«Девяносто пять тезисов» Мартина Лютера, краткое содержание читать ~6 мин.
Мартин Лютер написал «Девяносто пять тезисов: Диспут для разъяснения силы индульгенций» в 1517 году. Эти заявления были названы «тезисами», поскольку они должны были послужить основой для последующих аргументов, подобно тем заявлениям, на которых сегодня базируются научные работы студентов.
Мартин Лютер отправил копию тезисов вместе с письмом архиепископу Альбрехту фон Бранденбургу 31 октября 1517 года. Возможно, Лютер поместил копию тезисов на двери церкви Всех Святых в городе Виттенберг на севере Германии. Хотя изображение Лютера, прикрепляющего свои тезисы к двери церкви, стало знаменитым в искусстве, историки спорят, действительно ли он это сделал. Было принято использовать церковные двери для объявлений и письменных обращений к обществу. Если Лютер действительно вывесил тезисы, то это был обычный акт представления своих трудов общественности, а не акт неповиновения.
Тем не менее, тезисы Лютера произвели фурор. 31 октября, день, когда он решил отправить свои тезисы архиепископу Альбрехту, был Днём всех святых, важным святым днём в календаре католической церкви. Поздние поколения будут помнить 31 октября как день начала протестантской революции. Сегодня этот день по-прежнему отмечается как День Реформации в некоторых странах Европы и Южной Америки. После того, как идеи Лютера развились и распространились, и протестантизм стал новой ветвью христианства, «Девяносто пять тезисов» стали одним из самых важных документов в мировой истории.
Тем не менее, важно помнить, что Лютер не собирался начинать революцию. Вместо этого 95 тезисов должны были положить начало академической дискуссии. Лютера в «Девяноста пяти тезисах» в первую очередь волнуют индульгенции, как объясняет подзаголовок документа – «Диспут для разъяснения силы индульгенций».
Индульгенции – это продаваемые католической церковью гранты, которые уменьшали покаяние, необходимое живому или умершему христианину для искупления своих грехов. Хотя Лютер и его сторонники окажут большое влияние на историю христианства, в «Девяноста пяти тезисах» Лютер не утверждает, что он хочет изменить христианство или избавиться от папы.
Лютер объясняет, что он профессор теологии в Виттенбергском университете и что он предлагает тезисы для обсуждения. В тезисах Лютера утверждается, что когда Иисус Христос призывал своих последователей покаяться (Матфея 4:17), он имел в виду, что «вся жизнь верующих должна быть жизнью покаяния». В следующих тезисах Лютер поясняет, что в этом библейском отрывке Иисус имеет в виду таинство покаяния. Лютер утверждает, что Иисус имел в виду не только «внутреннее» покаяние, то есть раскаяние в своих поступках. Напротив, Иисус также просил о «внешнем» покаянии, что означало бы решение проявлять больше «внешнего самоконтроля» в будущем. Лютер заключает, что «истинное внутреннее покаяние» повлечёт за собой чувство вины или «ненависть к себе», которая не закончится до тех пор, пока человек не попадёт на небеса.
В следующих тезисах Лютер затрагивает вопрос о власти папы над прощением и покаянием. Поскольку Лютер рассматривает покаяние как вопрос вины, он утверждает, что папа не может уменьшить количество требуемого покаяния, как не может уменьшить вину человека. Папа также не может уменьшить наказания, которым подвергаются умершие в чистилище за свои грехи при жизни. Напротив, умершие освобождаются от всех канонических наказаний, которые может наложить церковь. Священники, утверждающие обратное, “поступают невежественно и нечестиво”. Используя индульгенции для того, чтобы сначала предложить людям отпущение грехов, а затем потребовать от них покаяния, священники отменяют старую процедуру церкви, в которой отпущение грехов предлагалось только «после» совершения покаяния.
Лютер обсуждает чистилище. Он рассматривает загробную жизнь с точки зрения эмоций: “Различия между адом, чистилищем и раем сродни различиям между отчаянием, страхом и уверенностью в спасении”. Лютер рассматривает чистилище как место, где души могут потерять страх перед проклятием и обрести Божью любовь. Короче говоря, Лютер утверждает, что души в чистилище не нуждаются в покаянии со стороны церкви.
Далее Лютер утверждает, что папа может смягчить или отменить только те наказания, которые налагает сама церковь, ссылаясь на покаяние, которое церковь назначает людям, ищущим отпущения грехов. Даже если бы папа мог давать такие послабления, они были бы доступны лишь немногим. По мнению Лютера, папа может помочь душам в чистилище, только молясь за них. В противном случае он не имеет прямого влияния на размер епитимьи, которую они должны выплачивать в чистилище. Утверждение, что папа может помочь душам попасть на небеса, является «просто человеческой доктриной», распространяемой обманутыми священниками. Церковь может только молиться Богу от чьего-либо имени, в то время как только Бог определяет, когда душа попадёт на небеса.
Лютер добавляет, что мы не можем знать, все ли души в чистилище желают спасения. Также никто не может знать, раскаялись ли они в своих грехах или получили пленарное (полное) прощение. Лютер заключает, что человек, который покупает индульгенцию и искренне раскаивается, встречается “крайне редко”. Согласно церковной доктрине, индульгенции годятся только для получения покаяния. Однако некоторые священники заставляют людей верить в то, что получение индульгенций освобождает их от грехов. Это заставляет людей верить, что индульгенция делает ненужным истинное раскаяние в своих грехах.
Лютер по-прежнему настаивает на том, что индульгенции могут принести определённую пользу. Однако он утверждает, что люди должны понимать, что лучше потратить свои деньги на благотворительность в пользу бедных или на свою собственную семью. При неправильном понимании индульгенции могут привести к тому, что христиане “потеряют страх Божий”. Лютер также считает, что сам Папа Римский пришёл бы в ужас от действий «ловцов индульгенций». Далее он осуждает священников, которые обсуждают индульгенции так же или даже больше, чем истинные догматы церкви.
Лютер приходит к выводу, что “истинное сокровище церкви – это святейшее Евангелие о славе и благодати Божьей”. Это сокровище больше всего игнорируется. Вместо того чтобы ценить послание церкви о любви Бога к бедным и угнетённым, некоторые священники ценят индульгенции ради прибыли.
Лютер говорит, что злоупотребление индульгенциями вредит репутации Папы. В частности, он поднимает такие вопросы, как почему папа не освобождает каждую душу, находящуюся в чистилище, почему обеты молитвы за умерших продолжаются, если папа может отпустить грехи всем душам, и почему нечестивым людям разрешено покупать выход из чистилища. Лютер заключает, что обязанность священников и богословов – напоминать христианам о том, что они должны «быть уверены в том, что попадут на небеса через многие скорби, а не через ложную безопасность мира». Говоря иначе, Лютер заканчивает своё выступление утверждением, что индульгенции предлагают обманчиво лёгкий путь к спасению.
- Протестантский хорал от Лютера до Баха
- «Письмо из Бирмингемской тюрьмы» Мартина Лютера Кинга младшего
- «На пути к свободе» Мартина Лютера Кинга младшего
- «Нет лёгкого пути к свободе» Нельсона Манделы, краткое содержание
- «Девятый дом» Ли Бардуго, краткое содержание
- «Дыхание снега и пепла» Дианы Габалдон, краткое содержание
- «Моби Дик» Германа Мелвилла, краткое содержание
- «Убеждение» Джейн Остин, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?