работа считается возрождением нормативной политической философии. В «Теории справедливости» приводятся аргументы в поддержку теории Роулза о справедливости как честности, которая предполагает:
- равные основные права
- равенство возможностей
- повышение перспектив наименее обеспеченных слоёв общества.
Для этого Ролз использует мыслительный эксперимент, называемый исходной позицией. В исходной позиции взаимонезаинтересованные рациональные люди в гипотетической исходной ситуации, ограждённые от особенностей общества и своего места в нём тем, что Ролз называет «завесой неведения», договариваются о том, в каком обществе они хотят жить. Этот мысленный эксперимент ведёт Ролза по философскому пути общественного договора, который рассматривает распределительную справедливость с кантовской точки зрения, с целью предложить альтернативу утилитаристским доктринам.
Через исходную позицию Ролз обосновывает два принципа справедливости, которые диктуют, что:
- каждый человек имеет одинаковые права на полную схему равных основных свобод
- что должности и посты открыты для всех в условиях справедливого равенства возможностей, и
- что социальное и экономическое неравенство должно быть устроено так, чтобы оно приносило пользу наименее обеспеченным членам общества. Ролз называет это последнее положение принципом различия.
Важным элементом двух принципов Ролза является то, что первый принцип, требующий равной свободы, имеет приоритет перед вторым принципом, а в рамках второго принципа равные возможности имеют приоритет перед принципом различия.
В своих восьмидесяти семи разделах «Теория справедливости» развивает эту теорию, включая:
- четырёхступенчатую последовательность разработки принципов и применения правил
- рассматривается проблема справедливости между поколениями
- аргументирует включение естественных обязанностей и обязательств в концепцию справедливости
- оправдывает гражданское неповиновение и сознательный отказ как необходимые для любой концепции справедливости, и
- рассматривает вопросы добра, права, самоуважения, превосходства, стыда, зависти и принципы моральной психологии.
Все рассуждения ведутся с целью полностью сформулировать теорию справедливости как честности, чтобы она могла служить разумной альтернативой утилитаризму.
Теория справедливости как честности Ролза состоит из трёх частей, которые поддерживают друг друга и образуют единую теорию. Первая часть теории Ролза устанавливает её теоретическую структуру и включает главы «Справедливость как справедливость», «Принципы справедливости» и «Исходная позиция». Вторая часть теории устанавливает институты справедливости и включает главы «Равная свобода», «Распределительные доли» и «Долг и обязанность». Третья часть его теории устанавливает, что принципы, установленные в первой и второй частях, создают осуществимую концепцию справедливости. Эта третья часть включает главы «Добро как рациональность», «Чувство справедливости» и «Благо справедливости».
Окончательная формулировка двух принципов справедливости как честности представлена следующим образом:
«ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП: Каждый человек должен иметь равное право на наиболее обширную общую систему равных основных свобод, совместимую с аналогичной системой свобод для всех.
«ВТОРОЙ ПРИНЦИП: Социальное и экономическое неравенство должно быть устроено так, чтобы оно одновременно (а) приносило наибольшую пользу наименее обеспеченным, в соответствии с принципом справедливой экономии, и (б) было связано с должностями и постами, открытыми для всех в условиях справедливого равенства возможностей».
«ПРАВИЛО ПЕРВОГО ПРИОРИТЕТА (ПРИОРИТЕТ СВОБОДЫ): Принципы справедливости должны быть ранжированы в лексическом порядке, и поэтому основные свободы могут быть ограничены только ради свободы. Возможны два случая: (а) менее широкая свобода должна укреплять общую систему общих для всех свобод; (б) менее равная свобода должна быть приемлемой для тех, кто обладает меньшей свободой.
«ПРАВИЛО ВТОРОГО ПРИОРИТЕТА» (ПРИОРИТЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ НАД ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И БЛАГОСОСТОЯНИЕМ): Второй принцип справедливости лексически предшествует принципу эффективности и принципу максимизации суммы преимуществ; а принцип справедливых возможностей предшествует принципу различий. Существуют два случая: (а) неравенство возможностей должно расширять возможности тех, кто имеет меньшие возможности; (б) чрезмерная норма сбережений должна в равновесии смягчать бремя тех, кто несёт эти тяготы».
- «Любите эту собаку» Шэрон Крич, краткое содержание
- «Любовь за любовь» Уильяма Конгрива, краткое содержание
- «Сиреневые девушки» Марты Холл Келли, краткое содержание
- «Любовь во время холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «Лекарство от любви» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Любовь, ненависть и другие фильтры» Самиры Ахмед, краткое содержание
- «Страна Лавкрафта» Мэтта Раффа, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?